ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работа психолога с проблемами грудного вскармливания как основа коррекции детско-родительских отношений
© И.Е. Валитова*, Ю.В. Барановская**
*Зав. кафедрой Психологии развития Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, доцент, кандидат психологических наук;
e-mail:irvalitova@yandex.ru
**Соискатель учебной степени кандидата психологических наук Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, Брест, Республика Беларусь;
e-mail: grethanik@mail.ru
В статье анализируется процесс грудного вскармливания как инструмент в деятельности практического психолога. Обосновывается подход к кормлению грудью как предикату детско-родительских отношений. Выделены и описаны основные компоненты психологической модели грудного вскармливания: наличие естественного кормления грудью, стратегия, длительность кормления, общение мамы с ребенком в процессе кормления, чувства, которые испытывает женщина, отлучение ребенка от груди. Предложены основные направления работы психолога с трудностями взаимоотношений в диаде “мать – ребенок” на первом году жизни.
Ключевые слова: грудное вскармливание, теории раннего развития, детско-материнские отношения, длительное грудное вскармливание, отлучение от груди, стратегия кормления, кормление по требованию, кормление по режиму.
В данной статье мы проанализируем процесс кормления грудью как инструмент в деятельности практического психолога. Наблюдая за процессом грудного вскармливания, М. Кляйн пришла к выводу, что это важнейший акт взаимодействия матери и младенца, в котором обе стороны активны и привносят свою индивидуальность [12, 13, 14]. В связи с тем, что кормление грудью – это важный момент общения на первом году жизни, он многое может сказать психологу об отношениях в диаде “мать – ребенок”. N. Roques справедливо замечает, что грудное вскармливание представляет для терапевта лучшую “входную дверь” в интимный мир матери и ее ребенка. Наблюдение за процессом кормления может дать психологу много информации. Конкретные детали следует изучать и наблюдать (поза, взгляды, изменения в поведении матери и ребенка, микросигналы), Это также эффективный способ повлиять на поведение матери, на ее отношение к ребенку и материнству [35, 36]. Изучение пищевого поведения и установок в отношении пищи, считает М. Кляйн, представляется наилучшим подходом к пониманию проблем маленьких детей. Дефицитарные, искаженные объектные отношения всегда приводят к нарушению грудного вскармливания [15].
Итак, изучение процесса грудного вскармливания (как и получение ретроспективной информации о нем) может быть важно для психолога при определении следующих моментов:
-
Изучение взаимодействия матери и ребенка (если мать еще кормит грудью). -
Прогноз детско-родительских отношений в последующем. -
Прогноз развития эмоциональной сферы у ребенка. -
Коррекция детско-родительских отношений через грудное вскармливание уже на первом году жизни.
Следует сразу отметить, что, несмотря на понимание важности изучения грудного вскармливания, в психологической литературе не описаны и не проанализированы основные психологические составляющие данного процесса. Нет информации, о том, что наблюдать и спрашивать и каким образом интерпретировать полученные данные. В связи с этим ниже мы проанализируем и опишем те аспекты кормления грудью, которые могут предоставить психологу определенную информацию об отношениях матери и ребенка1.
1. Наличие естественного грудного вскармливания
Мать, ребенок которой с рождения был переведен на искусственное вскармливание, почти всегда выразит свое глубокое сожаление по поводу невозможности кормить грудью, а причину этой невозможности будет видеть в физиологических проблемах. Однако детские врачи совместно с психоаналитиками изучили случаи недостатка материнского молока, которой многие женщины объясняют раннее прекращение кормления грудью, и выявили отсутствие физиологических причин данного феномена в подавляющем большинстве случаев [31]. “Отказ” (сознательный или бессознательный) от грудного вскармливания это первый важный индикатор проблем во взаимоотношениях. Д.Н. Исаев считает, что отказ матери от кормления грудью часто связан с сильным стрессом, эмоциональными проблемами последней. Все эти изменения у матери могут привести к появлению эмоциональных нарушений у ребенка, усугубляющихся недостаточным телесным контактом, который жизненно важен для ребенка [9]. Исследования показывают, что контакт кожа к коже между матерью и ребенком снижает выработку гормонов стресса на 74%. Высокий уровень содержания этих гормонов в крови приводит к нарушению функционирования желудочно-кишечного тракта, развития в целом. В принципе, контакт кожа к коже может существовать и без грудного вскармливания. Однако практика показывает, что матери редко прижимают ребенка к обнаженной груди, если не кормят грудью [33]. Очень часто отказываются кормить грудью женщины, страдающие послеродовой депрессией [6]. В этом случае налаживание грудного вскармливания рассматривается как один из способов профилактики депрессии в послеродовый период.
