Файл: Организация регулирования внешнеэкономической деятельности в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Основы государственного устройства РФ, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, определены Конституцией РФ.
Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения; международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и ссоры, федеральные фонды регионального развития.
Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Высшая судебная власть в России осуществляемая Конституционным судом, Верховным судом и Высшим Арбитражным судом РФ. В целом система нашей страны устанавливается Конституцией РФ и Федеральным Конституционным судом. Основное значение судебной системы применительно к сфере ВЭД – защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных.
Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении ВЭД в России, обладает исполнительная ветвь, возглавляемая Президентом и Правительством РФ.
В соответствии с законодательством Президент РФ в области управления и регулирования ВЭД может:
-
осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям); -
подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах; -
регулировать военно-техническое сотрудничество; -
определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющих материалов.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом Президента РФ и состоит из двух уровней: Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти – государственных комитетов, федеральных служб, департаментов).
Правительство РФ во внешнеэкономической сфере выполняет следующие функции:
-
проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ; -
участвует в организации и проведении международных переговоров; -
в формировании экспортного и импортного режимов; -
осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом; -
регулирует величины ставок таможенного тарифа; -
принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массового импорта; -
разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.
Основное значение в практике регулирования ВЭД предприятий принадлежит исполнительным органам власти. В соответствии со структурой таковых, утвержденной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года « О структуре исполнительных органов власти в Российской Федерации» и Положениями о функциях министерств, служб и агентств, в регулировании ВЭД принимают участие:
-
Министерство промышленности и торговли РФ, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности и действующие при нем Департаменты в сфере внешней торговли – Департамент внешнеэкономических отношений; Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности; -
Министерство экономического развития РФ регулирует внешнеэкономическую деятельность, за исключением внешнеторговой; -
Министерство финансов и при нем Федеральная налоговая служба; -
Центральный банк РФ (действующий на основании Федерального закона « О Центральном банке РФ»); -
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии при Министерстве промышленности и энергетике РФ; -
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам при Министерстве образования и науки РФ; -
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору при Министерстве сельского хозяйства.
Структура государственных органов и их функции в области регулирования ВЭД в Российской Федерации наглядно представлен в таблице 1.
Таблица1 – Структура государственных органов и их функции в области регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
Наименование органа | Главные функции в области регулирования ВЭД |
Министерство финансов РФ | Проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики |
Федеральная налоговая служба | Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полной и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов |
Федеральная таможенная служба | Взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, проведение мер по их принудительному взысканию, таможенное оформление и таможенный контроль |
Федеральная антимонопольная служба | Контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, федеральными органами исполнительной власти суъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательство о рекламе. |
Центральный банк РФ | Регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно-кредитной политики, организации расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по ВЭД |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии при Министерстве промышленности и энергетики РФ | Экспертиза и подготовка заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, экспертиза проектов национальных стандартов. |
Федеральная служба по ветеринарному и санитарному надзору при Министерстве сельского хозяйства | Соблюдение требований законодательства РФ в сфере ветеринарии и карантина растений на Государственной границе РФ (включая пункты пропуска через Государственную границу ) и на транспорте, включающих требоваия по обеспечению охраны территории РФ от заноса из иностранных государств и распространении заразных болезней животных, вредителей растений( сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношениях поднадзорных грузов. |
На современном этапе государственный уровень управления ВЭД представлен тремя властными структурами: законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть в лице Федерального Собрания принимает законы. Вопросы ВЭД регулируются законами: о таможенном тарифе, о валютном регулировании и валютном контроле, об иностранных инвестициях, о международном коммерческом арбитраже.
Исполнительная власть в лице Федеральных министерств и ведомств на основе законов, а также указов Президента, постановлений Правительства принимает нормативные акты в форме инструкций, правил, положений. В системе управления ВЭД главную роль выполняют: Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство экономического развития РФ , государственный таможенный комитет, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и Центральный банк РФ.
Более подробно рассмотрим Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство экономического развития РФ.
Министерство промышленности и торговли РФ – федеральный орган исполнительной власти, функционирующий с пятого июня 2008 года. Среди основных направлений деятельности выделяют следующие:
-
авиационная промышленность -
определение в установленном порядке организаций, являющихся разработчиками и производителями продукции военного назначения участвующих в выполнении внешнеторговых контрактов на поставку продукции военного назначения; -
внесение в уполномоченный федеральный оран исполнительной власти по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами предложений о предоставлении российским организациям – разработчикам и производителям продукции военного назначения, осуществляющим свою деятельность в отношении продукции военного назначения; -
проведение расследований, предшествующих введение специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров (за исключением сельскохозяйственной и рыбной продукции), подготовку и предоставление в установленном порядке предложений о целесообразности введение ,применение, пересмотра или отмены указанных мер; -
выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий; -
выдача разрешений на реэкспорт товаров (за исключением товаров военного и двойного назначения), происходящих с территории РФ ,другими государствами – членами Евразийского экономического сообщества; -
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Министерства; -
организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Министерства.
Организация деятельности. Министерство промышленности и торговли РФ возглавляет Министр (В. Б. Христенко), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ. Количество заместителей так же назначается Правительством. Структурным подразделение Министерства являются департаменты по основным направления деятельности. В состав департаментов включаются отделы.
Министерство экономического развития РФ, функционирует с 2008 года на основе упраздненного Министерства экономического развития и торговли РФ.
В соответствии с Положением на Министерство экономического развития в части внешнеэкономической деятельности возложены координация и регулирование внешнеэкономической деятельности (за исключение внешней торговли), а так же развитие предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса (развитие внтренней торговли, общественного питания и услуг); инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ.
В состав Министерства экономического развития входят:
-
Федеральная служба государственной статистики; -
Федеральная регистрационная служба; -
Федеральное агентство геодезии и картографии; -
Федеральное агентство по государственным резервам; -
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; -
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; -
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
Основными задачами Министерства в области регулирования ВЭД являются:
-
экономические отношения в РФ с иностранными государствами, их союзами и международными организациями; -
прогнозирование влияния мировых социально-экономических процессов и мировой конъюнктуры в целом, а также мер экономической и торговой политике отдельных государств в частности, на развитие России; -
техническая помощь Европейского союза, иностранных государств и международных организаций; -
таможенно- тарифная политика и таможенное дело, за исключение определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств и порядка исчисления и сбора налоговых платежей; -
обеспечение деятельности российских частей межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и иностранными государствами и функции их секретариата.