Файл: История возникновения и развития физического воспитания в китае.rtf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнение "Приседание".
Первый способ. Ноги на ширине плеч. Держаться вытянутыми руками за спинку кровати или стула. Произвести 3-4 приседания до соприкосновения с икрами. При приседании - выдох, при подъёме - вдох. Второй способ так же, но руками за спинку не держаться. Физиологическое действии - помогает при болях в суставах нижних конечностей, укрепляет ноги и тренирует центр равновесия.
Упражнение для шеи.
Перекрещенными руками захватить затылочную часть головы, поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться согнуть корпус книзу, шеей сопротивляться этому. Делать 8-9 раз. Физиологическое действие - улучшает кровообращение головы. Улучшается движение спинномозговой жидкости. Одновременно проводимые усилия руками и сопротивление шеей улучшают спинномозговое кровообращение, оказывают полезное действие на шею и грудь. В древних книгах Китая говориться, что это упражнение помогает при бессоннице, головокружениях и болях в плечах.
Упражнение для позвоночника.
Пальцы рук собраны вместе, руки согнуты в локтях и направлены в стороны, подняты до высоты плеч, раскачиваться вправо и влево по 18 раз, причём, при наклоне делать выдох, в исходном положении - вдох. Физиологическое действие - это упражнение укрепляет и усиливает деятельность внутренних органов. При соблюдении сочетания движений с дыханием улучшается эластичность лёгкого, особенно средне-нижнего отдела. Улучшает кровообращение всей головы, вызывает раздражение более дальних участков коры головного мозга[1].
.3 Физическое воспитание студентов
Роль физического воспитания и других форм направленного использования физической культуры в вузах Китайской народной республике многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебный труд физически и психологически сложным и тяжелым. Соответственно, возрастает значение физической культуры, как средства восстановления нормального режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузах страны. Наряду с этим средствами физической культуры обеспечивается общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии. Целью физического воспитания студентов вузов Китая является формирование физической культуры личности. Задачи физического воспитания в учебных заведениях Китайской народной республике:
-укрепление здоровья путем упражнений элементарной физической культуры, формирование потребности в поддержании высокого уровня физической и умственной работоспособности, самоорганизации здорового образа жизни;
- повышение уровня физической подготовки;
совершенствование психомоторных способностей, обеспечивающих высокую производительность профессиональных действий;
создание у студентов системного комплекса знаний, теоретических основ и практических навыков для реализации их потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании на производстве, в быту, семье и рациональной организации свободного времени с творческим освоением всех ценностей физической культуры;
создание условий для полной реализации творческих способностей студента;
Все действия регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством образования КНР. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений и навыков и уровень развития физических качеств. В программе по физическому воспитанию студентов можно выделить три основных раздела: теоретический, практический, контрольный[10].
Теоретический раздел: материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания процессов функционирования физической культуры общества и личности, умение их активного, творческого использования для личностного и профессионального развития, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Знания сообщаются преподавателями кафедры в виде лекций. Кроме того, студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного[10].
Практический раздел: учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей по формированию необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на практических и учебно-тренировочных занятиях. Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание.[10]
Контрольный раздел: Материал раздела направлен на объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности разрабатываются зачетные требования и практические нормативы, тесты. Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза. Выделяют теоретические и практические занятия. Теоретические - лекции, методические практикумы, консультации, собеседования. Практические - практикумы, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по общефизической подготовке и избранному виду спорта. Основной обязательной дисциплиной в КНР является предмет «Физическая культура», включающий легкую атлетику, гимнастику, баскетбол, волейбол, футбол и ушу. Он осваивается студентами на 1 и 2 курсах в объеме 144 часов (по 72 часа на курсе). Кроме того, студенты 1 и 2 курсов обязаны выбрать себе одну из следующих факультативных дисциплин, обязательных для всех вузов: баскетбол, волейбол, футбол, ушу, ци-гун, художественную или спортивную гимнастику, либо легкую атлетику, теннис, пинг-понг, бадминтон, культуризм, плавание, вводимые в учебные планы по усмотрению вузов. И выбранной факультативной дисциплиной студенты 1 и 2 курсов также занимаются по 72 часа в год. Таким образом, студенты 1 и 2 курсов занимаются физической культурой по 4 часа в неделю (2 часа - основная дисциплина и 2 часа - факультативная).
На старших курсах физическая культура является факультативным предметом с обязательными занятиями в объеме 2-4 часов в неделю по усмотрению конкретных вузов.
