Файл: Рабочая программа учебного курса разработана в соответствии с требованиями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Пояснительная записка.

    1. Общая характеристика программы и учебного предмета.

Рабочая программа учебного курса разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования, ФГОС ООО);

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по  основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115;

  • Санитарных правил СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детейи молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее - СП 2.4.3648-20);

  • Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредностидля человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);

  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254;

  • Перечня организаций, осуществляющих выпуск пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699;

  • Распоряжения Комитета по образованию от 15.04.2022 № 801-р «О  формировании календарных учебных графиков государственных образовательных учреждений Санкт- Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»;

  • Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 602 Петродворцового района Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14 июля 2014 года № 3110‑р;

  • Локальных актов, регламентирующих образовательную деятельность школы;

  • Учебного плана ГБОУ «Школа № 602» на 2022/2023 учебный год;


- Авторской программы по биологии для 7 класса под редакцией И.Н.Пономаревой (Москва, издательского центра Вентана-Граф (корпорация Российский учебник), 2017;

Программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. и др. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2014. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» (линейный курс, который предусматривает интеграцию общих биологических закономерностей во все курсы биологии). Представленный в нем курс биологии посвящен изучению растений и продолжает развитие концепции, заложенной в учебнике «Биология» для 6 класса (Пономарева И.Н. и др.), расширяя и углубляя ранее изученный материал. В основе концепции учебника – системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. В программе указывается тип урока, вид контроля, описание приемов, помогающих учителю в формировании у школьников познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных навыков, а также технологии, обеспечивающие эффективную работу преподавателя и ученика на уроке. Программа выполняет две основные функции:

структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели и задачи преподавания биологии на ступени основного общего образования Изучение биологии, как учебной дисциплины предметной области «Естественно-научные предметы», обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной карты мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• формирование и развитие умений формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов;

• овладение методами научной аргументации своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие и эволюция органического мира;



• биологическая природа и социальная сущность человека;

• структурно-уровневая организация живой природы;

• ценностное и экокультурное отношение к природе;

• практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели универсальны для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее социально значимыми.

Таким образом, глобальными целями биологического образования являются:

• социализация (вхождение в мир культуры и социальных отношений) – включение обучающихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Основные задачи обучения (биологического образования):

• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

    1. Место предмета в базисном учебном плане.


В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение биологии в 7 классе отведен 1 ч в неделю (всего 34 ч). Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в программе. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

    1. Используемый учебно-методический комплекс.

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2014.

  2. 2. Пономарева И.Н. и др. Биология. 5–11 классы. Программа курса биологии в основной школе. М.: Вентана-Граф, 2020.



    1. Предполагаемые результаты обучения.

Личностными результатамиявляются следующие умения:

1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатамиявляется формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5.В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

3. Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

5. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

6. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

7. Вычитывать все уровни текстовой информации.

8. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, формирование и развитие компетентности в области использование, информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции).

2. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология 7 класс» являются следующие умения в основной школе:

6.1. Выпускник научится:

6.1.1. выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

6.1.2. аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

6.1.3. аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий

6.1.4. осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

6.1.5. раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

6.1.6. объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;