Файл: Уроках математики " Великая цель образования это не знания, а действия".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные педагогические технологии на уроках математики

 

Великая цель образования - это не знания,

                  а действия”.

                                               (Герберт Спенсер)
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.

Что же такое педагогическая технология?

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Перед нами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:


  • Технология деятельностного метода

  • Технология уровневой дифференциации

  • Технология интегрированного обучения

  • Игровые технологии

  • Кейс – технология

  • Модульная технология

  • Информационно-коммуникативная технология

  • Технология развития критического мышления

  • Проектная технология

  • Технология проблемного обучения

  • Здоровьесберегающие технологии


Рассмотрим некоторые из них, которые я наиболее часто использую на своих уроках:

  1. Технология Деятельностного метода обучения


Деятельностным методом обучения называется такой метод обучения, при котором учащийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Технология деятельностного метода обучения (ТДМО) описывает последовательность деятельностных шагов, которые должны быть реализованы в процессе обучения для включения учащегося в образовательную деятельность.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся, а во-вторых, она переводит ученика в позицию субъекта учебной деятельности, в ходе которой на любом предметном содержании учебных дисциплин ученик получает возможность на каждом уроке выполнять весь спектр личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
Отличия объяснительно-иллюстративного и деятельностного методов обучения

Компоненты учебной деятельности

Объяснительно-иллюстративный метод

Деятельностный метод

Цель – предполагаемый результат

Задается педагогом

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели

Мотивы – побудители к деятельности

Используются внешние мотивы

Опора на внутренние мотивы

Средства – способы осуществления деятельности

Выбираются педагогом

Совместный с учащимися выбор

Действия – основной элемент деятельности

Инвариантные, предусмотренные педагогом

Вариативные, возможность индивидуального выбора

Результат – конечный продукт

Уровень усвоения знаний

Позитивные внутренние личностные изменения

Оценка - критерий достижения цели

Сравнение результативности с эталоном

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения





  1. Дифференцированное обучение


           Одним из реальных механизмов является технология уровневой дифференциации. Часть детей не может работать в быстром темпе и на высоком уровне сложности, другим недостаточен средний уровень. Поэтому использование технологии личностно – ориентированного образования путем реализации технологии индивидуализированной и уровневой дифференциации позволяет индивидуально контролировать и совершенствовать логические приёмы мышления учащихся и является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике, что в свою очередь ведёт к повышению положительной мотивации к учебному труду. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоению и критериев его оценки. При уровневой дифференциации перед учащимися, занимающимися в одном классе и по одному учебнику, ставятся разные требования к овладению учебным материалом. При этом определяется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартом математического образования, и на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений, формирование мотивов и побуждений, необходимых для этого.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.


На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. А самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание – «Все новое – хорошо забытое старое»
3)Технология интегрированного обучения

Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. Интеграция представляет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие.

Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учащимися учебного материала, развитию логического мышления, дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.

Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки несколько педагогов. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео, художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.

4) Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игр существует очень много.

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

  • Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

  • Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

  • Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.


Обучение в игре позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность

  • активизируется мыслительная деятельность

  • самопроизвольно запоминаются сведения

  • формируется ассоциативное запоминание

  • усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Пример 1. «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)

Игра «Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: КОШКА

(0;-4); (1;-8); (2;-8); (2;-2); (4;-8); (5;-8); (4;2); (3;3); (4;5); (4;7); (3;8); (2;10); (1;8); (-2;6); (-4;6); (-2;3); (-1;2); (-4;0);(-5;-2); (-5;-5); (-7;-5); (-9;-6); (-10;-7); (-10;-8); (-9;-9); (-7;-10); (-3;-10); (-2;-9); (-4;-8); (-6;-8); (-7;-7);(-6;-6);(-5;-6); (-3;-8); (1;-8); (0;-7); (-2;-7); (-1;-7); (0;-6); (0;-4); (-1;-3); (-2;-3); Глаза: (-1;4); (0;4); (0;5); (-1;4) и (1;6); (2;6); (2;7); (1;6); Усы: (-2;2); (1;3); (-1;1) и (5;7); (3;5); (5;6).
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Пример 2. Игра «Магические квадраты»

А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.

Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

5) Кейс-технология

Кейс-технлогия - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, в России принято говорить метод ситуативного анализа. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим.