Файл: 1. Понятие и признаки федеративного государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- имеют систему законодательства. Законы принимаются по предметам совместного ведения (не могут противоречить федеральным) и предметам собственного ведения (ст. 76, 77).

- участие в законотворческом процессе на федеральном уровне при принятие федеральных законов по предметам совместного ведения, а также при внесении конституционных поправок (ч. 2 ст. 76, ст. 136);

- наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета;

- обладание ограниченной международной правосубъектностью (п. «о» ст. 72 при координирующей функции РФ в соответствии с ФЗ от 04.01.1999 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»);

- право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами го

Республики:

- принимают свои Конституции, законодательство, символику;

- учреждают свои органы власти;

- устанавливают наряду с русским свой гос. язык.

сударственной власти субъектов РФ
6.Виды субъектов Российской Федерации
В Российскую Федерацию входит 85 субъектов ,а именно: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Республика. охарактеризована в Конституции Российской Федерации как «государство» (часть 2 статьи 5);

статус определяется Конституцией Российской Федерации и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);

вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68).

Город федерального значения. Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом». Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования, сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.


Край, область. статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66). Края формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией. Области так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории).

Автономная область и автономный округ в составе РФ - национально-государственные образования, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего востока. Особенность – большая территория при небольшой численности населения.
7.Изменение субъектного состава России
Порядок изменения субъектного состава в РФ.

Законодательством предусмотрено 2 режима:

1) Принятие в РФ в качестве субъекта иностранного государства

2) Образование нового субъекта в результате объединения 2 и более граничащих друг с другом субъектов.

Обе процедуры на добровольной основе

Принятие в состав РФ нового субъекта РФ:

Инициатором выступает иностранное государство о принятии его или его части в состав РФ в качестве субъекта РФ

Президент уведомляет о поступившей предложении совет федерации, государственную думу и правительство РФ

Президент заключает международный договор с государством, в котором урегулированы вопросы

- наименование и статус нового субъекта

-порядок приобретения гражданства гражданами этого государства

-действие законодательства РФ на его территории

-функционирование органов государственной власти и мсу



Президент обращается в конституционный суд РФ с запросом о проверке соответствия не вступившего в силу международного договора конституции РФ

В случае признания договора конституционным, он вносится в государственную думу на ратификацию

• Одновременно в государственную думу вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта РФ и принимается его наименование, статус, границы,

заключительными переходные положения, сроки интеграции в финансовую, экономическую, кредитную и правовую системы РФ

Принятие ФКЗ и ФЗ

Изменение ч1.ст.65 конституции

Этапы образования нового субъекта:

-Субъекты Ф вносят Президенту предложения об образовании нового субъекта. Если одобряется, то

-На территории этих субъектов проводятся референдумы, Если референдумы принимают положительные решения (пока случаев отрицательного голосования не было).

-Президент вносит проект ФКЗ об образовании нового субъекта.

-Проводится голосование в нижней палате российского парламента – Государственной Думе, решение будет утверждено, если оно будет одобрено не менее чем 2/3 голосов.

-Далее голосование в верхней палате – Совете Федерации Федерального Собрания, одобрено, если получено не менее ¾ голосов.

-Подписание закона Президентом.

-Внесение изменений в ч. 1 ст. 65 К РФ.

8. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов

Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий является одним из конституционных принципов российского федерализма.

Существует 2 способа регулирования отношений между федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный.

С.А.Авакьян утверждает, что РФ относится к конституционно-правовой федерации.

Именно Конституция устанавливает перечни предметов ведения и полномочий РФ (ст. 71), совместного ведения России и ее субъектов (ст. 72), исключительного ведения субъектов РФ (ст. 73).

Правовое регулирования (ст. 76):

А) по предметам ведения РФ издаются ФКЗ и ФЗ,

Б) по предметам совместного ведения издаются ФЗ и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов. Федеральные законы по предметам совместного ведения издаются 2 видов: определяющие общие принципы (основы) правового регулирования и направленные на реализацию полномочий федеральных органов власти.

В) вне пределах ведения РФ и совместного ведения субъекты осуществляют собственное правовое регулирование.

При этом, законы субъектов не могут противоречить федеральным, а в случае такого противоречия, действует федеральный закон. В случае противоречия закона субъекта федеральному по предметам исключительного ведения субъекта – действует закон субъекта РФ.

Предметы ведения РФ, установленные в 18 пунктах ст. 71 можно разделить на группы:

Государственного строительства или учредительные: принятие и изменение Конституции РФ, установление системы федеральных органов власти и др.

Законодательные и правоохранительные: принятие и изменение федеральных законов, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; судоустройство, прокуратура и др.

Социально-экономические: управление федеральной собственностью, таможенное регулирование, денежная эмиссия и др.

Военные: оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной границы и др.

Внешнеполитические и внешнеэкономические: международные договоры, внешняя политика и др.


По конкретизации статуса личности: государственные награды, гражданство, амнистия, помилование

Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, установленные в 14 пунктах ст. 21 можно разделить на группы:

Учредительные: установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления и др.

Правозащитные и правоохранительные: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана памятников истории и культуры, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат и др.

Законодательные: административное, трудовое, семейное, жилищное законодательство и др.

Социально-экономические: разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения, вопросы владения, пользования, распоряжения землей и др.

Международные: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ

В России существует и договорный способ разграничения полномочий. Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий установлен в ст. 26.7 «Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий» ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":

- допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта

- подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта

- Президент РФ в течение десяти дней после подписания договора вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.

- Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет.
9. Выборы: юридическая природа, назначение и виды

Назначение выборов – это первая стадия избирательного процесса, заключающаяся в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования.

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах об избрании решают сами граждане, а при косвенных — избранные ими лица: выборщики, депутаты и др.