Часто непродолжительный период грудного вскармливания является следствием так называемого “отказа ребенка от груди”. Причины данного поведения, согласно представителям психоанализа, кроются в следующем.
1. Искаженное отношение матери к ребенку, тревога женщины по поводу кормления. По мнению Р. Шпица, самостоятельный отказ малыша от груди может быть связан с так называемым пассивным отказом матери от материнства. В этих ситуациях часты заявления родителей об отсутствии молока, безуспешных попытках кормления, за которыми скрывается нежелание принимать на себя роль матери [32].
2. “Еда является тем «полем битвы», на котором могут быть обнаружены проблемы в отношениях матери и ребенка” [29, с. 6]. “…каждый отказ ребенка от еды нацелен на нее (мать – мое прим.) лично, то есть выражает неприятие ребенком ее материнской заботы и отношения… Это объясняет также, почему на этих фазах отказ от пищи и прихоти в еде могут исчезнуть, если кормление будет осуществляться не матерью, а заменяющим ее незнакомым человеком” [29, с. 6]. Ошибки в уходе за ребенком, и, как следствие, разрушение у ребенка веры в надежность матери, приводят к тому, что у него пропадает желание сосать материнскую грудь. Такой отказ называют “отказом от мамы” [22].
3. Длительное переживание чувства голода. М. Кляйн отмечает, что в подобной ситуации ребенок может отказаться от груди и продолжать плакать. В таких случаях младенец пытается заменить грудь сосанием пальца. М. Кляйн объясняет это тем, что грудь и мать превратились в плохой и преследующий объект, который не может быть принят. Ребенок сосет палец из-за того, что в данной ситуации палец внушает ему больше доверия, чем грудь [13, 15].../../user/Local Settings/Temp/Rar$EX00.813/kln_nabl.htm - ссылка8#ссылка8 Отказ от еды – это демонстрация нарушений в отношении к матери. Если мать воспринимается как безопасный и хороший объект, нарушения пищевого поведения не возникают, а если и имеют место, то кратковременны и не столь серьезны [15].
Итак, отсутствие или раннее прекращение грудного вскармливание – это важный индикатор нарушений в эмоциональной сфере матери и как следствие ее искаженного отношения к ребенку (непринятие, дистанция, равнодушие к потребностям).
Ниже мы рассмотрим подробнее психологические причины раннего прекращения грудного вскармливание и основные направления в работе психолога [8, 24].
1. Нежелание матери (осознанное, неосознанное) осуществлять грудное вскармливание, которое проявляется в чувстве усталости от кормления, попытках сокращать время кормлений, увеличивать промежутки между ними, в раннем введении прикорма, в ограничении телесного контакта, в нечувствительности к плачу. В такой ситуации ребенок чувствует, что мама его отторгает, и, следуя ее негласному приказу, бросает грудь.
Помощь психолога. При возникновении подобных проблем психологу следует: 1. Помочь маме осознать свою проблему и, возможно, ее причины. 2. Попросить маму поставить себя на место ребенка, представить, как ребенку страшно и некомфортно, когда он не слышит биения маминого сердца, не ощущает ее запаха. 3. Оказывать матери поддержку, хвалить за попытки кормить грудью, дать ей информацию о пользе грудного вскармливания, как для физиологического, так и для психического развития ребенка.
