Файл: Рабочая программа учебного курса разработана в соответствии с требованиями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6.1.7. выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; 6.1.8. различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки объектов;

6.1.9. сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

6.1.10. устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями клеток и тканей ,органов и систем органов;

6.1.11. использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

6.1.12. знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

6.1.13. описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

6.2. Выпускник получит возможность научиться:

6.2.1. находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

6.2.2. основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

6.2.3. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

6.2.4. ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

6.2.5. осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

6.2.6. создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

6.2.7. работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

    1. Формы, периодичность и виды контроля. Виды уроков по ФГОС.

Основные формы проверки знаний и умений учащихся по биологии являются устный опрос, фронтальный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: биологические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, тематическая – в конце каждой темы, а итоговая – по завершении школьного курса, итоговая аттестация в форме тестирования.

Разнообразие видов контроля. Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный (ПК) – изучение уровня готовности учащихся к восприятию нового материала.

  • Текущий (ТекК) – получение информации о качестве отдельных этапов учебного процесса. После пройденной темы на уроках контроля или коррекции знаний.

  • Тематический (ТемК) – систематизировать и обобщить материал всей темы. После изученной темы или раздела.

  • Итоговый контроль (ИК) – контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени, например, в конце учебного года.

Формы контроля знаний и умений учащихся. В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

• Фронтальная (Фронт). Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.

• Групповая (Гр.) Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.

• Индивидуальная (Инд). У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и

способностей отдельного человека.

• Комбинированная (Комб.). Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Классификация уроков по ФГОС.

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков - УОНЗ

Тип №2. Урок рефлексии - УР

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) - УСЗ

Тип №4. Урок развивающего контроля - УРК

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС.

1. Урок открытия нового знания - лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.



2. Урок рефлексии - сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3. Урок общеметодологической направленности - конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4. Урок развивающего контроля - письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Периодичность контроля текущей успеваемости. По предметам объемом 34 часа в год – не менее 3 оценок в четверти; не менее 4 отметок в триместре. Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в виде тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, лабораторных, практических и проверочных работ, тестов, опроса.

    1. Критерии оценок учебной деятельности по биологии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;

полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;

выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы;

устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;

последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал;

давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

делать собственные выводы;

формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;

правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя;


самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;

использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;

допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала;

даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;

подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале;

на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;

применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

ответ самостоятельный;

наличие неточностей в изложении материала;

определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

связное и последовательное изложение;

при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка «3» ставится, если ученик:


Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.