Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2022г. Утверждена приказом директора 187 От 31. 08. 2022г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление образования Администрации городского округа Спасск-Дальний

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

городского округа Спасск-Дальний



ПРИНЯТА

на заседаниипедагогического совета протокол № 1 от 30.08.2022г.




УТВЕРЖДЕНА

приказом директора № 187

От 31.08.2022г.







Основы предпринимательства
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

экономической направленности
Возраст учащихся: 14-15лет

Срок реализации программы: 1 год


Составитель: Сидорова

Анна Владимировна

Педагог дополнительного образования

г. Спасск-Дальний

2022 г.

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена необходимостью решения одной из важнейших задач современной школы, которая заключается в формировании экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно принимаемые ими экономические решения.

Особенностью данного курса является его интегрированный характер, который предполагает получение и использование обучающимися знаний по обществознанию, экономике, праву, географии, экологии, математике, этике, психологии. Интеграция в данном случае понимается не как сумма отдельных знаний из различных предметных областей, а как освоение инструментов, необходимых для достижения положительных результатов при занятии предпринимательством. Таким образом, учитывается одна из особенностей современной экономической науки – интегративность содержания знаний основных экономических понятий, комплексность и взаимосвязь с другими науками.


Другой особенностью программы является то, что она предполагает анализ современных проблемных экономических вопросов, прогнозирование развития экономических процессов, их оценку. Программа предусматривает помощь будущему гражданину в осознании своей роли и места в жизни, в преобразовании действительности в условиях рыночной экономики, в формировании активной жизненной позиции.

Направленность

Курс «Основы предпринимательства» имеет социально-гуманитарную направленность. Она обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Программа адресована детям 14-15 лет. Для подростков этого возраста привлекательны самостоятельные формы работы. Общественно-значимая деятельность становится ведущей. Активное участие по ее осуществлению в процессе работы над бизнес-проектами способствует удовлетворению потребности в самостоятельности, самоутверждении, общении со сверстниками и взрослыми людьми. Многие в это время уже испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Данная программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора.

Срок реализации программы - 1 год. Объем программы курса – 34 часа (из расчёта 1 час в неделю). Продолжительность занятий – 45 минут.

1.2Цель и задачи программы

Цель программы: формирование основ системы теоретических и практических знаний, необходимых при самостоятельной предпринимательской деятельности.

Задачи:

Познавательные:

  • раскрыть суть предпринимательства, охарактеризовать его признаки;

  • способствовать формированию экономических понятий;

  • показать виды, функции и организационно-правовые формы предпринимательства;

  • показать важность развития предпринимательства;

  • разобраться в понятии «предприниматель», опираясь на характерные для него черты и качества;

Развивающие:

  • развивать умения получать экономическую информацию и критически осмысливать её, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • развивать комплексные умения и навыки, способы индивидуального действия организатора собственного дела с учётом требования рынка.


Воспитательные:

  • воспитывать необходимость строгого соблюдения действующего законодательства, гражданскую ответственность, уважительное отношение ко всем социальным группам населения;

  • способствовать осознанию важности сохранения окружающей среды при организации самостоятельной деятельности;

  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).


Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • Обучающийся будет соблюдать законодательство РФ, гражданскую ответственность, уважительное отношение ко всем социальным группам населения;

  • Обучающийся будет сохранять окружающую среду при организации самостоятельной деятельности;

  • Обучающийся будет работать над воспитанием личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).

Метапредметные результаты:

В результате учебной деятельности у обучающихся формируются:

  • Обучающийся приобретётумения получать экономическую информацию и критически осмысливать её, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • Обучающийся приобретёт комплексные умения и навыки, способы индивидуального действия организатора собственного дела с учётом требования рынка.

Предметные результаты:

  • Обучающийся будет владеть сведениями об основных тенденциях и проблемах социально-экономического развития России;

  • Обучающийся будет знать как сформированы экономические понятия;

  • Обучающийся будет владеть видами, формами и способах осуществления предпринимательской деятельности;

  • Обучающийся будет уметь удовлетворять личные познавательные интересы.

Формы контроля

- игровые занятия (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальные, групповые), опросники, анкетирование, тестирования, презентации творческих работ.

Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.

1.3. Содержание рабочей программы курса

Тема 1. Становление предпринимательства(6 час)

Теория.Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История развития предпринимательства в России. Виды предпринимательской деятельности.

Практика.Просмотр фильма об истории возникновения предпринимательства. Составление бизнес-плана.Проект создания ИП.

Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства.(6 час)

Теория.Понятие о предпринимательской идеи. Банк предпринимательских идей. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-планах.

Практика. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие о инновациях и инновационное деятельности. Внутренние и внешние причины нововведений. Интернет- технологии в деятельности предпринимателя.

Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности.(6час)

Теория.Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательства. Формы государственного регулирования в экономике. Позитивные и негативные вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции.

Практика. Решение задач по темам: налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация налогообложения в РФ,исчисление налогов на прибыль, НДС, налог на доход физических лиц.

Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства.(5 час)

Теория.Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия.

Практика. Задачи по финансово-экономическим расчетам, эвристическая беседа «Для чего необходимы налоги и кто их платит».

Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности.(5час)

Теория.Понятие о менеджмент. Основные элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследований. Концепция маркетинга. Характеристика деловых качеств предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.


Практика. Дискуссия «Какие качества вы бы хотели видеть в своем сотруднике?», организационно-деятельностная игра «Прием на работу».

Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности (8 час)

Теория.Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей: уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование.

Практика.Эссе «Как я умею выходить из конфликтной ситуации»,бизнес-проектирование «Моделирование своего предприятия в городе». Защита проектов.

Учебный план 2022-2023 года обучения
Примерный календарный учебный график


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Становление предпринимательства

6

2

4

Оценка

2.

Производство товаров и услуг как основа предпринимательства.

6

2

4

Оценка

3

Барьеры в предпринимательской деятельности

5

2

3

Оценка

4

Прибыль как цель предпринимательства.(

4

1

3

Оценка

5

Составляющие успешности предпринимательской деятельности

5

2

3

Зачёт

6

Мотивация предпринимательской деятельности

8

2

6

Зачёт




Итого:

34

11

23