ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОУ «Анишинская средняя школа имени Героя Советского Союза А.С. Гостева»
«Куликовская битва в истории Тульского края»
Разработала Чиненова Елена Николаевна
учитель истории и обществознания.
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
А.Блок
Форма проведения: историко-познавательная игра
Подготовительная работа к игре:
Подготовка компьютерной презентации с вопросами и заданиями для учащихся.
Подготовка жюри из числа родителей, учителей.
Повторение учащимися необходимого материала для игры по истории России.
Пояснение к участию в игре:
В историко-познавательной игре участвуют все учащиеся класса.
За правильные ответы команды получают определенное количество баллов.
Победитель определяется по количеству собранных баллов.
Из числа родителей и учителей определяется жюри, которое оценивает ответы учащихся.
Оборудование:
Ноутбук, проектор;
бланки для ответов учащихся;
чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры;
конверты с заданием для конкурсов.
Ход игры
Орг. момент.
Готовность класса к игре, посадка учащихся.
Вступительное слово учителя.
Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько испытаний ей пришлось пережить. Мы сегодня вспомним об одном таком событии, которое вошло в историю как начало освобождения русского народа от татаро-монгольского ига, о Куликовской битве. Итак, наша игра начинается.
I Конкурс «Разминка». (Учитель зачитывает вопросы, команда, готовая ответить, поднимает карточку и отвечает, если ответ неверен- переход хода). 1 балл за правильный ответ.
-
Как известно, Преподобный Сергий отправил с князем монахов-богатырей. Как их звали?
(Пересвета и Ослябя)
-
Как известно, русское войско численностью до 100-150 тысяч человек отличалось однородностью. Кого больше всех было в войске?
(Главное ядро составляли москвичи)
-
Назовите наиболее известные произведения о Куликовской битве.
(«Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»)
-
В «Повести о побоище на Дону» сказано, что «они приложилися ко царю Мамаю». О ком идет речь?
(Ягайло - литовский князь и Олег Иванович Рязанский.)
-
Кому поставлен памятник на Красном Холме?
(Памятник Дмитрию Донскому. Храм-памятник Сергию Радонежскому.)
-
Известный тульский историк, краевед, археолог, основатель первого тульского музея – Палаты древностей. Назовите этого историка. Какие события связывают его с Куликовым полем?
(Тульский историк, краевед, археолог Н. И. Троицкий принимал участие в создании мемориальных объектов Куликовской битвы. В 1911 году он был избран членом строительного комитета для сооружения на Куликовом поле храма-памятника Сергию Радонежскому, где работал вплоть до революции 1917 года)
II Конкурс «Гонцов»
Учитель: XIII век принес тяжелые испытания Руси. Самым страшным из них было татаро-монгольское нашествие. Русские люди должны были платить Золотой Орде - ее ханам, князьям, военачальникам и чиновникам. Тех, кто не мог выплатить дани, уводили в полон. Вам предлагается отрывок из текста, написанного русским летописцем в 1223 году, о появлении у границ Руси опасного врага.
Задание для команд:
1. Команды выбирают летописца (историка), корректора и гонцов. В это время учитель вешает вне кабинета, на расстоянии 10-30 метров, лист с текстом.
2. Каждая группа садится за свой стол.
3. По сигналу учителя ученики приступают к игре. Заданием для групп является безошибочное переписывание текста диктанта. Гонцы бегут к листу, где стараются запомнить большую часть текста. Им при этом нельзя делать никаких записей! Летописцы записывают текст, запомненный гонцами. Корректоры проверяют записанный летописцами текст и исправляют ошибки. Готовый текст группа отдает жюри.
Текст для игры.
(«Пришла неслыханная рать... Их же никто не знает, кто они, и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая вера их»)
III Конкурс «Логическая цепочка»
Учитель: Мы помним ратные подвиги русских героев, среди которых были и совсем простые люди, которые своим искусством, талантом, безграничной любовью к своему Отечеству отстояли нашу землю.
Уважаемые участники, внимание на экран. Перед вами портреты и текст. Ваша задача- как можно быстрее соотнести портрет и текст и занести ответы в бланки.
