Файл: Взаимосвязь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»

Институт педагогики и психологии

Факультет педагогики и психологии

Кафедра общей и профессиональной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Возрастная психология- психология педагогического образования »

на тему

«Взаимосвязь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте»

Код, направление подготовки:

44.03.02 Психология образования

Направленность (профиль) программы: Психолога- педагогическое образование





Обучающийся

Парамонова Юлия Владимировна 2курса

заочной формы обучения

________________________

(подпись)

Руководитель

Карнеев Рафаэль Камильевич

к. психол.н., профессор

__________________________

(подпись)

Брянск2022 г.

Взаимосвязь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4

I. Теоретический анализ исследования связи самооценки с уровнем...5-15

1.1 Проблема самооценки в психологии…………………………………..5-11

1.2 Особенности учебной деятельности и успеваемости в подростковом возрасте………………………………………………………………………11-14

Вывод по 1 главе………………………………………………………………..15

II. Эмпирическое исследование связи уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте………………………………….16-18


2.1 Организация исследования……………………………………………16-17

2.2 Анализ полученных результатов исследования связи уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте………… 17

Вывод по 2 главе……..…………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………...20

Список используемой литературы…...……………………………………………………………...21-22

Приложение……………………………………………………………………..23

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии.

Успеваемость ребенка в школе играет большую роль в жизни ребенка и оказывает влияние на развитие всех сторон личности подростка. Особую роль успешность учебной деятельности играет в становлении самооценки и формировании самоотношения у детей-подростков.

Целью исследования нашей работы является изучении взаимосвязи самооценки с успеваемостью в подростковом возрасте.

Предметом исследования выступает успеваемость в подростковом возрасте.

Объект исследования: самооценка подростков.

Задачи исследования:

  • Изучить на теоретическом уровне проблему самооценки в психологии.

  • Провести анализ научных исследований, направленных на изучение успешности обучения школьников-подростков.

  • Изучить на эмпирическом уровне самооценку подростков с помощью методики Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

  • Установить успеваемость школьников –подростков в процессе педагогического наблюдения.

  • Выявить связь самооценки с уровнем успеваемости с помощью математической статистики r-критерия Спирмена.

В исследовании взаимосвязи самооценки и школьной успеваемости приняли участие подростки 20 школьников 7 класса, в возрасте 12-14 лет.



Методологические и теоретические предпосылки исследования:

- Исследования психологии личности в работах зарубежных и отечественных психологов (У.Джеймс, З.Фрейда, А.Маслоу, Р.Бернс, А. А.Гольцова, Ю.П.Поваренков А.Б.Орлова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев,.)

- Исследования психологов посвященные изучению структуры и видов самооценки в работах К. Роджерса, З.Фрейда, А.Маслоу, Р.Бернс, Ф.Хоппе, Т.Дембо, А.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Бороздина Л.В., А.Г. Спиркина, Е.Н.Андреевой и др.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны психологам, работающим в сфере консультирования детей и подростков, в системе образования и т.п.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (13 наименований источников), приложения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

I. Теоретический анализ исследования связи самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.

1.1 Проблема самооценки в психологии.

В современной психологии накоплен значительный опыт изучения самооценки, что обусловлено её важной ролью в становлении личности. Проблема изучения самооценки личности является актуальной, особенно для современной молодежи, которая находится в поиске смысла жизни, своего предназначения и миссии. К настоящему времени исследованы многие вопросы, касающиеся сущности и структуры самосознания, самоотношения и самооценки. Самооценка это оценка личностью своих возможностей, ценностей, личностных качеств и места среди других людей. Самооценка выступает важным регулятором поведения, в обществе от которой во многом зависят гармоничность и доброжелательность во взаимоотношениях личности с окружающими, развитие картины мира. Под влиянием самооценки формируются такие качества как самокритика, требовательность к себе и самоорганизованность, отношение к успехам и неудачам. Нужно отметить, что именно эти параметры оказывают огромное влияние на эффективность деятельности и на развитие личности в целом[9 с. 288].

Впервые психологическое обоснование термина «самооценка» появляется в работе У.Джеймса, который понимает её как эмоциональное образование и трактует как удовлетворенность или неудовлетворённость субъекта собой [6, с.250].


Анализ более поздних работ показал, что у исследователей не сложилось единого подхода к пониманию самооценки, её природы и содержания. Бороздина Л.В. эту ситуацию объясняет тем, что разные психологические школы данный феномен трактовали по-разному с точки зрения своего предмета и принятой теоретической позиции [8, с.86].

