Файл: Задание 2. Агафонова Н. В. Тема Культурогенез в первобытную эпоху Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание №2. Агафонова Н.В.

Тема 5. Культурогенез в первобытную эпоху
Задание 1. Иллюстрацией каких теорий культурогенеза могут выступать следующие высказывания (объясните свой ответ):

  1. «Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации» (З. Фрейд).


Ответ: иллюстрация Символической концепции культурогенеза. Потому что кидание камней – это признак животного, не способного выразить злость и агрессию с помощью речи. А ругательство – это, в первую очередь, сигналы речи (слова).


  1. «Совсем другое дело, если ваш репродуктивный успех зависит от того, сумеете ли вы повысить свой социальный ранг, умело манипулируя соплеменниками, каждый из которых стремится к тому же, что и вы. В этом случае для того, чтобы оставить больше потомства, вам нужно быть не просто хитрым – вы должны быть хитрее своих сородичей» (А. Марков).


Ответ: концепция социального интеллекта. Соперничество со своими соплеменниками, манипуляции, хитрость – умение, которое приводит к социальному признанию. Социальный интеллект с помощью социальных знаков учится различать то, как вести себя «на людях», и то, о чем лучше умолчать, как использовать знаки для повышения своей

репутации и социального признания.
Задание 2. О каких формах первобытных религиозных верований идет речь:

  1. «вера в “духовные существа” – во всевозможных духов, демонов, гениев, в разные божества, а также в душу живого человека и мертвеца» (С.А. Токарев).


Ответ: Анимизм


  1. «именование отдельных родов (а первоначально фратрий) по животным – обычай, вполне понятный в условиях охотничьего быта. Возможно, что каждый род получал обозначение по животному или растению, чаще встречающемуся на его территории» (С.А. Токарев).



Ответ: Тотемизм


  1. «религиозное почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства» (С.А. Токарев).


Ответ: Фетишизм

Ответы на вопросы в комментариях:

    1. В какой теории речь идет о роли языка и прочих систем знаковой коммуникации в становлении культуры?

Символическая концепция культурогенеза, представленная в разных вариантах в работах Э. Кассирера, М. Хайдеггера, И.П. Павлова, Б.Ф. Поршнева и др., отдает решающее значение в становлении человеческой культуры возникновению символической (или вторичной сигнальной) системы, в качестве которой, в первую очередь, выступает членораздельная речь. Отличие человеческого языка от первичных сигнальных систем у животных заключается в оперировании условными (конвенциональными) обозначениями отвлеченных и обобщенных свойств действительности («сигналы сигналов»).

1.2. в какой теории речь идет о развитии способности манипулировать другими?

Концепция социального интеллекта (Р. Данбар, С. Гаврильц, А. Воуз и др.) предполагает, что увеличение количества популяции, косвенно подтверждаемое рядом археологических данных, привело к снижению эффективности обычного для приматов способа улаживания конфликтов в коллективе – груминга. В этих условиях более экономичным по времени способом коммуникации становятся условные вербальные знаки, а также учет возможного поведения другого – модель психики (или «теория ума»). Доказано присутствие «теории ума» у шимпанзе – они учитывают то, что другое шимпанзе может обладать иной информацией и руководствоваться ею. Но у человека возникает вторичная модель психического – способность понимать, что другой индивид «не знает, что я знаю, что он знает и т.д.» Социальный интеллект с помощью социальных знаков учится различать то, как вести себя «на людях», и то, о чем лучше умолчать, как использовать знаки для повышения своей репутации и социального признания. Так рождается внутренний мир Я, соотносящий себя с другими Я и, одновременно, скрывающий себя от других.

2.2 Нет такого понятия «тотеизм».

Тотемизм - вера в животное-первопредка

, основателя рода (реже тотемом было растение или предмет). Тотем нельзя убивать и принимать в пищу за исключением особых праздников, в которых коллективное поедание тотема символизирует причащение всех индивидов к коллективному целому. Тотемические представления регулируют брачные отношения и наследование рода через запрет брачных отношений между представителями одного тотема и систему его наследования