Такое соотношение основной и факультативной дисциплин следует признать вполне обоснованным, т.к. основной предмет обеспечивает достижение гарантированного минимума физической подготовленности, а факультативный удовлетворяет личные интересы и потребности физического совершенствования каждого студента. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям, которые являются основной формой. На факультативных занятиях совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности. Данный вид физического воспитания проводится в следующих формах[10]:
. Физкультпаузы проводятся после первых 4-х аудиторных или практических занятий. Их продолжительность - 8-10 минут. Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабо подготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию. Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.
. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях.
. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время:
- на основе полной добровольности и инициативы (по желанию);
. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. К ним относятся спортивные праздники, спартакиады, соревнования по календарю межвузовских и внутривузовских мероприятий[3].
Для студентов с ослабленным здоровьем и различными хроническими заболеваниями в Китае предусмотрена обязательная физкультурная дисциплина «Охрана здоровья», построенная главным образом на идеях традиционных восточных систем Тай-ди-Чуан, Ци-гун, Чао-ин и др. с использованием современных оздоровительных средств, таких как ходьба, плавание, бег трусцой, пинг-понг, бадминтон, основная гимнастика. Дисциплина считается для этих студентов обязательной на протяжении первых двух курсов в объеме 144 часов и факультативной на всех последующих курсах обучения по 2 часа в неделю.
Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов: улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий[10].
ВЫВОДЫ
. В ходе проделанной работы мы узнали, какие изменения претерпели принципы физической подготовки в Китае. Мы смогли проанализировать развитие физического воспитания в течении нескольких веков, от самых древних времен до наших дней. Изучили, как развивались различные виды физического воспитания среди народа.
. Так же нам стали известны принципы физического воспитания населения Китайской народной республики в разных возрастных категориях и разных социальных слоях. Дошкольное образование в Китае имеет свою историю, а современная система развивается аналогично мировому образовательному пространству. Существование многообразных типов дошкольных учреждений, обогащение предметно-развивающей среды, совершенствование системы подготовки кадров свидетельствуют об активном развитии дошкольного образования в Китае. Детям школьного возраста так же уделяется большое внимание, многие школы и учреждения дополнительного образования делают большой упор не только на умственное, но и на физическое развитие детей. Чрезвычайно большое количество детей населения Китая, уже в раннем возрасте становятся выдающимися спортсменами, показывающие свои достижение не только в своей стране, но и во всем мире. Физическому воспитанию молодежи так же уделяется большое внимание: существуют различные способы вовлечения населения в спорт: учебные и внеучебные спортивные кружки, уроки. Люди среднего и пожилого возраста так же заинтересованы в физической подготовке, люди убеждены, что правильное физическое воспитание необходимо для психического и физического здоровья человека.
Таким образом, в результате проделанной работы мы смогли установить, что после различных революций, войн, финансовых кризисов Китай начинает приобретать свое истинное «лицо», спорт выдвигается на новые уровни: спортсмены современного Китая на слуху у многих., И пускай, в этой системе все еще существует ряд проблем: нехватка денежных средств, отсутствие системы юридического обеспечения дошкольного образования и высшего образования. Правительство Современного Китая уже сейчас делает очень много для возвышения не только духовных, но и физических качеств населения своей легендарной страны.
Список литературы
1. Бянь Ч. Даосская оздоровительная гимнастика / Ч. Бянь -- М..2005. С 11-14
. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов -- М.: «ACADEMIA», 2006- 257 с.
. Ильинич В.И. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» / В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. - М.: ГНИИ ИТТ «Информика», 2003 - C 223
. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун -- М., 2003- C 297
. Лисин Ч. Особенности организации дошкольного образования в КНР/Ч. Лисин//Дошкольное воспитание -- 2009 - №12- С 95-104
. Малявина В.А. Конфуций / В.А Малявина- М.. 2007.- С 173
. Меньшикова Н.Ю История физической культуры и спорта / Н.Ю Меньшикова -- М.. 2003.- C 238
. Музруков Г. Н Основы Ушу / Г.Н Музруков- М.. 2005.- C 34-42
. Меньшикова Н.Ю, Трескин А. М. Советский спорт / Н.Ю Меньшикова, А.М Трескин -- М.. 2004. - С 249
. Цзыпу В. Содержание и формы организации физического воспитания в вузах Китайской Народной Республики / В. Цзыпу -- М.. 2003.- С 281