Файл: Практическая работа 5 Вариативное задание Прочитайте текст и выполните задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №5

Вариативное задание № 3.

Прочитайте текст и выполните задания.

Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый»

Предложите свой ответ на вопрос о том, что такое авторитет учителя. Обоснуйте свое мнение, используя аргументы автора и свои собственные.

Учебно-воспитательный процесс невозможен без взаимодействия ученика и учителя. И от того, каким будет это взаимодействие, зависит успешность образовательных и воспитательных целей. Отношения педагога со своими воспитанниками зависят от множества факторов, но ключевым является авторитет учителя. Роль авторитета учителя-воспитателя в образовательном процессе рассматривали педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.). Что же такое учительский авторитет? Как его получить?

В толковом словаре Ожегова авторитет понимается как общепризнанное значение, влияние, общее уважение. В педагогической деятельности общепризнанное значение можно понимать, как значение, признанное учениками и педагогическим коллективом, влияние – способность воздействовать на учащихся не только с помощью педагогических и психологических методов, но и используя внешность, личные качества характера. Авторитет педагога – это положительная оценка учащимися личных качеств и профессионального мастерства педагога, способность учителя влиять на ученика. Н.Г. Никонов писал: «Авторитет не сразу растет. Его завоевывают». И это абсолютно верное утверждение. Прежде чем довериться педагогу, ребенок должен его узнать, увидеть его в разных ситуациях, оценить по своим меркам. Какими же качествами должен обладать педагог – чтобы заслужить авторитет у своих воспитанников? На мой взгляд любовь к детям, к своей профессии - важнейший аспект хорошего учителя.

Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Любовь к педагогике не мыслима без любви к ребенку. Учитель, движимый любовью к своему делу, постоянно изучает, ищет, экспериментирует, дабы лучше, качественнее, успешнее взаимодействовать с детьми – научить, воспитать, поддержать.


Кроме любви очень важны личные качества учителя. Учитель должен быть образцом для подражания, неповторимым героем, на которого хочется равняться. Вот как говорит об этом Н.Г. Новиков: «Должен я стать если не героем, то уж таким образцом, что рот раскрывай, сплетничай, удивляйся, злословь.» Педагог должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться, быть эрудированной, незаурядной личностью, чтобы вызвать интерес и позднее уважение детского коллектива. Самодисциплина, собранность, аккуратность в одежде, в словах, воспитанность, тактичность, последовательность в словах и делах, гибкость, внимание к каждому ученику, доброжелательность, честность, открытость, оправданная требовательность, справедливость – те качества, которые должен воспитывать в себе педагог. Этот далеко не полный список того, к чему должен стремиться каждый педагог для завоевания авторитета у воспитанников.

Чтобы получить уважение, педагог сам должен уважать своих учеников. Отношения учителя и его воспитанников должны строится на доверии и взаимоуважении. Учитель должен строить общение с детским коллективом не с позиции «начальника», а с позиции старшего товарища, более сведущего и готового прийти на помощь.

Конечно, важны и профессиональные качества учителя. Учитель должен отлично знать свой предмет и владеть всеми методами и приемами обучения, хорошо разбираться в особенностях возрастной психологии. Добрый отзывчивый учитель, который не способен объяснить тему урока, вряд ли вызовет уважение у детей. С.Д. Глаголев в своем интервью говорит о том, что авторитет зависит от личного примера, доверия и понимания. Глаголев и Новиков едины в своем понимании авторитета.

Подводя итог можно сформулировать определение педагогического авторитета. Авторитет педагога – это инструмент, способствующий образовательному и воспитательному процессу, который складывается из личностных и профессиональных качеств конкретного учителя.
Практическая работа № 5

Инвариантное задание № 4

Рассуждение об интервью С.М. Глаголева «На чем стоит авторитет учителя»

Сергей Менделеевич Глаголев в своем интервью рассуждает о том, на чем стоит авторитет учителя. Я согласна с автором, что современные дети отличаются от советских сверстников, как и их родители. У учителя практически не осталось никаких рычагов давления.



Сергей Менделеевич говорит: «Реализуется идея, что родители и ученик всегда правы, и если родители или ученик чем-то недовольны, то кто в этом виноват? — школа, учитель, директор: не обеспечили, не создали, не сделали или сделали не то. Мы с этим, конечно, пытаемся бороться, но реально это невозможно, потому что позиция «наверху» именно такая, и она целенаправленно насаждается. Если родитель будет всерьез чем-то недоволен, школа практически во всех случаях окажется однозначно виноватой». Как практикующий учитель могу констатировать, что это так. Кроме того, последнее время часто встречаю родителей, которые изначально настроены против школы, учителей. Их дети смотрят на мир через призму негативного опыта родителей. Настроить таких ребят, а также их родителей на положительное сотрудничество бывает очень непросто. Здесь важную роль играет авторитет учителя.

И С. Глаголев говорит, о том, что авторитет – это вопрос личного примера и зависит от доверия и понимания. Я считаю это справедливым. На мой взгляд, учитель должен быть эталоном для учащихся, быть последовательным в своих требованиях. Сказал – сделал, обещал – выполнил. С. Глаголев говорит об этом так: «И еще один важный аспект: если ты сказал, что чего-то делать нельзя, ты должен проследить и показать, что это действительно нельзя. Например, если нельзя купаться без взрослых, то за нарушение этого правила должно быть немедленное и строгое наказание. Ушли купаться — все, надо их отправлять домой, как бы ни было жалко, потому что, если ты предупредил и, если это действительно опасно, ты должен вылезти из кожи вон, но отправить нарушителя к родителям — показать всем остальным, что этого делать действительно нельзя. Не потому, что он сделал что-то сверхъестественное, а потому, что он тебя обманул, нарушил доверие. Без этого невозможно строить нашу работу, по крайней мере внешкольную, наши практики». Важно, чтобы требования учителя были понятны и поддерживались всем коллективом.

Авторитет учителя зависит не только от личных качеств педагога и любви к своему предмету, педагогическое требование также является важным фактором, влияющим на становление авторитета. Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. Функции педагогического требования В.М. Коротов видит в том, что оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять духовные взаимоотношения и придает им общественную направленность. Мне близка позиция А.С. Макаренко, который писал, что уважение к личности воспитанника и требовательность к нему являются одним из основных принципов в работе учителя и воспитателя.


Педагогический авторитет – мощная сила, которая должна способствовать развитию личности ребенка, направлять его, вдохновлять. И ни в коем случае не превращаться в орудие, направленное на подавление, насилие и деформацию личности ученика.

В современном образовательном процессе мы должны воспитать всесторонне развитую личность, нравственную, с осознанной гражданской позицией, умеющую принимать решения, искать нестандартные выходы, справляться с трудностями и быть стойким в критических ситуациях. Очевидно, что старая модель отношений ученика и педагога сегодня неактуальна. Учащимся в современной школе должны быть предоставлены возможности для реализации своих способностей. Не заучивание, а понимание! Не слепое следование рекомендациям, а способность критически мыслить, осознать и, возможно, найти свое решение.

Учащиеся не будут бездумно выполнять команды учителя, не то сейчас время. Для успешной педагогической деятельности, в том числе воспитательной современному учителю необходимо завоевать авторитет. Авторитет складывается из множества факторов личностного и профессионального характера, и педагогу необходимо постоянно работать над собой, чтобы стать авторитетом для воспитанников и не потерять этот статус.