Файл: Взаимосвязь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, самооценка является системным психологическим образованием и её содержание многоаспектно, как сложна и многоаспектна человеческая личность. Анализ выделенного феномена показывает неоднозначность существующих взглядов на понятие и природу самооценки, что подчёркивает важность дальнейших теоретических и практических разработок этой проблемы.
Самовосприятие человека занимает не последнее место в формировании целостного портрета личности. Вот почему функции самооценки оказывают большое влияние на наши жизненные процессы.
Самооценка относится к важным регуляторам поведения. Во многом от неё зависят взаимоотношения человека с окружающей социальной средой, людьми, его требовательность к себе, самокритичность, отношение к неудачам, успехам, проблемам. Она влияет тем самым на дальнейшее развитие личности, эффективность любой деятельности. Основным критерием оценивания выступает зачастую система личностных смыслов (ценностей). Базовые функции самооценки [12, с.198]: защитная, обеспечивающая определенную стабильность, независимость личности; регуляторная, на ее основе происходит личностной выбор, решение вытекающих из него задач; отображающая реальное отношение индивида к самому себе; развивающая (служит толчком для дальнейшего саморазвития); эмоциональная, дает возможность чувствовать себя удовлетворенно своей личностью, характерными качествами.
Существующие функции самооценки сказываются на системе межличностных отношений. Самооценка влияет и на все социальные процессы: личную жизнь, работу, бизнес. Человек с нормальной степенью оценивания самого себя, адекватно воспринимает окружающую действительность, соизмеряет собственные силы, соотносит их со стоящими задачами.
Большое внимание авторы уделяют изучению особенностей самооценки в разных возрастных периодах. Это такие исследователи, как А. Орлов, С. Кови, Е. Соколов, Р. Бернс, В. Мухина, А. Липкина, И. Кон, Ф. Райсом и другие. Наиболее интересным периодом в развитии самооценки считается юношеский возраст. Так отечественный психолог, В. Мухина описывает юность, что именно в юношеском возрасте происходит личностное становление человека. Молодому человеку, когда он пройдет сложный путь онтогенетической идентификации, присвоит от других людей социально значимые свойства личности, приобретет способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к себе как личности
, к миру, природе; способность к демонстрации социальных ролей, норм, правил поведения в обществе [9, с. 288].
Самооценка может измениться в результате ситуаций успеха или неуспеха[7, с. 248], в то время как самоотношение остается относительно постоянным и видоизменяется в настоящих или прошлых оценочных компонентах [12, с.114]. А.В.Петровский указывает, что самооценка имеет тесную связь с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности или уровень образа «Я», проявляющийся в достижении «трудной» цели[5, с.190].
Исследования некоторых психологов посвящены изучению структуры и видов самооценки. Самооценка, как показывают исследования отечественных психологов, в первую очередь связана с эмоциями. Эмоции сигнализируют человеку о том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализации деятельности. Самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы: подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений. Подсистема самооценок, в которую включены мотивы-стимулы, более подвержена защитным психическим процессам личности[8, с. 88]. На основе такого подхода, исследователи пришли к пониманию того, почему человек, обладающий устойчивой низкой самооценкой, может хорошо к себе относиться, вопреки этой самооценке.
Ряд исследователей занимались изучением развития самооценки. Так У. Джемс утверждает о том, что наша самооценка зависит от личностного и профессионального выбора, от социального положения в обществе. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к собственной персоне [5, с 86].
Таким образом: самооценка — сложное динамическое личностное образование, которое заключается в оценке себя, своих возможностей, способностей и потенциалов. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию и оказывает существенное влияние на межличностные отношения и социальные процессы.
1.2 Особенности учебной деятельности и успеваемости в подростковом возрасте.
Подростковый возраст это один из самых сложных возрастов в онтогенезе человека. Однако в этом возрасте познавательная активность и познавательные интересы у ребенка носят выраженный характер. Ведущим типом деятельности является общение, однако дети в этом возрасте предпочитают общаться через учебную деятельность. Подросток в этом возрасте должен обладать определенным набором умений, знаний и навыков. Без такого набора ЗУН и компетенций, ребенок в дальнейшем не сможет полноценно функционировать в обществе, это требование предъявляется сегодня и к успеваемости в школе. Проблема успеваемости стоит на сегодняшний день очень остро и затрагивает такие аспекты как психологические медицинские и педагогические. Вопросы успеваемости изучалось не только отечественными учеными, но также и учеными зарубежных стран. Сегодня результаты исследования ученых показывают что необходимо разрабатывать эффективные программы помощи детям в успеваемости. Успеваемость определяется, как степень успешности усвоение ребенком учебных предметов. Педагогика, рассматривая успеваемость, прежде всего ориентируется на такой показатель как «фонд усвоенных знаний». Изучая неуспеваемость надо иметь в виду её психологические причины. Под психологическими причинами обычно понимаются свойства самого ученика его учебные мотивы, познавательные интересы, способности. А.А.Розенталь и У.Д.Бударный определяют успеваемость как соответствие самым низшим требованиям учебной деятельности. Они убеждены в том, что от этого зависит перевод ребенка в следующий класс. Обычно перевод происходит если ребёнок набирает 3 балла. Неуспевающим школьником является тот, кто набирает 2 и 1 балл. Однако в реальной практике удовлетворительные
оценки не мешают педагогам понимать, что ученик не успешен в учебной деятельности. М.А.Данилова считает, что успеваемость связана с процессами противоречия в учебной деятельности. Когда противоречия в учебной деятельности разрешаются, ребёнок может считаться успешным. Если же противоречия нарушаются, подростку требуется помощь со стороны взрослого, то мы говорим о неуспевающем ребёнке. Гильбух исследуя успеваемость, считает, что это качественная характеристика результатов усвоения учебной программы. Автор подмечает, надо помнить, что школьная неуспеваемость обычно отражает не эффективность учебной деятельности школьника, хотя понимается как низкий уровень усвоения знаний[2, с.126-129].
