Файл: Программа кружка декоративно прикладного искусства "Прикладное творчество".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа кружка декоративно- прикладного искусства "Прикладное творчество"
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
-
Возрождения утраченной в период технократии духовности. -
Формирования у учащихся целостной картины мира. -
Развития общей способности к творчеству. -
Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
-
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; -
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; -
раскрыть истоки народного творчества; -
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; -
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; -
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
-
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры; -
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; -
формирование творческих способностей, духовной культуры; -
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; -
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
-
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; -
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству; -
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура программы
Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
-
Работа с бумагой -
Роспись -
Лепка -
Работа с тканью и нитью. -
Творческий проект -
Выставки, экскурсии, праздники.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
-
Исторический аспект -
Связь с современностью -
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий -
Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
-
эскиз -
воплощение в материале -
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка рассчитана на двухгодичное обучение. Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 5-6 классов, второго года обучения – 7-8 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-15 человек.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в течение 1-го года обучения уч-ся должны получить
знания:
-
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; -
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека; -
о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.); -
в области композиции, формообразовании, цветоведения; -
о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись; -
об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов; -
о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой; -
о вышивке лентами; -
о проектной деятельности.
умения:
-
работать нужными инструментами и приспособлениями; -
последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента; -
лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки; -
вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно; -
работать в программе Power Point.
В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства 2– го года обучения учащиеся должны получить
знания:
-
о современном декоративно-прикладном искусстве; -
расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения; -
об объемном конструировании из бумаги (оригами, папье-маше), о работе с гофрокартоном; -
о хохломской росписи и ее отличительных особенностях; -
о чувашской национальной одежде, чувашской вышивке; -
о работе с соленым тестом; -
о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего гардероба.
умения:
-
трансформировать бумагу, картон в объемные элементы; -
решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация); -
свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента; -
лепить разными способами; -
привлекать к работе над орнаментом произведения чувашских мастеров; -
создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям : вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму; -
вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
Содержание Программы
I год обучения (72 часа)
Вводное занятие (2 часа)
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».
Роспись по стеклу (4 часа)
Из истории росписи по стеклу. Инструменты и приспособления.
Знакомство с техникой росписи.
Творческая работа: роспись бутылки.
Работа с нитью (14 часов)
I
. Вязание крючком (6 часа).
Из истории вязания крючком. Инструменты, пряжа, нити и приспособления.
Знакомство со схематичным изображением рисунка на бумаге. Условные обозначения. Упражнения по чтению схем.
Творческая работа: Вязание цветов. Оформление повязки.
II. Вязание спицами (8 часов).
Из истории вязания спицами. Инструменты, пряжа, нити и приспособления. Комбинирование приёмов вязания спицами и крючком.
Знакомство с простейшими вязками.
Знакомство со схематичным изображением рисунка на бумаге. Условные обозначения. Упражнения по чтению схем.
Творческая работа: вязание детских пинеток.
Работа с бумагой (16 часов)
I. Объемные композиции из бумаги . Техника папье -маше. (6 часа).
Из истории папье-маше. Инструменты и приспособления.
Возможности пименения папье –маше.
Поделки и игрушки из папье-маше.
Обучение техники папье-маше.
Творческая работа: изготовление поделок «Яйцо Фаберже», «Планета», «Рыбка».
II. Модульное или объемное конструирование (6 часов).
Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.
Знакомство с возможными поделками из модулей.
Обучение технике изготовления модулей и технике сборы поделки.
Оформление поделок декоративными элементами.
Творческие работы: «Лебедь», «Яйцо», «Цыпленок», «Павлин», «Торт».
III. Объемное конструирование или квилинг.(4 часа)
Знакомство с работами выполненными в технике квилинг.
Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.
Беседа: «Вологодское кружево».
Творческая работа: Панно «Букеты роз» (из полосок бумаги).
Роспись по дереву (8 часов)
Роспись матрешек.
Из истории создания и росписи матрешек. Материалы, инструменты и приспособления.
Знакомство с видами росписи матрешек.
Упражнения: повтор главных отличительных элементов различных видов росписи.
Творческая работа: роспись матрешки-магнитика и матрешек.
Художественная обработка ткани (10 часов)
I.Аппликация из ткани (4 часов)
Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.
Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнеегипетский орнамент.
Беседа: «Из истории Древнего Египта».
Творческая работа: «Панно- аппликация «Египет».