Файл: Программа кружка декоративно прикладного искусства "Прикладное творчество".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа кружка декоративно- прикладного искусства "Прикладное творчество"

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Пояснительная записка.

Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

  • Возрождения утраченной в период технократии духовности.

  • Формирования у учащихся целостной картины мира.

  • Развития общей способности к творчеству.

  • Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.


Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Структура программы

Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.



В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с бумагой

  2. Роспись

  3. Лепка

  4. Работа с тканью и нитью.

  5. Творческий проект

  6. Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект

  2. Связь с современностью

  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  4. Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз

  2. воплощение в материале

  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на двухгодичное обучение. Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 5-6 классов, второго года обучения – 7-8 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-15 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в течение 1-го года обучения уч-ся должны получить

знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

  • о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);

  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;

  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;

  • о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;

  • о вышивке лентами;

  • о проектной деятельности.


умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

  • вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;

  • работать в программе Power Point.

В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства 2– го года обучения учащиеся должны получить

знания:

  • о современном декоративно-прикладном искусстве;

  • расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

  • об объемном конструировании из бумаги (оригами, папье-маше), о работе с гофрокартоном;

  • о хохломской росписи и ее отличительных особенностях;

  • о чувашской национальной одежде, чувашской вышивке;

  • о работе с соленым тестом;

  • о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего гардероба.

умения:

  • трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;

  • решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);

  • свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;

  • лепить разными способами;

  • привлекать к работе над орнаментом произведения чувашских мастеров;

  • создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям : вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;

  • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;

Содержание Программы

I год обучения (72 часа)

Вводное занятие (2 часа)

Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».

Роспись по стеклу (4 часа)

Из истории росписи по стеклу. Инструменты и приспособления.

Знакомство с техникой росписи.

Творческая работа: роспись бутылки.

Работа с нитью (14 часов)

I
. Вязание крючком (6 часа).

Из истории вязания крючком. Инструменты, пряжа, нити и приспособления.

Знакомство со схематичным изображением рисунка на бумаге. Условные обозначения. Упражнения по чтению схем.

Творческая работа: Вязание цветов. Оформление повязки.

II. Вязание спицами (8 часов).

Из истории вязания спицами. Инструменты, пряжа, нити и приспособления. Комбинирование приёмов вязания спицами и крючком.

Знакомство с простейшими вязками.

Знакомство со схематичным изображением рисунка на бумаге. Условные обозначения. Упражнения по чтению схем.

Творческая работа: вязание детских пинеток.

Работа с бумагой (16 часов)

I. Объемные композиции из бумаги . Техника папье -маше. (6 часа).

Из истории папье-маше. Инструменты и приспособления.

Возможности пименения папье –маше.

Поделки и игрушки из папье-маше.

Обучение техники папье-маше.

Творческая работа: изготовление поделок «Яйцо Фаберже», «Планета», «Рыбка».

II. Модульное или объемное конструирование (6 часов).

Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.

Знакомство с возможными поделками из модулей.

Обучение технике изготовления модулей и технике сборы поделки.

Оформление поделок декоративными элементами.

Творческие работы: «Лебедь», «Яйцо», «Цыпленок», «Павлин», «Торт».

III. Объемное конструирование или квилинг.(4 часа)

Знакомство с работами выполненными в технике квилинг.

Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.

Беседа: «Вологодское кружево».

Творческая работа: Панно «Букеты роз» (из полосок бумаги).

Роспись по дереву (8 часов)

Роспись матрешек.

Из истории создания и росписи матрешек. Материалы, инструменты и приспособления.

Знакомство с видами росписи матрешек.

Упражнения: повтор главных отличительных элементов различных видов росписи.

Творческая работа: роспись матрешки-магнитика и матрешек.

Художественная обработка ткани (10 часов)

I.Аппликация из ткани (4 часов)

Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.

Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнеегипетский орнамент.

Беседа: «Из истории Древнего Египта».

Творческая работа: «Панно- аппликация «Египет».