Файл: Отчёт с что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тихонова Надежда Андреевна Портфолио Отчёт С
группа №2 учителя 1-го уровня
город Костанай 24.10.2014 г.
Отчёт С
Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?
При повторной встрече с директором школы были доложены результаты диагностики и в совместной профессиональной беседе мы пришли к единодушному мнению, что в определении темы исследования выбрано верное направление. Были намечены пути изменения практики обучения, основанные на рекомендациях ОСЭР о необходимости изменений подходов в преподавании и обучении.[1]
Для того чтобы начать преобразования в школе, я пришла к пониманию, что мне не обойтись без единомышленников, которые будут не только поддерживать, но и примут активное участие в процессе исследования. Такими единомышленниками стали коллеги, прошедшие курсы 2 и 3 уровня. В ходе неформальной встречи я рассказала о предполагаемой работе и обратилась за помощью к коллегам. Отрадно, что педагоги с готовностью откликнулись на мою просьбу и включились в активную деятельность. Проанализировав исходные данные вместе с сформировавшейся творческой фокус-группой, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным в исследовании будет вопрос о формировании познавательного интереса учащихся посредством стратегий, инструментов РКМ, так как наша школа продолжает позиционировать себя школой развития критического мышления, а познавательные интересы учащихся недостаточно развиты. И для исследования будет взято среднее звено (5 – 7 классы).
Мы убедились, что в школе есть ряд учителей готовых к изменениям, обладающих высоким потенциалом, их знания, накопленный опыт, убеждения, помогут нам в последовательном улучшении, изменении в школьной практике, они станут нашими помощниками, союзниками в преобразованиях.
С фокус-группой методом мозгового штурма на основе анализа полученных данных мы определили плюсы и минусы исходных данных
Инструментом программного плана развития школы явилась среда обучения учащихся в 5 – 7 классах.
В ходе исследовательской деятельности был обозначен основополагающий вопрос программы: как инструменты, стратегии критического мышления способствуют формированию познавательного интереса учащихся
Для того, чтобы более чётко представить дальнейшую работу, мы выявили ф
окус программы: как формируется познавательный интерес учащихся, насколько стратегии критического мышления эффективны в работе, конкретизировали тему исследования в действии: «Формирование познавательного интереса учащихся среднего возраста посредством стратегий, инструментов РКМ»
Мы предположили, что если учитель будет в построении урока опираться на эффективные стратегии РКМ, это поможет в формировании познавательного интереса учащихся, что повлияет в свою очредь на повышение качества обучения
Исходя из этого нами была поставлена цель: содействие совершенствованию деятельности по формированию и развитию познавательного интереса учащихся посредством стратегий, инструментов РКМ
Для того чтобы была реализована цель, необходимо предпринять серию шагов-задач, направленных на её достижение. Используя различные приёмы, инструменты, формы, методы мы будем формировать умение учителя в развитии познавательного интереса на уроке. Вместе мы будем учиться дифференцированной работе на уроке, преобразовывать педагогическую деятельность на основе стратегий, инструментов развития критического мышления для развития познавательных интересов. Учителю необходимо помочь развивать рефлексивные навыкам для отслеживания динамики познавательной активности обучающихся. Мы попытаемся, предоставить необходимые условия, где главным будет создание коллаборативной среды: атмосферы сотворчества, сотрудничества, профессиональной поддержки (непрерывного научно-методического сопровождения развития профессионализма, через оказание сетевым сообществам ШМО, отдельным педагогам в организации обучения), оказать положительное влияние на процесс обучения.
Как указывалось в предыдущем отчёте, поскольку не все учителя владеют в достаточной степени технологией РКМ, мы будем вооружать коллег необходимыми знаниями и инструментами практической направленности для успешного обучения и формирования, развития познавательного интереса. Эту работу мы будем проводить совместно с фокус-группой (учителями 2,3 уровней).
Полученные результаты помогут нам спланировать процесс преобразования таким образом, чтобы педагоги смогли изменить подходы в обучении, пересмотреть конструирование урока в пользу использования тех приёмов и методов, которые помогают учащимся активно участвовать в процессе обучения.
Мы обратимся к Пирамиде обучения, чтобы сверить, насколько наша практика в процессе обучения ориентируется на эффективность обучения и его результативность, на вовлечение обучающихся в образовательный процесс.
Анализ исходных данных позволил определить положительные стороны нашей школы:
-Опытные учителя хорошо владеют инновационными технологиями, однако используют их эпизодически, они с готовностью передают свой опыт в районном, школьном сетевом сообществах.
-Ряд учителей активно работают в сетевых виртуальных сообществах в школьном сетевом сообществе
Были определены также и болевые точки-угрозы, которые могут повлиять на ожидаемый результат:
Не все учителя овладели знаниями и умениями технологии критического мышления (это, в основном, новые педагоги, пришедшие в школу после годичных курсов, проходивших на базе нашей школы)
Один учитель пришёл в школу после большого перерыва педпрактики, не имеет пока педагогического стажа и категории, не в достаточной степени владеет методикой преподавания, имеет пробелы в знаниях
Больше половины учителей (по данным административной рефлексии) не особенно стремится перенимать передовой педагогический опыт у своих коллег школы, района, Республики, что не может не сказаться на качестве преподавания.