В подростковом возрасте можно отмечать снижение школьной успеваемости. Это могут быть незначительные пробелы в знаниях, которые приводят к снижению эффективности учебной деятельности[10, c.24]. Зачастую это связано с тем, что ребёнок в этом возрасте, в связи с перестройкой организма, может себя чувствовать вяло, не проявлять активность, либо, наоборот, чрезмерная активность мешает ребёнка учиться. Также часто на успеваемость в этом возрасте влияет общение со сверстниками. При гармонизации общения со сверстниками очень часто улучшается самооценка, снимается напряжённость, ослабляются личностные проблемы, что приводит к улучшению успеваемости школьника. К ученику предъявляются высокие требования к его мыслительной деятельности, которые сформировались в начальной школе. Если этого не произошло, то подростку приходится самостоятельно приходить к пониманию изучаемого материала. В этом возрасте он начинает эффективно и критически оценивать информацию, преподносимые знания. Матюшкин А.М. в своих работах указывал на необходимость в процессе обучения создавать проблемные ситуации, которые способствуют развитию мыслительных процессов [6, с 12].
Создавая основу учебной деятельности, педагог способствует формированию внутренней учебной мотивации, которая является фундаментом все учебной деятельности школьника [13, c. 42]. Обычно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать, для чего ему нужны знания, это ведет к актуализации учебной мотиваций. Есть категория детей, у которых наоборот нет ещё осознания значения получаемых знаний и, в этом случае, может наступить угасание и снижение интереса к учебе. В большей степени ученики подростки проявляют интерес к знаниям, стремятся познать новое, у них достаточно широкие интересы.
Родителям и педагогам нельзя забывать о том, что в начальной школе должна сформироваться ответственность за своё учение. Если ребёнок осознаёт что учение, это их долг, то можно ожидать, что в подростковом возрасте ребёнок будет учиться не хуже своих товарищей[11, с. 186]. Необходимо ещё помнить особенность подросткового возраста - ребёнок стремится стать взрослым, и поэтому, создавая условия, где ребёнок начнёт ощущать себя как взрослый возникает мотивация для дальнейшего обучения, проявляется активность и познавательный интерес. Кроме того мы знаем, что ребёнок в этом возрасте самоутверждается, бурно развивается его самосознание, обостряются чувства собственного достоинства, и, если подросток испытал неуспех, это порождает нежелание учиться. Только у зрелых подростков наказание и порицания могут вызвать желания мобилизоваться и решить возникшие школьные проблемы.
Подросток в этом возрасте налаживает отношения с окружающими. Эти отношения также существенно влияют на его успеваемость, акцент перемещается на сверстников и оценка друзей играют особо важную роль в жизни ребёнка. Подросток начинает интересоваться мнением своих товарищей, их одобрения влияет на поведение ребёнка. Учителя средней школы знают, что подростку тяжелее перенести осуждение сверстников, чем порицание учителя.
Итак, успеваемость можно определить как степень усвоения объема знаний умений и навыков. Этот объём устанавливается учебными программами, и он должен быть осмысленным, знания должны быть полными, глубокими и прочными. Основой успеваемости у подростка является базис, который был заложен ещё в начальной школе. На успеваемость подростка оказывается большое количество факторов, но среди них нужно отметить такие как отношения подростка с окружающими, особенно со сверстниками, возможность самоутвердиться в коллективе, появление нескольких педагогов предметников, мотивация учения, также на успеваемость оказывает влияние самоотношения и самооценка подростка.
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ
На базе теоретического анализа, проделанного в настоящей главе, я считаю нужным подвести единые итоги.
Самооценка- трудное личностное образование, индивидуальный параметр умственной деятельности. Главными средствами и способами самооценки считаются: наблюдение, сопоставление, самоотчет, самоанализ и самоконтроль. Первые попытки исследования самооценки были предприняты в зарубежной психологии - У. Джемсом, которым была выведена формула самооценки. Одним из важных факторов в развитии личности подростка является развитие самосознания; у
молодых людей появляется интерес к себе, к качествам своей самооценки и личности, желание сравнить себя с другими, оценить себя, ориентироваться в своих эмоциях и переживаниях.
II. Эмпирическое исследование связи уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.
2.1 Организация исследования.
Цель исследования: Изучить связь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.
Предмет исследования: успеваемость в подростковом возрасте.
Объект исследования: самооценка подростков.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что будет выявлена взаимосвязь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.
Методы и методики исследования.
-
Методика Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. -
Педагогическое наблюдение.
Методы математической обработки: Описательная статистика, корреляционный анализ r - Спирмена.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки, использованием надежных и валидных адаптированных методик, а также применением соответствующих методов математической обработки данных: методов первичной описательной статистики, корреляционный анализ r-Спирмена. Обработка данных производилась при помощи компьютерной программы обработки статистических данных «SPSS 20.0 for Windows».
Эмпирические задачи:
-
Изучить самооценку подростков. -
Установить успеваемость школьников –подростков. -
Выявить связь самооценки с уровнем успеваемости
Эмпирический объект и база исследования. Исследование проводилось на базе Выгоничской СОШг. 2022. В исследовании приняли участие подростки 20человек, учащиеся 7 класса, в возрасте 12-14 лет.
2.2 Анализ полученных результатов исследования связи уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.
Педагогическое наблюдение позволило нам выделить две группы подростков: Подростки, успевающие по учебной программе, подростки не успевающие. Было установлено, что из 20 учеников, пять являются неуспевающими.