Вопросам самооценки и самосознания в российской психологической науке посвящено достаточно исследований. В данных научных исследованиях изучается два вида вопросов. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина на уровне теории и методологии, анализируется вопрос о формировании самооценки в онтогенезе личности. Другая группа ученых пытается изучить самооценку во взаимосвязи с восприятием окружающих, особенности самооценки, ее виды и структура.

Научные труды А.А. Бодалева по социальной перцепции привлекли большое внимание к проблеме связи познания других людей и самопознания[12, с.126]. Сегодня в философско-психологических и собственно философских учениях рассматриваются вопросы, взаимовлияния самооценки и личной ответственности, морального самосознания, эмоционального самоотношения. Работы И.С. Кона синтезируют в себе философские, психологические, историко-социально-культурные аспекты, вопросы теории и анализ эмпирических данных. Они позволили открыть новые грани одной из старейших проблем в психологии – самосознания и самооценки[1, с.230].

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, также наполнена исследованиями и теориями. Вопросы самооценки, так или иначе, присутствуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и многих других.

Рассмотрим существующие взгляды и подходы к определению самооценки и её природы в зарубежных и отечественных подходах.

В рамках психоаналитической теории (З.Фрейд и другие) самооценка изучается как механизм, обеспечивающий согласованность требований субъекта к себе с внешними воздействиями и условиями среды, которая трактуется как враждебная человеку. Представители этого направления источником оценки для личности определяют супер-Эго, формирующееся как результат слабости Эго по отношению к родительским запретам, успешная интерпретация которых ведёт к становлению высокой самооценки. Выход из конфликтного состояния «видится» только через осознание личностью своего реального «Я».


Представители психосоциального направления основную роль в развитии Я- Концепции отводят специфике взаимоотношений субъекта со средой. Джеймс выделил в структуре «Я» два компонента: « Я как субъект» и «Я как объект». Значительное число исследователей считают, что именно Джеймс наметил «разведение», самооценки на когнитивный и эмоциональный компоненты.

В гуманистической научной школе (А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Бернс и др.) постулировали неизбежность конфликта между самооценкой и возможностями человека и связывали явление с развитием у личности чувства самоуважения, позитивного отношения ко всему, что входит в сферу «Я», ощущения собственной ценности. В школе К.Левина феномен изучался в контексте эмоционально – потребностной сферы (Ф.Хоппе, Т.Дембо и другие). Исследователи утверждали, что самооценка зависит от успешности выполнения личностью определённых заданий.

В отечественной психологии выделилось также несколько подходов к пониманию самооценки. Большинство отечественных психологов считают, что самооценка - это важнейший структурный компонент самосознания личности, его ведущее структурное образование (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.В. Бороздина, А.В.Захарова, В.П.Левкович, А.В.Петровский, Е.Т.Соколова, В.В.Столин, С.Л.Рубинштейн, А.Б.Орлов, И.И.Чеснокова, П.Р.Чамата и др.).

Ряд авторов соотносят самооценку с образом Я или концепцией Я в целом (И.С.Кон, М.И.Лисина, Р.Б.Стеркина, И.А.Конева и другие). В некоторых исследованиях самооценка представлена как самоотношение (Е.Н.Андреева, С.Р.Пантилеев, Н.И.Сарджвеладхе, В.В.Столин и др.). Пантилеев С.Р. считал, что отношение субъекта к самому себе реализуется когнитивной активностью, эмоциональными реакциями и системами действий в адрес самого себя [3, с.172].

Существует также подход, в котором самооценка характеризуется рефлексивным характером и определяется как интеллектуальное действие и. В связи с этим Л.С.Выготский писал, что самонаблюдение позволяет личности увидеть себя со стороны испытываемых эмоций, внутренне различать три ипостаси «Я»: «Я» действующее, «Я» рассуждающее, «Я» оценивающее. Захарова А.В., основываясь на работах Л.С.Выготского, отмечала, что рефлективность при самооценке является показателем высокого уровня её развития [5, с.236].

Наконец, в ряде научных источников самооценка рассматривается и как личностное образование, которому отводится центральное место в общем контексте формирования личности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Причём именно самооценка, как отмечают исследователи, в значительной мере влияет на развитие способностей, на проявление активности, на особенности личностных смыслов, обеспечивает высокий уровень волевой регуляции и сознательное управление своим поведением (М.И. Боришевский, А.И.Липкина, А.П.Копылова, Е.В.Шолохова и другие).