Есть несколько учителей критически настроенных против каких-либо изменений, их устраивает то положение, которое сложилось.
Всё это является угрозой, которая может повлиять на результат исследования.
Для того чтобы преодолеть возникающие препятствия мы должны предложить коллегам такие виды деятельности, которые им будут не только интересны, но и полезны. Мы должны предложить легко транслируемые, эффективные подходы, инструменты, которые помогут сделать урок интересным, познавательным, современным
Этому будут содействовать намеченные мероприятия:
На встрече с фокус-группой мы распределим между собой обязанности в реализации намеченных мероприятий. Каждый из коллег возьмёт на себя те функции и обязанности, которые будут соответствовать его наклонностям, профессиональным интересам
, опыту.
На педагогическом совете при решении вопроса «Почему и зачем нужны преобразования в школе» мы будем опосредованно влиять на работу микрогрупп, активизировать мыслительную деятельность учителей с тем, чтобы они осознанно изложили свой взгляд на ряд вопросов, касающихся необходимости изменения практики в школе. Работая по микрогруппам, а затем демонстрируя свои выводы, педагоги поделятся своими мыслями, о необходимости изменений, о формировании познавательного интереса, без которого сложно добиться повышения качества знаний. Необходимо так построить процесс мыслительной деятельности, чтобы не мы, а сами учителя убеждали друг друга в необходимости перемен, изменений. Отвечая на главный вопрос, поставленный на педагогическом совете «Почему школе, учителю надо меняться», мы определимся: зачем нам необходимо данное исследование, какой результат может быть получен в ходе деятельности? И если будут внесены группами конкретные предложения, мы их обязательно добавим в свой план действий.
С классными руководителями 5 – 7 классов мы проведём протокольную встречу, целью которой будет принятие решения о разъяснительной работе с учащимися, о создании в классах стендов, плакатов «Голос ученика», о проведении анкетирования среди учащихся и специфике обработки исходных данных. Обработанные данные нам понадобятся для проведения Круглого стола «Для чего и как формировать познавательный интерес учащихся посредством РКМ?» Классные руководители, проведя диагностику в своём классе и проанализировав полученные данные, смогут понять, какие преобразования необходимы для конкретного класса и придут с обработанными данными и предложениями по изменению практики на Круглый стол. В результате работы круглого стола мы рассмотрим предложения классных руководителей, сделанных на основе анализа анкет, бесед с учащимися и родителями, заслушаем их предложения, поймём, какими инструментами, стратегиями, влияющими на формирование познавательного интереса учащихся, необходимо вооружить педагога.
Для тех, кто заинтересуется новыми подходами в обучении детей, проведём практикум «Как создать интеллект-карту для эффективного обучения». Цель этого занятия будет состоять в обучении учителей создавать интеллект-карты, помогающие учащимся анализировать и синтезировать изученный материал. Учителя на практике убедятся в больших возможностях таких интеллект-карт, увидят их возможности в формировании познавательной активности, обменяются мнением, идеями, как, на каком этапе урока они могут использовать их.
Для того, чтобы актуализировать имеющиеся знания по РКМ и прийти к необходимости совершенствовать их, будет проведён семинар-практикум «Для чего и как формировать познавательный интерес учащихся посредством РКМ?» для учителей, работающих в 5 – 7 классах, на котором педагоги будут ознакомлены с некоторыми стратегиями по РКМ, влияющими на формирование познавательного интереса учащихся. Для новичков и молодых учителей будет проведён дополнительный практикум «Как формировать познавательный интерес учащихся с помощью стратегий РКМ на различных этапах урока?». Это важно для осознания необходимости изменения подходов в обучении, в формировании убеждения, что такие изменения возможны и важны.
Для учителей среднего звена будет проведён учителем высшей категории Мастер-класс. На основе урока в определённом ею классе классе, по проблеме формирования познавательной активности посредством использования стратегий РКМ. Важно показать на практике, как предложенные стратегии, инструменты влияют на формирование познавательного интереса учащихся. Мастер продемонстрирует рефлексивный анализ урока по эффективному использованию стратегий, а затем педагоги обсудят, что из увиденного приемлемо для их практики. Такая сетевая деятельность помогает «заражать» друг друга идеями, желанием попробовать увиденное на своих уроках.
Ещё один мастер-класс будет предложен по организации и проведению внеклассного мероприятия, так как познавательная деятельность формируется не только и не столько на уроке. Мы обсудим с коллегами, каким образом возможно использование внеурочной деятельности для формирования познавательного интереса, обменяемся опытом работы и, возможно, составим совместный план внеклассной, внеурочной деятельности, куда включим интегрированные праздники знаний, викторины, олимпиады, исследовательскую деятельность.
Так, на коучинге «Как использовать стратегии РКМ на различных этапах урока для формирования познавательного интереса учащихся» основным видом деятельности будет обучение использованию стратегий, влияющих на развитие познавательного интереса учащихся, содействующих развитию критического мышления, основанных на теории множественности интеллекта, и составление плана урока на основе изученных стратегий. В дискуссионной работе педагоги смогут выразить свои взгляды на необходимость использования новых подходов в обучении.