1 2 3
4
1. Внук Ивана Калиты, Московский князь, получивший после победы в Куликовской битве почетное прозвище Донской.
2.«Именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества, он основал монастырь, который является резиденцией патриархов русской православной церкви, его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа» ( С. Радонежский).
3.«Он, осадив коня, взглянул на крест:
Чем этот день для братьев обернётся?
Копьё,
Да схима,
Да тяжёлый крест,
Что Сергий дал,-
Оружье ратоборца». (Пересвет).
4.«Этот человек не был потомком Чингизхана, и это вызывало недовольство среди подданных. В ответ на отказ московского князя платить выход он собрал своё войско. Вдохновившись обещаниями этого человека, огромное войско двинулось усмирять Русь. Потерпев жестокое поражение на поле Куликовом, бежал в Крым, где погиб». (Мамай).
За каждый правильный ответ 1 балл.
IV Конкурс «Умный листок»
Учитель: Проведенная Дмитрием военная реформа, укрепив ядро русского войска за счет княжеских конниц, дала доступ в число ратников многочисленным ремесленникам и горожанам, составившим «тяжелую пехоту». Вы должны ответить на вопрос: «Чем были вооружены пешие ратники по распоряжению полководца?»
Команды выстраиваются цепочкой, последний участник начинает передавать вперед лист бумаги, на котором каждый из команды должен написать одно слово по заданной теме.
( Пешие ратники, по распоряжению полководца были вооружены копьями с узколистными наконечниками треугольной формы, плотно насаженными на длинные крепкие древки, либо метательными копьями с кинжаловидными наконечниками. Русские воины имели сабли, а для дальнего боя – обеспечены луками, шлемами-шишаками, металлическими наушиями и кольчужными бармицами (воротниками-оплечьями), грудь воина была прикрыта чешуйчатой, пластинчатой или наборной броней, комбинированной с кольчугой. Старые миндалевидные щиты были заменены круглыми, треугольными, прямоугольными и сердцевидными.)
V Конкурс «Кластер»
Участникам раздаются листы со схемой, которые они должны заполнить
Боевые порядки русских сил в Куликовской битве
Традиционная реконструкция
З
VI Конкурс «Эрудит»
Учитель: В жизни русских людей огромное значение имела православная вера, она помогала в трудных жизненных испытаниях, вселяла надежду и веру. Внимание, вопрос командам: перед вами Церковь Всех Святых на Кулишках в Москве. Как она связана с событиями Куликовской битвы?
За правильный ответ 4 балла
(Деревянный храм на этом месте был построен в начале 14 века. По преданию, в нем молился святой князь Дмитрий Донской перед битвой на Куликовом поле. Каменный храм построен в конце 14 века, в "память всех убиенных" во время Куликовской битвы 1380 г)
VII Конкурс «Рассыпное лото»
Учитель: Куликовская битва вселила уверенность в возможности победы над ордынцами. Поражение на Куликовом поле ускорило процесс политического дробления Золотой Орды на улусы.
(Командам раздаются конверты с карточками в виде лото, при сборе которого у участников должно получиться с одной стороны изображение Куликовской битвы, с другой- текст, который они впоследствии озвучивают. Конкурс оценивается в 2 балла)
Текст
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.
Учитель: Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани, что положило начало освобождению русского народа от ордынского ига, росту его самосознания и самосознания других народов,
находившихся под игом ордынцев, укрепило роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.
Подведение итогов.
Список литературы
-
Бородин С.П. Дмитрий Донской.-М., 1977.
Задонщина. Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1974.- С.97-104.
1. В.А. Вакуленко, И.Е. Уколова, Е.С. Королькова. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2002г.
2. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе. Москва, 2001г. «ВЛАДАС»
3. И.Ю. Горева, А.В. Залецкая. Методические материалы к урокам права в основной и старшей школе. . ООО «Издательский дом «Новый учебник».
4. История в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2010-112 стр.
Ресурсы интернет:
http://www.vidania.ru/kulikovskayabitva.html
http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=6738