2. Существование семейных предубеждений: “В нашей семье ни у кого не было молока”, “никто долго не кормил”. Помощь психолога. Необходимо объяснить маме важность именно грудного вскармливания для развития ребенка.
3. Помехи во время кормления (мама во время кормления смотрит телевизор, читает, говорит по телефону, общается с друзьями, родственниками), которые снижают выработку молока. Помощь психолога. Психолог должен объяснить маме важность ее внимательного отношения к процессу кормления малыша, помочь распланировать день таким образом, чтобы в часы кормления женщина не отвлекалась на другие дела. Следует помнить, что вокализации голодного ребенка перед кормлением мать воспринимает на двух уровнях: на сознательном когнитивном уровне, на котором она реагирует, беря ребенка на руки, кормя его, приноравливая к нему свою позу, и на бессознательном уровне, на котором мобилизуются ее аффекты и автономные функции [33]. Посторонние дела мешают маме настроиться на кормление.
4. Наличие большого количества посторонних стимулов, отвлекающих ребенка. Помощь психолога. Психологу следует объяснить маме, что кормить ребенка нужно в отдельном помещении, где нет людей, шума, телевизора. В связи с тем, что ребенок активно реагирует на все новые и интересные стимулы, абсолютно естественна его «отвлекаемость от груди» даже когда он очень голоден.
5. Перемена обстановки (переезд в новую квартиру, изменение режима, поездка в гости.). В жизни новорожденного ребенка происходит сразу очень много перемен. Поэтому, когда ребенок привыкает к своей кроватке, комнате, режиму дня, родственникам, понятен его протест против изменений.
Помощь психолога. При смене обстановки следует окружить ребенка знакомыми ему вещами (игрушка, одеяло и др.). Если ребенок резко реагирует на перемены, желательно отказаться от длительных поездок на некоторое время.
6. Психологический шок. Любая психотравмирующая ситуация может привести к отказу от груди (например,временныйотъездматери). Помощь психолога. По возможности следует отменить все длительные поездки на период кормления грудью. Если это невозможно, подготовить ребенка к непродолжительной разлуке (взрослый, с которым останется ребенок в отсутствие матери, должен стать для него привычным).
7. Страхи и волнения матери за состояние ребенка (в том числе и страх за свою неспособность полноценно вскормить его грудью) приводят к изменению состава молока и уменьшению его выработки. Помощь психолога. Психолог должен помочь матери обрести уверенность в себе, оказывать поддержку, хвалить за кормление грудью, дать матери информацию о пользе грудного вскармливания, как для физиологического, так и для психологического развития ребенка.
8. Неблагоприятная психологическая атмосфера вокруг матери с грудным младенцем, вызывающая ее нервозность и стрессовое состояние. Помощь психолога. Психолог должен объяснить матери, что ее состояние оказывает непосредственное влияние на ребенка: если будет “нервничать” мать, будет беспокоиться и ребенок. Матери следует порекомендовать, по возможности избегать ссор, конфликтов с окружающими. А если возможно, сменить обстановку.
9. Ребенок, по словам матери, отказывается от груди. Мать настаивает на искусственном вскармливании. Помощь психолога. Проблема может быть связана с тем, что мать сознательно или бессознательно отказывается кормить ребенка грудью. Поэтому следует объяснить матери важность грудного вскармливания для развития малыша.
2. Стратегия кормления грудью (по требованию, по режиму)
Чтобы определить стратегию кормления грудью, недостаточно спросить женщину, как она кормит. В связи с активной пропагандой свободного вскармливания матери чаще называют этот вариант. Чтобы на самом деле разобраться в этом вопросе, необходим более тщательный анализ. Важно поинтересоваться у матери, как она реагирует на плач ребенка (чтобы понять различает ли мама виды плача), узнать, как часто осуществляется кормление, кормит ли мама ночью. Если кормление осуществляется через стабильные промежутки времени и почти отсутствует ночью, можно сказать, что ребенок получает пищу по режиму.