Файл: 1. Конституционное право как отрасль кп как отрасль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


39. Место Президента РФ в системе органов гос. власти РФ. Функции Президента РФ как главы государства.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 4 гл. К РФ.

Функции:приним. меры по охр. суверенитета РФ, её независимости и гос. целостности, обеспеч. согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной вл, определяет осн. направления внут. и внеш. полит, явл. Верховным Главнокомандующим ВС, реш. вопр. гражданства РФ, награжд. гос.наградами.

40. Полномочия и акты Президента Российской Федерации.

Акты Президента РФ - юр. формы выраж. реш. Презид. в пределах его конституционных полномоч, обяз-ны для исп на всей терр.РФ. (указы и распоряжения)
Акты Президента РФ дб опублик. в офиц. источниках (Российская газета и Собрание законодательства РФ) в течение 10 дней с момента их подписания. За исп. актов Президента следит адсинистр.Презид.


Полномочия Презид.РФ:обеспеч. и защита пр. и св. чел. и гражд; охр. гос.целостности; обладает пр. законодат. инициативы по всем вопр, тогда как другие субъекты законодательной инициативы могут быть в этом ограничены ;в отношениях с органами исп.вл; назнач. фед. судей по предлож.высшего судеб. ор-на — вс рф ; ввдед. ЧП и ВП; явл. верхов. главнокомандующим ВС РФ.

В области внешней политики - руководство внешней политикой государства; ему непосредственно подчиняется министр иностранных дел. После консультаций с соответствующими комитетами палат федерального собрания рф (обычно это комитет по иностранным делам) президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях, при нем аккредитуются дипломатические представители зарубежных государств.

41. Основания прекращения полномоч. Президента РФ. Процедура отрешения Президента РФ от должности.

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

- Истеч. срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. ----- Досрочно:по инициативе самого Презид. - отставка; в случ. стойкой неспособ. Презид. РФ по состоянию здоровья осущ. принадлежащ. ему полномоч; по инициативе ФС – приним.реш. об отрешен. Презид.от должнос.


Отставка - добровольный уход гл. гос. со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального ФЗ.

Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в ФЗ, где необход. указать: какой ор-н и каким образом устанав. факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение Президента от должности - процедура привлечения к юр. ответственности главы государства. Впервые «импичмент» был установ. Конституцией США, а затем и конституциями многих других государств.

Конституция РФ предусматривает основания и порядок отрешения Президента РФ от должности.

Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления.

3 этапа отрешения:1) выдвижение ГД обвинения против Президента. Инициатива в принятии такого реш. должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Если предложение о выдвиж. обвин. против Президента РФ не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, ГД оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ.

2) Подтвержд. реш.ГД заключением ВС РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением КС РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3) Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

42. Государственные органы при Президенте Российской Федерации.

Президент РФ в целях осущ. своих полномоч. созд. спец. ор-ны, занимающ. исп. распоряж. и указов Президента и осущ. спец. полномочия: 1) Администрац. Президента РФ; 2) Совет Безопасн. РФ.

Порядок формирования и компетенция Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ «Об Администрации Президента Российской Федерации».

Эти ор-ны осущ. свои непосредств.обяз, исп.указы Президента. Они являются прямо подотчетными Главе РФ.

Администрация Презид. РФ – гос. орган, он обеспеч. деят. Президента РФ и осущ. контроль за исп. реш. Презид

Структура Администрации Президента РФ:



  • Руководитель Администрации Президента РФ, 2 зама;

  • Помощники Президента РФ, его пресс-секретарь и руководитель протокола;

  • Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах; Советники Президента РФ;

  • Полномочные представители Президента РФ в палатах ФС РФ, КС РФ;

  • Старшие референты; Референты Президента РФ; Иные должностные лица.

Администрация Президента и ее структурные подразделения подчин. Президенту РФ и руководителю Админис.

В структуру СБ входят: 1) Секретарь Совета Безопас РФ; 2) его 8 заместителей (2 из них – первые заместители).

Президент РФ формирует в СБ РФ аппарат Совета, кот.входит в состав Администрации Президента РФ и им. статус Главного управления Президента РФ. Он занимается орг-техническим и инф-аналитическим обеспеч. деят.СБ РФ по реализ. его полномочий в обл. безопасности личности, общ-ва и гос-ва.

Руководство им осуществляет Секретарь СБ (Николай Патрушев). Он назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Он представляет Президенту РФ на утверждение структуру аппарата Совета Безопасности, предварительно согласованную с руководителем Администрации Президента РФ.

43. Федеральное Собрание РФ: нормативная основа деятельности, понятие, функции, структура.

Правовой основой деятельности ФС явл. Конст. РФ, Законы РФ о поправках к К РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента РФ, регламенты палат ФС РФ.

В ст. 94 Конституции РФ сказано, что ФС явл.представительн.законодат. ор-м. Являясь эл. сист.ор-в гос. вл, ФС представляет весь многонац. народ РФ, выполняя законотворч. функции. Одна из палат СФ явл. представит. субъектов РФ (в ее сост. вход. 1 представитель от исп-го и один исполнитель от законодат. органа субъекта РФ).

Функц. ФС: представительн; законодат; контрольн.

Принципы ФС: нар. представительство; Федерализм; периодич. обновлен. состава палат парламента; плюрализм

Структура ФС (2 палаты): СФ, ГД

Структура Федерального Собрания РФ Обе палаты комплектуются по-разному. В Государственную Думу входит 450 депутатов. В Совет Федерации входит один представитель от исполнительного органа и один представитель органа государственной власти от каждого субъекта. Так, из 85 субъектов получается 170 человек – членов Совета Федерации. При этом один человек не может быть членом обеих палат. Государственная Дума избирается на 5 лет и этот срок установлен Конституцией РФ . Для Совета Федерации срок не установлен. Выборы депутатов в обе палаты осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

44. Формы парламентской деятельности.

Формы работы палат ФС включают в себя сессии (период, в теч. кот. парламент собирается для обсуждений)

1   2   3   4   5   6

- заседания палат-созд. для координации позиций палат по вопр. их общ. компетенции, вр.или пост. согласител. комиссии палат для преодолен. возникающ. разноглас. по поводу принимаемых законов;

- парламентские слушания-орг.форма обсуж. парламентом особо значимых вопр.внеш. и внут. полит.

- «правительственный час»- вр. на заседании парламента, отведённое для ответов членов правительства

- парламентск. запрос- обращ парламента к гос. ор-ну за предостав. инф. по вопр. парламентск. компетенции;

- Депутатский запрос- особ. форма обращ. депутата Моск. гор. Думы о предостав. инф, применяемая в тех случ, когда иные установ. зак. формы обращ не позволяют получить запрашиваемую инф. или когда из содерж. запроса следует необходимость ее оперативного получения;

- «круглые столы», конференции; совместные заседания палат.

Порядок работы СФ ФС РФ. Спец. места отводятся для Президента, Председ. Правительс. РФ, депут. ГД членов Правительст, председ. КС, Председат, заместит. и аудиторов Счетной палаты, Ген. прокурора, Председат ЦИК, полномочного представителя Президента в СФ и полномочного представителя Правительства в СФ.

Заседания палаты в соответствии со ст. 41 Регламента СФ проводятся с 16 сентября по 15 июля. Заседания явл. откр, но палата по предлож. Президента РФ и Председателя Правительства, ведущего заседан, а также гр членов палаты не менее 25 чел или комитета может принять реш. о проведении закрытого заседания.

Данное реш. принимается большинством голосов, но не менее чем 46 голосами. На заседании СФ ведутся протокол и стенограмма. Стеногр. явл. дослов. воспроизвед. в пис. форме всего, что было произнес. участ. засед.

45. СФ ФС РФ: нормативная основа деятельности, порядок формирования.

Порядок формирования: Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в СФ входит по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представит. и исп. органов гос. вл. = 170 ( так 85 субъекта). Порядок формирования СФ устанавливается ФЗ «О порядке формирования СФ ФС РФ». Наделение полномочиями члена СФ осущ. соответственно законодательным органом гос.вл. субъекта РФ нов. созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ (Президентом, губернатором) на срок полномочий указанного ор-на) и если депутаты парламента не проголос. против дан. кандидатуры более чем 2/3 голосов, дан. кандид. утвержд.