Файл: 1. Понятие и признаки федеративного государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Понятие и признаки федеративного государства

Федерация - это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью.

Признаки федеративного государства:

1)состоит их субъектов федерации (штатов, земель, республик и т.д.), то есть политических образований, имеющих ряд признаков государства, но не имеющих государственного суверенитета; субъекты имеют собственное административно – территориальное деление;

2)единая территория страны;

3)верховная власть принадлежит федеральным государственным органам;

4) двухуровневая система законодательства;

5) единые вооружённые силы;

6)единая денежная система;

7) двухуровневая система налогов;

8) компетенция федеральных властей и властей субъектов разграничена союзной конституцией;

9) субъекты имеют свои конституции, свои высшие органы власти и управления, судебные органы;

10)Высший орган федерации имеет двухпалатную структуру;

11)единое федеральное гражданство, допускается гражданство субъектов федерации.

2. Развитие Российского федеративного государства

Исторически Россия создавалась как централизованное унитарное гос-во, федерализм в официальных кругах никогда не признавался. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая на III Всероссийском съезде Советов 1918, объявила об учреждении Советской России как федера-ции советских национальных республик. Был взят курс на то, что субъектами Федерации могут быть только национальные образования, а остальные регионы рассматривались как компоненты единого унитарного гос-ва.

Этапы современной история российского федерализма:

1 этап - июнь 1990 - август 1991 - «Революция или парад суверенитетов» - на I Съезде народных депутатов СССР 25.05.1989 был поднят вопрос о перестройке СССР с учетом реального суверенитета - автономные республики становились полноправными субъектами общесоюзного гос-ва, отношения между союзными и автономными республиками предполагалось строить на договорных началах - была поддержана идея подписания российского Федеративного договора.


2 этап - сентябрь 1991 - декабрь 1991 - «Распад СССР» - в результате событий августа 1991 сорвался процесс формирования союзных отношений был предложен союз по типу конфедерации.

3 этап - декабрь 1991 - март 1992 - «Федеративный договор - поиск компромисса» - работа над созданием Федеративного договора, в основе принцип - сила гос-ва в учете интересов всех народов, осознающих гос единство, территориальную целостность России как свой общий интерес.

10 апреля 1992 года в Конституцию  РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31.03.1992. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между фед органами гос. власти и органами гос власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.

4 этап - апрель 1992 - 12.12.1993 - «От конфедерации к конституционной федерации» - подготовка и принятие Конституции РФ.

5 этап - 12.12.1993 по настоящее время - «Укрепление российской государственности» - углубление и расширение межрегиональных связей в стране; начавшийся процесс десуверенизации (приведение законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ), что и стало ключевой стадиеей создания федеративного государства. РФ - федеративное гос-во, потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении общегос. вопросов.
3.Юридическая природа российского федеративного государства.

Следует выделить юридические признаки Российской Федерации, которые позволяют отнести ее к числу федеративных государств:

1) территория Российской Федерации состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно-правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью;

2) компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией;



3) в российском государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

4) субъекты Федерации обладают правом принятия собственной Конституции (Устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы;

5) в России существует единое гражданство;

6) в российском парламенте – Федеральном Собрании Российской Федерации – имеется палата представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации);

7) внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти. Они официально представляют Российскую Федерацию в межгосударственных отношениях.

Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Особое правовое а по ряду позиций привилегированное) положение в России занимают республики, автономные округа, автономная область.

Конституция РФ 12 декабря 1993 года заложила конституционные основы российского федерализма, среди которых выделяют: целостность и неприкосновенность российской территории; равноправие всех субъектов Федераций; строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной; признания обладания государственным суверенитетом за РФ, а не за ее субъектами.
4.Государственный суверенитет Российской Федерации и государственные символы Российской Федерации.
Государственный суверенитет – это свойство государственной власти самостоятельно осуществлять внутренние функции и полномочия на собственной территории и проводить независимую политику в международных отношениях.

Согласно ст.4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию. Государственный суверенитет выступают одной их основ конституционного строя России.

Государственный суверенитет выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Верховенство государственной власти обеспечивается верховенством на всей территории Российской Федерации конституции РФ и федеральных законов (ч.2 ст.4 Конституции).

Государство обладает правом осуществлять контроль за исполнением 
нормативных актов, устанавливать ответственность за их нарушение. Независимость государственной власти проявляется в самостоятельном выборе форм и методов осуществления внутренней и внешней политики. Единство государственной власти выражается в единстве системы государственных органов, действующих на основе и в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законодательством (ст.11 Конституции РФ). Российская Федерации осуществляет защиту государственного суверенитета, обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории ( ч.3 ст.4 Конституции РФ). Защита государственного суверенитета России осуществляется Президентов РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Вооруженными Силами РФ, Министерством иностранных дел РФ и другими органами государственной власти, и должностными лицами.
Государственные символы РФ – это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством. Государственными символами РФ являются:

1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ.

Они подлежат особой государственной охране, поэтому запрещается и преследуется по закону: 1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ); 2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.

Официальные государственные символы российского государства могут использоваться субъектами РФ, различными организациями РФ для фирменного или отличительного обозначения только на основании соответствующего разрешения РФ и в установленных законодательством формах. Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ, установленных законами о государственных символах России. Субъекты РФ, муниципальные образованияобщественные объединенияпредприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу РФ. Государственный герб не может быть использован в качестве геральдической основы гербов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.


Помимо государственных символов, суверенитет РФ выражается через наличие столицы РФ. Москва выступает в отношениях с РФ как самостоятельный субъект и как центр всей России, ее государственная столица. Особенность статуса столицы состоит в том, что она выступает как бы лицом всей РФ в международных отношениях.
5.Общая характеристика субъектов Российской Федерации
Субъект Федерации - это ограниченно правоспособное национально-государственное или территориально-государственное образование, имеющее черты государственности, обладающее собственным статусом, полномочиями и входящее в единое федеративное государство.

Субъекты, в зависимости от принципа, лежащего в основе их образования, делятся на 3 вида: Национально-государственные образования (республики); Территориальные образования (края, области, города федерального значения); Национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа).

Элементы статуса субъектов РФ:

- Наличие учредительного акта (Конституции в республиках, уставов в иных субъектах). Причем республики имеют право самостоятельно определять способ принятия конституций (референдумом, законодательным органом, специальным органом и др.)

- не имеют право в одностороннем порядке менять статус, в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 6 ст. 66) – такой закон не принят;

- имеют определенную территорию, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67) и население. Субъекты по взаимному согласию могут изменить границы, самостоятельно устанавливают административно-территориальное деление, могут выступить с инициативой объединения с другими субъектами;

- граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

- имеют свою символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр);

- наличие совместной и собственной компетенции (стст. 72, 73);

- имеют систему органов государственной власти. Самостоятельность в ее определении ограничена основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом;