Файл: Отчет о прохождении учебной практики ознакомительная практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДНЕВНИК - ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Ознакомительная практика


_____________________________1________________________________

(семестр)
Хожиматова Гулираъно Ихтиёровна

(ФИО обучающегося)


Место прохождения практики:

НОЧУ Московский Финансово-Промышленный университет «Синергия»





Руководитель практики от Университета:

Мордовина Ираида Андреевна

(ФИО)


  1. Дневник практики




Дата

Краткое содержание работы, выполненное обучающимся, в соответствии с индивидуальным заданием

Отметка руководителя практики от Университета (подпись)

1

Ознакомилась с инструкцией по технике безопасности и охране труда. Ознакомилась с федеральным законом об образовании РФ. Изучила пошаговые действия педагога в системе школьного образования в случае происшествия, несчастного случая.




2

Изучила нормативную документацию, регламентирующую деятельность, права и обязанности образовательных учреждений, педагогов, школьников и их законных представителей (по открытым источникам).




3

Изучила в системе мегакампус актуальную научную литературу последних лет. Изучила тенденции и направления современных проблем образования в учебных заведениях, и составила таблицу с указанием наиболее важных из них (не менее 10 пунктов с краткой характеристикой и оценками исследователей).




4

Изучила должностную инструкцию учителя и педагога-психолога (педагога-организатора).




5

Изучила процесс подготовки к проведению развивающих мероприятий, изучила процесс составления форм отчетности учителя и педагога-психолога.




6

Составила карту наблюдений для оценки следующих сторон личности младшего школьника: личностный потенциал; мотивационный потенциал; интеллектуальный потенциал; отношение к учёбе; групповая деятельность; характер межличностных отношений.




7

Подготовила предложения и рекомендации по усовершенствованию процесса организации и проведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста




8

Ознакомилась с видами педагогической документации образовательных учреждений. Изучила виды педагогической отчетности (по открытым источникам).




9

Изучила процесс подготовки к проведению развивающих мероприятий.




10

Нашла в сети интернет видеозаписи открытых занятий в школах, их изучение.




11

Оценила состояние детей: как на них влияют выбранные учителем и педагогом-психологом методы взаимодействия.




12

Систематизация собранного нормативного и фактического материала.




13

Оформление отчета о прохождении практики.




14

Защита отчета по практике.






Отчет по практике

Концепции образования

Проблемы образования

Дифференциация - разделение целостной системы на составляющие ее части, которые тоже делятся. Этот процесс, применительно к науке, проявляется в том, что возникает более узкая специализация, появляются новые отрасли исследования, более конкретные объекты изучения.

Таким образом, наука становится более сложной системой, количество составляющих ее элементов размножается, а связи между ними все более опосредуются.


«Кадровый голод» - обусловленный новыми требованиями к уровню квалификации работников

Интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

высокая степень износа основных средств, оборудования, необходимого для осуществления высоко эффективного образовательного процесса, как в школах, так и в высших образовательных учреждениях. Очевидно, моральный износ учебной техники тормозит процесс обучения и освоения новых технологий.

Диверсификация системы образования - это принцип ее организации системы

 образования в условиях демократии и рынка. Этот принцип допускает разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими. При этом предполагается возрастание сложности внутренней инфраструктуры системы образования за счет: возникновения новых видов и типов образовательных учреждений; проникновения одних форм образования в другие; объединения различных видов, типов и форм образования, ранее не связанных между собой; расширения сферы деятельности образовательных учреждений; многообразия содержания образовательных программ; свободы использования образовательных технологий; распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества.

излишняя теоретическая направленность обучения. Это сказывается на усложнении процесса приспособления выпускника высшего учебного заведения непосредственно на рабочем месте. На наш взгляд, главной трудностью для многих становится невозможность сопоставления теоретических знаний с их практическим применением.

Интернационализация образования -

увеличение общих элементов в 

национальной образовательной практике различных стран, обусловленное

 определенным сходством в характере и 

темпах технологического и социально-экономического развития, а также процессом международной интеграции; затрагивает как содержание образовательного процесса, так и его форму - увеличение временной 

протяженности.

