Файл: Здравоохранения как предмет государственного регулирования 6.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере здравоохранения РФ
1.1 Система здравоохранения как предмет государственного регулирования
1.2 Нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ
1.3 Развитие государственных программ в сфере здравоохранения на современном этапе
2.1 Характеристика деятельности ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""
3. Совершенствование в сфере государственного регулирования системы здравоохранения
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере здравоохранения РФ 6
1.1 Система здравоохранения как предмет государственного регулирования 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ 11
1.3 Развитие государственных программ в сфере здравоохранения на современном этапе 21
2. Анализ регулирования системы здравоохранения на примере ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь"" 31
2.1 Характеристика деятельности ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь"" 31
2.2 Анализ организации системы здравоохранения в ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь"" 35
3. Совершенствование в сфере государственного регулирования системы здравоохранения 46
3.1 Проблемы государственного регулирования системы здравоохранения в ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь"" 46
3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования системы здравоохранения в ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь"" 52
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложение 1 65
Введение
Система здравоохранения - важнейшая сфера общества. Управление здравоохранением в России традиционно строится на административных методах, а инвестирование системы здравоохранения основывается на показателях ресурсного обеспечения (коечный фонд, число работников, пр.).
В управлении системой здравоохранения не применяются экономические показатели эффективности, отсутствует оценка результатов труда и экономическая мотивация повышения эффективности деятельности медицинских учреждений. Однако современные принципы бюджетного процесса свидетельствуют о переходе к программному, основанному на достижении результата, инвестированию.
Инвестирование системы здравоохранения на основе целевых механизмов приводит к конкуренции в сфере производства медицинских услуг, и вызывает необходимость привлечения клиентов и получения конкурентоспособности на основе предоставления высокотехнологичной медицинской помощи, модернизации устаревших производственных фондов, внедрения организационных и управленческих инноваций.
По существу, регулирование должно трактоваться как важнейший инструмент эффективного управления. Чтобы правительство могло успешно управлять системами здравоохранения в интересах общества, их регулирующие инициативы должны предприниматься с учетом широкого спектра новых и традиционных задач и способствовать как внедрению новаций, так и бесперебойному функционированию сложившейся системы. Именно подобное сочетание регулирования с предпринимательством — залог успешного управления здравоохранением.
Целью дипломной работы является анализ государственного регулирования системы здравоохранения в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд поставленных задач:
-
рассмотреть систему здравоохранения как предмет государственного регулирования; -
изучить нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ; -
проанализировать развитие государственных программ в сфере здравоохранения на современном этапе; -
дать характеристику деятельности ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""; -
провести анализ организации системы здравоохранения в ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""; -
выявить проблемы государственного регулирования системы здравоохранения в ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""; -
разработать основные направления совершенствования государственного регулирования системы здравоохранения в ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь"".
Объектом исследования выступает ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь"".
Предметом исследования является система здравоохранения ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь"".
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные труды ученых, посвященные проблемам управления развитием социально-экономических систем, медико-социальных систем, системного анализа, менеджмента, управления знаниям, материалы научно-практических конференций, монографии, публикации в периодической печати и в сети Интернет, а также законодательные и нормативные акты РФ.
Методология исследования базируется на общенаучных методах познания: диалектическом методе, формализации, анализе и синтезе,
взаимосвязи общего и частного, системно-структурном, стратегическом и процессом подходах, использовании экономико-статистических методов, методов экспертных оценок.
Информационную базу исследования составили исследования отечественных ученых в области здравоохранения и инновационного развития, нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти; фактологические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере здравоохранения РФ
1.1 Система здравоохранения как предмет государственного регулирования
Система защиты здоровья человека и всего населения исторически прошла через целый ряд этапов, продемонстрировав зависимость здоровья и многих распространенных заболеваний не только от биологических (микробиологических) факторов, но и от условий жизни и труда населения, уровня имеющихся научных и практических медицинских знаний и их доступности в медицинской практике, от других социальных факторов. Это создало предпосылки для признания здоровья социальным правом человека и ответственности общества (государства) за реальное обеспечение этого права.
Система здравоохранения определяется основными системообразующими факторам:
-
совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий); -
развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно- профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации; -
наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.
Здравоохранение является важнейшей отраслью социальной сферы, ключевым фактором качества жизни и деловой активности людей. В прошедшее десятилетие в нашей стране происходили сложные социально-экономические, политические и демографические изменения. Возникшие трудности существенным образом отразились и на деятельности системы здравоохранения.
Здравоохранение как отрасль представляет собой систему медицинских учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в медицинских услугах, сохранение и улучшение здоровья граждан.
Состояние системы здравоохранения во многом зависит от органов государственной власти, реализующим государственную политику в области здравоохранения.
Деятельность системы общественного здравоохранения РФ регулируют такие ведущие организации, как Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), федеральные службы Роспотребнадзор и Росздравнадзор, а также Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА) и Федеральный фонд ОМС (ФФОМС). Организации каждого из иерархических уровней напрямую подотчетны вышестоящей инстанции (рис. 1).
Деятельность департаментов здравоохранения, регулируемая региональными органами управления, направлена на поддержание подведомственных им медицинских учреждений (многопрофильных и специализированных больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений, диагностических центров, специализированных больниц скорой медицинской помощи, и т.д.) и осуществление мониторинга за деятельностью муниципальных комитетов здравоохранения и подведомственных им медицинских организаций.
Муниципалитеты осуществляют контроль над деятельностью принадлежащих им медицинских учреждений. Сеть медицинских учреждений в городах включает общие и специализированные больницы, поликлиники, больницы скорой медицинской помощи, диагностические центры, и т.д.
Рисунок 1- Организационная структура системы здравоохранения РФ
В сельской местности система представлена центральными районными, районными и небольшими участковыми больницами. ПМСП предоставляют амбулаторные отделения сельских больниц и ФАПы, которые, как правило, входят в состав близлежащей сельской больницы. Помимо системы общественного здравоохранения, управляемой Минздравсоцразвития России, имеются «параллельные» системы предоставления медицинских услуг сетью министерских поликлиник, больниц, санаториев и государственных медицинских учреждений.
Государственное финансирование системы здравоохранения осуществляется из двух источников: из средств бюджетов, распределяемых федеральными, региональными и местными органами власти, а также из средств системы ОМС, управляемой ФФОМС и территориальными фондами ОМС.