Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Экзаменационная работа
(4 семестра)
Дисциплина: Налоговое право
Реферат
Тема: Элементы налогообложения
Выполнил: Домнич Дмитрий Игоревич
40.03.01. «Юриспруденция» ЮНУ-118
Проверил(а):
Омск 2020 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………...3
-
Сущность налогообложения ………………………..…………….6 -
Правовой механизм элемента……………………………………...9-
Основные элементы налогов………………………………10 -
Факультативные элементы…………………………………13 -
Дополнительные элементы………………………………...15
-
Заключение……………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………...20
Введение
Государственная власть любого государства, в том числе России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается и будет нуждаться в дешевых средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из таких дешевых средств являются налоги.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.
Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Изъятие налогов у организаций и граждан как налогоплательщиков не требует практически никаких вложений со стороны государства. Для изъятия налогов требуется только армия чиновников и служащих, на содержание которых хотя и требуются средства, но они же и покрываются за счет изъятия средств.
С уверенностью можно утверждать о том, что ни в сфере научных знаний о политических, экономических, социальных и любых других закономерностях общественного развития, ни в структурах разноуровневых хозяйственных связей невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения.
К законам о налогообложении предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить: обязанное лицо, размер обязательства, порядок и сроки его исполнения, границы требований государства в отношении имущества плательщика и др.
Тем самым очерчивается круг элементов (составляющих), которые позволяют понять и всесторонне изучить тот или иной налоговый платеж. В совокупности эти элементы образуют определенную структуру, логику построения которой остается инвариантной. Другими словами, речь идет о структуре налога.
Налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельно юридическое значение. Положение о выделении этих элементов отражено в части первой Налогового кодекса РФ. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных обстоятельствах или к нарушениям со стороны налоговых органов. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц - на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений. Источником отчислений так же является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды в форме единого социального налога (взноса), привязанного к заработной плате труда и включаемого в себестоимость продукции.
-
Сущность налогообложения
Рыночная экономика в современных условиях - система организации хозяйства в масштабах страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции граждан (как собственников своей рабочей силы) и хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Основу рыночных отношений между производителями и потребителями, продавцами и покупателями составляют свобода каждого в выборе делового партнера, свободное движение товаров и услуг, финансового капитала и рабочей силы в пределах общего экономического пространства. Вне рыночных отношений остаются организации и учреждения отраслей непроизводственной сферы, которые функционируют за счет бюджетных ассигнований, хотя и имеют (могут иметь) дополнительные поступления от предоставления услуг на коммерческой основе.
Налоги - это обязательный платеж, поступающий в распоряжение государства, в определенных законом размеров и в установленные сроки.
В жизни общества огромную роль играют налоги. С ними связана деятельность всех людей. С момента возникновения общества люди делятся на потребителей и производителей. Чтобы содержать потребителя необходимо отнимать средства производителя. Таким образом, возникла необходимость создания налогов. Отнимание налогов бывает:
-
обязательным; -
добровольным; -
гласным; -
негласным.
Исторически сложилось 3 формы отчуждений:
-
добровольное гласное и негласное (подарок); -
принудительно-негласное (крата); -
принудительно-гласное (налоги).
Оптимизация налогообложения - это одна из важнейших проблем современности, затрагивающая всесоциально все сферы жизни общества.
Налоги выступают с одной стороны как экономическая категория, а с другой стороны как субъективный инструмент деятельности людей. Экономическая категория налогов выражается в планомерном отношении между субъектами общества по принудительному и гласному отчуждению материальных ценностей, в этом и заключается экономическая сущность налогов.
Появление налогов обусловлено разделением общества на социальные группы. Развитием товарных, а позднее товарно-денежных отношение, а также появлением государства.
В качестве материальной базы налогов выступает национальный доход. Национальный доход - вновь созданная в производстве и приращенная в обращении стоимость.
В создании этой стоимости участвует труд, капитал и природные ресурсы. Национальный доход распадается на 2 части:
-
поступает собственникам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов; -
наемным работникам в виде оплаты труда.
Таким образом, формируются конкретные доходы основных социальных групп общества. Данные распределения национального дохода первично, и оно находится в не поля налоговых отношений. Первичное распределение новой стоимости в условиях рынка дополняется вторичным распределением или перераспределением национального дохода, осуществляемым с помощью налогов. Последующие стадии перераспределения доходов связаны с использованием государственных ресурсов на общенациональные нужды. Они выражены системой расходов государства и выходят за рамки налогообложения.
Налоговые отношения формируются при перераспределении национального дохода, это отношения между двумя субъектами: налогоплательщиком и государством.
Налоги - отчужденное государством на общественные нужды часть новой стоимости, которая централизуется им в форме общегосударственных финансовых ресурсов в общенациональном денежном фонде - бюджете страны.
В процессе формирования бюджета государства раскрывается содержание налогов. Следовательно, налоги - это инструмент аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственником государства.
Финансовые отношения между государством и обществом по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.
2.Правовой механизм элемента
Налоговые правоотношения содержат собственную специфику, не свойственную иным правовым институтам, которая заключается в наличии особых оснований и особого механизма лишения прав собственности налогоплательщиков. Наличие механизмов, допускающих в ряде случаев внесудебное лишение (ограничение) права частной собственности, требует создания особых гарантий соблюдения прав налогоплательщиков. Подобные гарантии осуществляются за счет наличия особого механизма определения суммы, подлежащей внесению в бюджет в качестве налога. Подобное возможно в силу
наличия особой структуры налоговой обязанности, особого состава налога.
Правовое регулирование обязательных налоговых платежей определяется особенностями компетенции органов государственной власти и управления по их установлению, изменению и отмене, а также четким закреплением всех элементов, характеризующих налог как целостный совершенный механизм. Законодательные акты по отдельным налогам и сборам отличаются относительно стабильной, традиционной структурой. В качестве составных частей ее выступают элементы правового механизма налога и сбора. При этом необходимо исходить из того, что регулирование правового механизма налога осуществляется путем закрепления императивного набора элементов, определяющих содержание и особенности реализации налоговой обязанности. Налоговым кодексом РФ закрепляются эти основания.
2.1.Обязательные элементы налогов
Элементы налогообложения имеют универсальное значение, хотя налоги различны и число их велико. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исчисления не могут считаться определенными, называют Существенными или обязательными элементами закона о налоге. К ним в соответствии со ст.17 Кодекса относятся:
-
налогоплательщики; -
объект налогообложения; -
налоговая база; -
налоговая ставка; -
порядок исчисления налога; -
порядок уплаты налога; -
сроки уплаты налога.
Налогоплательщик (субъект налога) - это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком. Это различие связано с явлением переложения налогов. Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В соответствии с п.2 указанной статьи налогоплательщиками в установленном порядке могут являться филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций.
Объект налогообложения