Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди положительных последствий социального конфликта в отношении основных участников [6, с. 210]:
- конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее из-за несовершенства многих факторов; он выделяет узкие места, нерешенные проблемы. Когда конфликты закончены, более чем в 5% случаев противоречия, лежащие в их основе, могут быть разрешены полностью, главным образом или частично;
- Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуальные психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт проверяет ценностную ориентацию человека, относительную силу его мотивов, предназначенную для работы над собой или с отношениями, показывает психологическую устойчивость к стрессовым факторам, затрудняющим ситуацию. Он способствует более глубокому знанию друг друга, раскрывая не только непривлекательные черты характера, но и ценные в человеке;
- Конфликт позволяет ослабить психологическое напряжение, которое является реакцией участников на конфликтную ситуацию. Проблемное взаимодействие, особенно сопровождающееся бурными эмоциональными реакциями, в дополнение к возможным неблагоприятным воздействиям на людей устраняет эмоциональное напряжение, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
- конфликт служит источником личного развития, межличностных отношений. Если конфликт разрешен конструктивно, конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить пути и сферу взаимодействия с другими. Личность приобретает социальный опыт в решении сложных ситуаций;
- конфликт может улучшить качество отдельных видов деятельности;
- защищая справедливые цели в конфликте, противник поднимает свою власть среди окружающих;
- межличностные конфликты, являющиеся отражением социализации, являются одним из средств самоидентификации, формирующими ее активную позицию во взаимодействии с другими и могут быть определены как формация Конфликты утверждения, социализации.
Помимо конструктивных последствий, конфликт, как правило, также имеет разрушительные последствия [6, с. 211]:
- большинство конфликтов оказывают явно отрицательное влияние на психическое состояние его участников;
- дисфункциональные конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмируя противников;
- конфликт как сложная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально интенсивных конфликтах вероятность сердечно-сосудистых заболеваний резко возрастает, а также хронические нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта;
- конфликты - это разрушение системы межличностных отношений, которая сложилась между субъектами взаимодействия до ее начала. Возникающая враждебность к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают взаимоотношения, сложившиеся до конфликта. Иногда, в результате конфликта, отношения между участниками вообще прекращаются;
- конфликт образует негативный образ другого - «образ врага», что способствует формированию негативного отношения к противнику. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;
- конфликты могут негативно повлиять на эффективность отдельных действий противников. Участники конфликта уделяют меньше внимания качеству работы и учебе. И после конфликта оппоненты не всегда могут работать с той же производительностью, что и до конфликта;
- конфликт фиксирует насильственные пути решения проблем в социальном опыте человека. Победив один раз при помощи насилия, человек воспроизводит этот опыт в других подобных ситуациях социального взаимодействия;
- конфликты часто негативно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию неверия человека в торжестве справедливости, убежденности в том, что другой всегда прав.
Таким образом, влияние конфликта на его участников и социальную среду носит двойной противоречивый характер. Это связано с тем, что нет четких критериев разницы между конструктивными и деструктивными конфликтами, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может измениться по мере его развития.
Заключение
Социальный конфликт понимается как попытка добиться вознаграждения, подчиняясь, навязывая свою волю, удаляя или даже уничтожая противника, стремящегося достичь той же награды. Конфликты в обществе часто встречаются, и многие ученые считают, что конфликты являются предпосылкой для развития общества.
Каждый социальный конфликт имеет тенденцию к увеличению и расширению. Это связано с аккумулятивным характером конфликта, в соответствии с которым конфликтные взаимодействия постоянно усиливаются активным ответом.
По своей природе социальные конфликты делятся на:
- личности, которые происходят в человеческой личности, на уровне индивидуального сознания;
- межличностный, который включает разногласия между лицами, которые не образуют социальные группы;
- межгрупповая группа, в которую входят лица, представляющие разные группы;
- конфликты с внешней средой, которая возникает между отдельными лицами, группами и институциональной средой общества (например, конфликт личности с правоохранительными органами).
Несмотря на многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в общественной жизни, все они имеют ряд общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявлять факторы, которые влияют на их интенсивность. Все конфликты имеют четыре основные характеристики: причины конфликта, его серьезность, продолжительность и последствия конфликта.
Самой важной характеристикой, конечно же, являются причины конфликта. Причины конфликтов классифицируются по многим причинам, в том числе: противоположности в ценностных ориентациях, идеологические различия, противоположность интересов, различные формы экономического и социального неравенства и различия в позициях в социальной структуре.
Любая из вышеупомянутых причин может быть толчком, первым этапом конфликта, то есть расцененной как блокада потребностей. Причины конфликта не могут быть отделены от условий, в которых происходит конфликт.
Последствия социальных конфликтов очень противоречивы. С одной стороны, конфликты определяют выход из сложных ситуаций, приводят к решению насущных проблем, укрепляют сплоченность групп, приводят к заключению союзов с другими группами. С другой стороны, конфликты приводят к гибели, горечи и ненависти, отвлекают отдельных лиц и группы от решения своих задач.
Список использованной литературы
-
Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c. -
Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. – Ростов н / Д: Феникс, 2012. – 536 с. -
Гумплович, Л. Основы социологии / Л. Гумплович. - М.: КД Либроком, 2015. - 368 c. -
Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287 c. -
Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. - 272 c.. -
Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 543 c. -
Москвичев Л.Н., Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учеб. для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2013 – 366с. -
Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУНиПТ, 2014. 292 с. -
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Библионика, 2012. – 282с. -
Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 448 с. -
Социология: Учебник / Под ред. Н.Г. Скворцова. – М.: Проспект, 2013 – 312с. -
Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 2012 - 268 с.