Файл: I. сущность конфликта поколений.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Глава I. сущность конфликта поколений

Глава II. ПОНЯТИЯ "ВОЗРАСТ" И "ПОКОЛЕНИЕ"

ГЛАВА III. ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ

Заключение

Список литературы



ВВЕДЕНИЕ
В последнее время все чаще между людьми возникают конфликтные ситуации. Причем их причины объяснить порой бывает очень проблематично. Понятие "конфликт" уходит своими корнями в историю. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако каждое время содержание проблемы, острота противоречий, формы конфликтного взаимодействия носили особенный конкретно-исторический характер и формировали свои социальные нормы отношений между поколениями.

Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).

Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА ПОКОЛЕНИЙ
"Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители" (В. Брудзиньский).

Так уж повелось издревле, что поколения не понимают друг друга. Проблема отцов и детей актуальна в любые времена - что в средние века, что в современности, и даже в самом далеком будущем. Наверное, если где-нибудь во вселенной есть жизнь, то и у них есть проблема конфликта поколений. Молодые люди не хотят и не могут понять своих родителей, или же более старших людей, а те в свою очередь, зациклены на том, что все должно быть иначе - так, как бывало у них. Тут и там постоянно приходится слышать про то, что нынешнее поколение "расхябанное", что у них слишком много свободы, и они не знают, куда эту свободу девать и что, собственно, с ней делать. Причем так говорят не только родители про детей, но и старшие дети про младших, и так далее.


Старое русское слово "отрок" буквально означало "не имеющий права говорить"; так называли не только подростков, но и всех прислужников. Речь шла не столько о возрасте, сколько о невысоком статусе в обществе. В современном языке тоже сохраняется связь возрастных категорий со статусом человека, нередко обращения "парень", "девчонка" и т. п. содержат в себе оттенок пренебрежения, снисходительности. Вряд ли подчиненному придет в голову обратиться к своему начальнику "молодой человек" — даже если начальник действительно молод, это все равно прозвучит невежливо и оскорбительно,

Психологические представления, существующие в бытовом сознании, обычно находят отражение в разговорном языке. Это касается и представлений о связи возраста человека с его статусом. Вот примеры высказываний, в которых для принижения статуса собеседника указывается на его молодость:

  • Щенок

  • Сопляк

  • Молокосос

  • Молодо-зелено

  • От горшка два вершка

  • Молоко на губах не обсохло

  • Не лезь поперек батьки в пекло

  • Тебе еще пешком под стол ходить

  • Яйца курицу не учат

Активное противопоставление себя взрослым, завоевание новой жизненной позиции потому так типично, что необходимо для становления личности подростка. Это противопоставление проявляется еще и в том, что подростки предпочитают общаться в среде сверстников, держась обособленно как от детей, так и от взрослых. В результате они теряют возможность руководить теми, кто младше, но и сами теряют возможность перенимать жизненный опыт от взрослых (например, знакомиться с различными видами трудовой деятельности, по мере сил подключаясь к ней). Получается, что общество подростков — это своего рода "мир в себе", в значительной степени оторванный от жизни, обычаев и обязанностей остальной части человечества.

В результате картина мира глазами подростков и взрослых различается. Внешне, конечно, они живут в одном времени и пространстве. Но их внимание привлекают совершенно разные элементы окружающего мира. И порой это весьма затрудняет взаимопонимание между представителями разных поколений. Например, перед теми и другими стоят совершенно разные проблемы. То, что беспокоит подростков, родители уже давно преодолели и, скорее всего, вообще забыли (и, быть может, вспоминают собственный подростковый возраст идеализированно, как вообще лишенный проблем). А те проблемы, которые стоят перед родителями, подросткам в большинстве случаев еще вообще малопонятны, потому что у них для такого понимания катастрофически не хватает жизненного опыта.



Различаются и области интересов, и предпочитаемые способы проведения времени, и жизненные ценности. Кстати, мнение взрослых о том, что младшее поколение "испорчено", непочтительно, не думает о будущем, лишено серьезных жизненных целей и идеалов, существовало во все исторические времена. Очевидно, суть тут не в том, что каждое новое поколение действительно становится хуже предыдущего. Если бы дело действительно обстояло так, человечество давным-давно деградировало бы и вымерло. Просто младшие всегда чем-то отличаются от старших, и эта непохожесть порой вызывает раздражение.

Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретно условиях они не складывались, все равно подразумевают определенное неравенство, иерархию. Многие проблемы во взаимоотношениях подростков со взрослыми обостряются тогда, когда последние начинают считать этот период только "переходным", лишенным самостоятельной ценности, не принимают его всерьез. Ведь подросткам-то не хочется начинать жить "когда-нибудь", набираясь пока терпения и скрупулезно готовясь к этому, они хотят жить полноценной и насыщенной, с их точки зрения, жизнью уже сейчас! Как правило, в качестве таковой мыслится взрослость, и подростки реагируют весьма болезненно, если им подчеркивают, что этот мир еще не для них, они, дескать, не доросли. Они и так остро ощущают недоступность мира взрослых, а если их еще и "носом тыкают", ставя перед фактом, — реагируют либо агрессией, либо обидой и уходом в себя.
ГЛАВА II. ПОНЯТИЯ "ВОЗРАСТ" И "ПОКОЛЕНИЕ"
Понятие "возраст" выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова "поколение" - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; одновременно живущие люди близкого возраста.

Наиболее полно раскрывает понятие "поколение" И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

  • степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);

  • сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время;

  • современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста;

  • отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков.


Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование "этики дискурса",т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно "этика дискурса" ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.

Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений- это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.

Термин "возраст" употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

  • Индивидуальное развитие.

  • Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.

  • Возрастной символизм.

Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.

Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.


В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость ("паспортная") – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной "границы старости", но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако – это не так.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков. П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате.

Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.