коррупционные проявления в российской системе образования. Это явление блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей, а также не способствует становлению качественного интеллектуального потенциала в стране.

Индивидуализация обучения - организация уч. процесса с учётом 

индивидуальных особенностей учащихся; 

позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей 

каждого ученика. Индивидуализация 

обучения осуществляется в условиях 

коллективной учебной работы в рамках 

общих задач и содержания обучения.

недостаточное финансирование российской сферы образования и науки. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров, что подрывает престиж работы в данной области. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.

Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы 

темы даются преподавателем до того, как 

начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при 

рассмотрении смежной тематики, так и 

представлять собой ненавязчивые 

упоминания, примеры, ассоциации. 

Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение 

подразумевает развитие мышления 

учащихся, опережающее их возрастные 

возможности.

отсутствие, прямой непосредственной тесной взаимосвязи между высшими образовательными учреждениями и рынком труда, который становится окончательной стадией резюмирования качества интеллектуального потенциала и использования человеческого капитала в стране. Большинство выпускников после окончания учебы идут работать не по специальности, а то и вовсе переучиваться, что подрывает эффективность образовательной системы. Однако, даже при поиске работы «по специальности», выпускники не готовы выбирать низкооплачиваемые начальные вакансии, но, при этом, и работодатель не желает нанимать на ответственную должность выпускника вуза без соответствующего опыта работы и необходимых навыков. Проблема перерастает в конфликт интересов работодателей и выпускников вузов.

Непрерывное образование -  процесс роста образовательного (общего и 

профессионального) потенциала личности в

течение жизни, организационно

 обеспеченный системой государственных и общественных институтов и 

соответствующий потребностям личности и общества. Целью Непрерывное образование является становление и развитие личности 

как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и 

стабилизации жизненных сил и 

способностей, так и в периоды старения 

организма, когда на первый план 

выдвигается задача компенсации 

утрачиваемых функций и возможностей.







Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).

Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога. Рабочая документация может являться открытой для контроля различными представителями контролирующих инстанций.

К ней относятся:

  1. План  работы (на учебный год).

  2. График работы.

  3. Журнал регистрации видов работ.

  4. Отчет о работе (за учебный год).

  5. Программы факультативов, коррекционных/развивающих занятий.

  6. Отчеты по результатам диагностических обследований.

План работы, график работы, годовой отчет оформляются в двух экземплярах и хранятся у руководителя образовательного учреждения и самого специалиста.

 

Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию, психологические карты развития ребенка, данные бесед, наблюдений и т.п.). Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.

К этой документации относятся:

  1. журнал консультаций;

  2. журнал учета индивидуальных и групповых форм работы;

  3. протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной);

  4. наблюдения за детьми во время коррекционных / развивающих занятий;

  5. карты развития ребенка (помощи…).

Подготовка воспитательного мероприятия

1.Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел коллектива обучающихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.

2.Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности обучающегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.

3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:


I – этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;

II – этап планирования;

III – этап организации;

IV – этап проведения мероприятия;

V – этап подведения итогов (анализ).

4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию обучающихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.

5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с обучающимися, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач  конкретного этапа.

Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели.

Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на ребят. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого обучающегося и коллектива кружка в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия.

Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Алгоритм анализа

1. Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

2. Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями  эффективности: критический (мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации), допустимый (мероприятие проводится в соответствии с планом работы коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер) и оптимальный (в основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия).


3. Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.

4. Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям обучающихся; уровню развития  коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли обучающиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

5. Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.
Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

  • Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

  • Пассивность, замкнутость, безразличие

  • Беспокойство, возбудимость

2. Эмоции

  • Положительно окрашенные

  • Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

  • Частая смена эмоций

  1. Особенности общения со взрослыми

  • Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

  • Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание

  • Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

  1. Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

  • Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

  • Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность

  • Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

  • Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

  • Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка