Файл: В. К. Разуваев (И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Особенности процесса мышления
Мышление — это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через умозаключения) раскрыть то, что непосредственно (через восприятие) не дано. С помощью мышления человек способен познавать как настоящее, так и прошлое и будущее. Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации и классификации).

В процессе психического и интеллектуального развития каждый человек проходит определенные стадии. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Если мыслительные операции осуществляются путем манипулирования с предметами — это наглядно-действенный вид мышления, с которого начинается развитие интеллекта человека еще в младенческом возрасте, однако он используется и взрослыми людьми в ходе выполнения профессиональной деятельности. В спортивной деятельности этот вид мышления часто бывает незаменим, что, в частности, активно проявляется в тактическом мышлении спортсменов.

Наглядно-образное мышление, опирающееся на первичные и вторичные образы, используется человеком в тех случаях, когда словесно описываемое представляется наглядно или когда умственную задачу следует решать с помощью схем или рисунков.
Для словесно-логического мышления характерно оперировать абстрактными понятиями, закодированными в словесной форме.

В практической интеллектуальной деятельности человек использует все три вида мышления. Оперируя словами-понятиями, человек использует и соответствующие им образы. Воспринимая тот или иной объект, человек создает его образ, а затем дает ему словесное обозначение.
Физические упражнения требуют от человека активного использования всех видов мышления и поэтому являются прекрасным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы физические упражнения, применяемые учителем физической культуры в своей работе с учениками, отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих этапах физического воспитания.


4. Особенности проявления памяти
Память — это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного.

На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) — слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений — двигательная, тактильная, вестибулярная.

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций спортивных движений и т.д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Если слуховая память в основном обеспечивает ориентировку человека в окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания других людей.
Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и исполнении их. Известно, что разные движения (их параметры) заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче — пространственные параметры действий, еще легче — временные параметры движений. Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.



5. Психологическое утомление и восстановление
Спорт высших достижений как профессиональный вид деятельности в силу своей специфики в значительной степени влияет на состояние здоровья занимающихся. Вместе с тем соответствующий уровень профессионального здоровья является необходимой составляющей высокой результативности и надежности спортсменов. Профессиональное здоровье спортсмена - это процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, спортивное долголетие и максимальную продолжительность жизни.

Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление - физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующий развитию адаптации, стимулирующий дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе и поставленной задаче.

Накапливание утомления в результате несоответствия между утомлением и отдыхом приводит к качественно новому состоянию человека - переутомлению.

Различают три вида утомления и переутомления: физическое, умственное и эмоциональное, хотя чаще они бывают комбинированными.

Активизация восстановительных процессов в организме спортсмена после тренировочных и соревновательных нагрузок - одна из главных проблем спортивной биохимии, физиологии и медицины. Спорт - один из наиболее специфических видов человеческой деятельности, здесь сочетаются высочайшие, на пределе человеческих возможностей, физические нагрузки и огромные эмоциональные напряжения.

Ситуация соревнований - достаточно сильный стрессор независимо от физической нагрузки, которую выполняет спортсмен. Причем ряд данных свидетельствует о том, что к физической работе при правильной методике тренировки организм со временем адаптируется, к нагрузкам же эмоциональным, связанным с участием в соревнованиях - нет. Психологическим своеобразием спортивной деятельности определяются и основные психотравмирующие факторы, приводящие к развитию эмоциональных нарушений у спортсменов. Это острая спортивная конкуренция и стремление к достижению победы, бескомпромиссность исхода спортивного поединка, выступление в присутствии многочисленных зрителей, иногда и явно недоброжелательно настроенных по отношению к той или иной команде или спортсмену, соревновательные перегрузки. Опытные тренеры утверждают, что при правильно подобранной физической нагрузке организм спортсмена в течение суток физиологически восстанавливается полностью. Психологическое же восстановление занимает значительно больше времени.


Одна из причин в том, что психика человека одновременно и более подвижна, и более инерционна, чем физиология, одни психические процессы развиваются практически мгновенно, другие же могут длиться неделями и месяцами.

Но дело не только в инерционности психических процессов. Речь ведь идет именно о правильно подобранной нагрузке, то есть адекватной адаптационным возможностям спортсмена. Следовательно, необходимо, во-первых, контролировать его состояние, воздействие на него нагрузок, а во-вторых, грамотно их дозировать, вовремя внося коррективы в методику тренировок.

Что касается нагрузок физических, обе эти задачи вполне поддаются решению. Разработаны достаточно простые и надежные методики контроля степени утомления и скорости восстановительных процессов. И в случае угрозы переутомления достаточно несколько снизить объем или изменить характер тренировочных нагрузок.

Общепризнанной же методики оперативной и достоверной оценки эмоционального состояния просто не существует. Да и регулировать воздействие эмоциогенных факторов на спортсмена возможно лишь в определенных пределах. И достаточно часто эмоциональные нагрузки превышают адаптивные возможности психики спортсмена. Напряжение накапливается, угрожая привести в итоге к психологическому переутомлению.

Как и в случае с физическими нагрузками, большую роль в психологическом восстановлении играет смена вида деятельности. Не случайно на следующий день после серьезного матча на утренней тренировке - футбол, в охотку, в удовольствие. Тут и смена деятельности, и положительные эмоции, что тоже немаловажно. А еще после высочайшего накала эмоций на площадке спортсмену часто хочется тишины и покоя…

О проблемах физического восстановления в спорте говорится достаточно много. И от игроков, и от врачей команды то и дело можно услышать опасения, часто безосновательные, по поводу возможной перетренированности. Но не следует забывать, что восстановление психологическое имеет не меньшее значение для высокой работоспособности спортсмена, успешности выступлений в соревнованиях, для сохранения его здоровья - ведь не секрет, что многие соматические заболевания могут быть спровоцированы психологическими проблемами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы являемся свидетелями того, как невоздержанность, неуважение к сопернику, мстительность, безжалостность и другие непродуктивные психоэмоциональные и поведенческие реакции приводят к проигрышу физически и технически хорошо подготовленных спортсменов. Удаление спортсменов с поля, десквалификации и прочие репрессивные санкции - это вершина айсберга, который встречается на пути некомпетентного тренера, разрушающего психологические основы стратегии и тактики спортивного процесса. Поэтому в настоящее время важнейшим резервом совершенствования в области спортивной деятельности является грамотное психоэмоциональное обеспечение.


Разговоры о том, есть ли предел спортивным рекордам или его нет, постепенно затухают. Ясно, что где-то есть этот предел, также как и есть предел физическим возможностям человека. Но вот о пределе психических возможностей человека никто даже не пытается дискуссировать. В этой сфере потенциал человечества поистине неограничен. Следовательно, с полным основанием можно говорить, что именно психологическая подготовка со временем станет ведущим звеном подготовки спортсменов высокого класса и победителем будущих соревнований сможет стать лишь тот, кто лучше других подготовит свою психику к борьбе с сильнейшими соперниками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Жолдак В. И. Социальные проблемы физической культуры. М., 2015. С. 32–34.

2. Выдрин В. М., Джумаев А. Д. Физическая рекреация вид физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2019. № 3. С. 2–4.

3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М., 2014. С. 44.

4. Калинкин Л. А., Матов В. В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества //Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. С. 8–11.

5. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.С. – 288.