ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 228
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- имеют систему законодательства. Законы принимаются по предметам совместного ведения (не могут противоречить федеральным) и предметам собственного ведения (ст. 76, 77).
- участие в законотворческом процессе на федеральном уровне при принятие федеральных законов по предметам совместного ведения, а также при внесении конституционных поправок (ч. 2 ст. 76, ст. 136);
- наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета;
- обладание ограниченной международной правосубъектностью (п. «о» ст. 72 при координирующей функции РФ в соответствии с ФЗ от 04.01.1999 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»);
- право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами го
Республики:
- принимают свои Конституции, законодательство, символику;
- учреждают свои органы власти;
- устанавливают наряду с русским свой гос. язык.
сударственной власти субъектов РФ
6.Виды субъектов Российской Федерации
В Российскую Федерацию входит 85 субъектов ,а именно: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Республика. охарактеризована в Конституции Российской Федерации как «государство» (часть 2 статьи 5);
статус определяется Конституцией Российской Федерации и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);
вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68).
Город федерального значения. Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом». Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования, сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Край, область. статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66). Края формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией. Области так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории).
Автономная область и автономный округ в составе РФ - национально-государственные образования, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего востока. Особенность – большая территория при небольшой численности населения.
7.Изменение субъектного состава России
Порядок изменения субъектного состава в РФ.
Законодательством предусмотрено 2 режима:
1) Принятие в РФ в качестве субъекта иностранного государства
2) Образование нового субъекта в результате объединения 2 и более граничащих друг с другом субъектов.
Обе процедуры на добровольной основе
Принятие в состав РФ нового субъекта РФ:
• Инициатором выступает иностранное государство о принятии его или его части в состав РФ в качестве субъекта РФ
• Президент уведомляет о поступившей предложении совет федерации, государственную думу и правительство РФ
• Президент заключает международный договор с государством, в котором урегулированы вопросы
- наименование и статус нового субъекта
-порядок приобретения гражданства гражданами этого государства
-действие законодательства РФ на его территории
-функционирование органов государственной власти и мсу
• Президент обращается в конституционный суд РФ с запросом о проверке соответствия не вступившего в силу международного договора конституции РФ
• В случае признания договора конституционным, он вносится в государственную думу на ратификацию
• Одновременно в государственную думу вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта РФ и принимается его наименование, статус, границы,
заключительными переходные положения, сроки интеграции в финансовую, экономическую, кредитную и правовую системы РФ
• Принятие ФКЗ и ФЗ
• Изменение ч1.ст.65 конституции
Этапы образования нового субъекта:
-Субъекты Ф вносят Президенту предложения об образовании нового субъекта. Если одобряется, то
-На территории этих субъектов проводятся референдумы, Если референдумы принимают положительные решения (пока случаев отрицательного голосования не было).
-Президент вносит проект ФКЗ об образовании нового субъекта.
-Проводится голосование в нижней палате российского парламента – Государственной Думе, решение будет утверждено, если оно будет одобрено не менее чем 2/3 голосов.
-Далее голосование в верхней палате – Совете Федерации Федерального Собрания, одобрено, если получено не менее ¾ голосов.
-Подписание закона Президентом.
-Внесение изменений в ч. 1 ст. 65 К РФ.
8. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов
Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий является одним из конституционных принципов российского федерализма.
Существует 2 способа регулирования отношений между федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный.
С.А.Авакьян утверждает, что РФ относится к конституционно-правовой федерации.
Именно Конституция устанавливает перечни предметов ведения и полномочий РФ (ст. 71), совместного ведения России и ее субъектов (ст. 72), исключительного ведения субъектов РФ (ст. 73).
Правовое регулирования (ст. 76):
А) по предметам ведения РФ издаются ФКЗ и ФЗ,
Б) по предметам совместного ведения издаются ФЗ и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов. Федеральные законы по предметам совместного ведения издаются 2 видов: определяющие общие принципы (основы) правового регулирования и направленные на реализацию полномочий федеральных органов власти.
В) вне пределах ведения РФ и совместного ведения субъекты осуществляют собственное правовое регулирование.
При этом, законы субъектов не могут противоречить федеральным, а в случае такого противоречия, действует федеральный закон. В случае противоречия закона субъекта федеральному по предметам исключительного ведения субъекта – действует закон субъекта РФ.
Предметы ведения РФ, установленные в 18 пунктах ст. 71 можно разделить на группы:
Государственного строительства или учредительные: принятие и изменение Конституции РФ, установление системы федеральных органов власти и др.
Законодательные и правоохранительные: принятие и изменение федеральных законов, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; судоустройство, прокуратура и др.
Социально-экономические: управление федеральной собственностью, таможенное регулирование, денежная эмиссия и др.
Военные: оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной границы и др.
Внешнеполитические и внешнеэкономические: международные договоры, внешняя политика и др.
По конкретизации статуса личности: государственные награды, гражданство, амнистия, помилование
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, установленные в 14 пунктах ст. 21 можно разделить на группы:
Учредительные: установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления и др.
Правозащитные и правоохранительные: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана памятников истории и культуры, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат и др.
Законодательные: административное, трудовое, семейное, жилищное законодательство и др.
Социально-экономические: разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения, вопросы владения, пользования, распоряжения землей и др.
Международные: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ
В России существует и договорный способ разграничения полномочий. Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий установлен в ст. 26.7 «Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий» ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":
- допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта
- подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта
- Президент РФ в течение десяти дней после подписания договора вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.
- Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет.
9. Выборы: юридическая природа, назначение и виды
Назначение выборов – это первая стадия избирательного процесса, заключающаяся в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования.
Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти.
Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах об избрании решают сами граждане, а при косвенных — избранные ими лица: выборщики, депутаты и др.