Файл: Отчет о прохождении учебной практики ознакомительная практика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДНЕВНИК - ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Ознакомительная практика
_____________________________1________________________________
(семестр)
Хожиматова Гулираъно Ихтиёровна
(ФИО обучающегося) |
Место прохождения практики: |
НОЧУ Московский Финансово-Промышленный университет «Синергия» |
|
Руководитель практики от Университета: |
Мордовина Ираида Андреевна |
(ФИО)
-
Дневник практики
Дата | Краткое содержание работы, выполненное обучающимся, в соответствии с индивидуальным заданием | Отметка руководителя практики от Университета (подпись) |
1 | Ознакомилась с инструкцией по технике безопасности и охране труда. Ознакомилась с федеральным законом об образовании РФ. Изучила пошаговые действия педагога в системе школьного образования в случае происшествия, несчастного случая. | |
2 | Изучила нормативную документацию, регламентирующую деятельность, права и обязанности образовательных учреждений, педагогов, школьников и их законных представителей (по открытым источникам). | |
3 | Изучила в системе мегакампус актуальную научную литературу последних лет. Изучила тенденции и направления современных проблем образования в учебных заведениях, и составила таблицу с указанием наиболее важных из них (не менее 10 пунктов с краткой характеристикой и оценками исследователей). | |
4 | Изучила должностную инструкцию учителя и педагога-психолога (педагога-организатора). | |
5 | Изучила процесс подготовки к проведению развивающих мероприятий, изучила процесс составления форм отчетности учителя и педагога-психолога. | |
6 | Составила карту наблюдений для оценки следующих сторон личности младшего школьника: личностный потенциал; мотивационный потенциал; интеллектуальный потенциал; отношение к учёбе; групповая деятельность; характер межличностных отношений. | |
7 | Подготовила предложения и рекомендации по усовершенствованию процесса организации и проведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста | |
8 | Ознакомилась с видами педагогической документации образовательных учреждений. Изучила виды педагогической отчетности (по открытым источникам). | |
9 | Изучила процесс подготовки к проведению развивающих мероприятий. | |
10 | Нашла в сети интернет видеозаписи открытых занятий в школах, их изучение. | |
11 | Оценила состояние детей: как на них влияют выбранные учителем и педагогом-психологом методы взаимодействия. | |
12 | Систематизация собранного нормативного и фактического материала. | |
13 | Оформление отчета о прохождении практики. | |
14 | Защита отчета по практике. | |
Отчет по практике
Концепции образования | Проблемы образования |
Дифференциация - разделение целостной системы на составляющие ее части, которые тоже делятся. Этот процесс, применительно к науке, проявляется в том, что возникает более узкая специализация, появляются новые отрасли исследования, более конкретные объекты изучения. Таким образом, наука становится более сложной системой, количество составляющих ее элементов размножается, а связи между ними все более опосредуются. | «Кадровый голод» - обусловленный новыми требованиями к уровню квалификации работников |
Интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании). | высокая степень износа основных средств, оборудования, необходимого для осуществления высоко эффективного образовательного процесса, как в школах, так и в высших образовательных учреждениях. Очевидно, моральный износ учебной техники тормозит процесс обучения и освоения новых технологий. |
Диверсификация системы образования - это принцип ее организации системы образования в условиях демократии и рынка. Этот принцип допускает разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими. При этом предполагается возрастание сложности внутренней инфраструктуры системы образования за счет: возникновения новых видов и типов образовательных учреждений; проникновения одних форм образования в другие; объединения различных видов, типов и форм образования, ранее не связанных между собой; расширения сферы деятельности образовательных учреждений; многообразия содержания образовательных программ; свободы использования образовательных технологий; распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества. | излишняя теоретическая направленность обучения. Это сказывается на усложнении процесса приспособления выпускника высшего учебного заведения непосредственно на рабочем месте. На наш взгляд, главной трудностью для многих становится невозможность сопоставления теоретических знаний с их практическим применением. |
Интернационализация образования - увеличение общих элементов в национальной образовательной практике различных стран, обусловленное определенным сходством в характере и темпах технологического и социально-экономического развития, а также процессом международной интеграции; затрагивает как содержание образовательного процесса, так и его форму - увеличение временной протяженности. | коррупционные проявления в российской системе образования. Это явление блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей, а также не способствует становлению качественного интеллектуального потенциала в стране. |
Индивидуализация обучения - организация уч. процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. | недостаточное финансирование российской сферы образования и науки. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров, что подрывает престиж работы в данной области. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства. |
Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности. | отсутствие, прямой непосредственной тесной взаимосвязи между высшими образовательными учреждениями и рынком труда, который становится окончательной стадией резюмирования качества интеллектуального потенциала и использования человеческого капитала в стране. Большинство выпускников после окончания учебы идут работать не по специальности, а то и вовсе переучиваться, что подрывает эффективность образовательной системы. Однако, даже при поиске работы «по специальности», выпускники не готовы выбирать низкооплачиваемые начальные вакансии, но, при этом, и работодатель не желает нанимать на ответственную должность выпускника вуза без соответствующего опыта работы и необходимых навыков. Проблема перерастает в конфликт интересов работодателей и выпускников вузов. |
Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью Непрерывное образование является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. | |
Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).
Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога. Рабочая документация может являться открытой для контроля различными представителями контролирующих инстанций.
К ней относятся:
-
План работы (на учебный год). -
График работы. -
Журнал регистрации видов работ. -
Отчет о работе (за учебный год). -
Программы факультативов, коррекционных/развивающих занятий. -
Отчеты по результатам диагностических обследований.
План работы, график работы, годовой отчет оформляются в двух экземплярах и хранятся у руководителя образовательного учреждения и самого специалиста.
Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию, психологические карты развития ребенка, данные бесед, наблюдений и т.п.). Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
К этой документации относятся:
-
журнал консультаций; -
журнал учета индивидуальных и групповых форм работы; -
протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной); -
наблюдения за детьми во время коррекционных / развивающих занятий; -
карты развития ребенка (помощи…).
Подготовка воспитательного мероприятия
1.Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел коллектива обучающихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
2.Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности обучающегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.
3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
I – этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II – этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V – этап подведения итогов (анализ).
4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию обучающихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.
5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с обучающимися, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа.
Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели.
Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на ребят. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого обучающегося и коллектива кружка в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия.
Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
Алгоритм анализа
1. Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.
2. Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями эффективности: критический (мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации), допустимый (мероприятие проводится в соответствии с планом работы коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер) и оптимальный (в основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия).
3. Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.
4. Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям обучающихся; уровню развития коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли обучающиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.
5. Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.
Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка
-
Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Особенности самовыражения ребенка
1. Поведение
-
Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство -
Пассивность, замкнутость, безразличие -
Беспокойство, возбудимость
2. Эмоции
-
Положительно окрашенные -
Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.) -
Частая смена эмоций
-
Особенности общения со взрослыми
-
Непосредственность, искренность, эмоциональная близость -
Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание -
Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
-
Особенности общения со сверстниками
1. Личностное общение:
-
Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба -
Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность -
Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов
2. Деловое общение:
-
Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка -
Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка