Файл: История развития электронного обучения, особенности его применения в образовательной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История развития электронного обучения, особенности его применения в образовательной деятельности
План
1. Возникновение и развитие электронного обучения
2. Теоретические аспекты применения электронных образовательных технологий
3. Особенности использования электронных образовательных технологий в образовательной деятельности
Литература
1 Возникновение и развитие электронного обучения
Важнейшей целью государства в области образования является повышение доступности качественного образования. Без этого невозможно инновационное развитие экономики, удовлетворяющей потребностям современного общества.
Для достижения этой цели необходимо:
-
обеспечить инновационный характер образования; -
модернизировать всю систему образования; -
создать систему непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки; -
сформировать механизм оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
Кроме того, утверждена Стратегия развития информационного общества в России; на федеральном, ведомственном и региональном уровнях реализуются многочисленные проекты; создаются институты развития, финансируются частные инициативы, проводятся форумы, конференции. Основная отличительная особенность информационного общества — активное применение информационных технологий во всех сферах жизни, что позволяет работать с информацией быстрее и эффективнее, чем раньше.
Это нашло отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего образования (далее — Стандарт).
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
-
мотивацию обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; -
создание информационного-образовательной среды школы; -
стимуляцию учебно-познавательной деятельности; -
организацию учебного процесса с учётом индивидуальных, психофизических особенностей и здоровья учеников.
Учебные программы должны быть сформированы таким образом, чтобы развивать у обучающихся компетенции в области использования IT- технологий. Это включает в себя:
-
поиск, обработку и передачу информации; -
оценку и интерпретацию информации; -
использование IT-технологий в решении когнитивных и коммуникативных задач.
Однако в нашей стране существует проблема: русскоязычная терминология, относящаяся к проблематике развития информационного общества, пока еще не устоялась. Более того, разные темпы проникновения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в различные сферы деятельности привели к разным уровням отражения тех или иных явлений информационного общества в языке. Именно сложность, комплексность самого концепта информационного общества приводит к необходимости использовать понятия из разных предметных областей. При этом приходится сталкиваться с различной интерпретацией одних и тех же терминов в зависимости от смысла, который в них вкладывают специалисты, работающие в рамках узких направлений. Не менее серьёзной является проблема определения терминов таким образом, чтобы они были понятны широким слоям общества.
Рассмотрим некоторые из определений электронного обучения.
Некоторые авторы склоняются к такому определению: электронное обучение (E-learning/Electronic Learning) — это подход к обучению с использованием информационных технологий (в том числе Интернет и мультимедиа).
Согласно закону РФ от 10 июля 1992 г. No3266-1 (в ред. от 12 ноября 2012 г.) «Об образовании», ст.15, п.1.1, «…при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии…»
При этом под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды.
К электронному обучению относятся:
-
работа с электронными материалами, с использованием компьютера, мобильного телефона, видеопроигрывателя и других; -
удаленные консультации с преподавателями; -
создание образовательных интернет-сообществ пользователей; -
предоставление доступа к электронным учебным материалам; -
стандартизация электронных учебных материалов и образовательных технологий; -
формирование информационной культуры руководителей образовательных учреждений; -
популяризация современных педагогических технологий среди преподавателей; -
создание и поддержка учебных веб-ресурсов; -
получение знаний независимо от местонахождения и времени суток; -
доступность образования для лиц с особенностями психофизического развития.
Изначально обучение с использованием компьютерных технологий чередовалось с обычными, классическими занятиями. Электронное обучение развивалось вместе с развитием технологий: вначале были курсы на носителях CD-ROM, затем появилось дистанционное обучение у «живых» преподавателей, потом электронное обучение с использованием специальных интерактивных программ, а в 2010 году появилась новая форма обучения — массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют одновременно обучать тысячи учеников.
В настоящее время современное электронное образование связано с развитием Интернета и других доступных коммуникационных технологий и позволяет практически из любого места и в любое время получить доступ к любым учебным материалам, подкрепляющим полученную с помощью онлайн-курсов теорию, передать выполненное задание, пообщаться с преподавателем.
Использование средств массовой информации для учебных целей восходит к первому десятилетию 20-го века с введения учебных фильмов (1900-х годов) и механических обучающих машин. В машине, изобретенной Сидней Пресси (Sidney Pressey) в 1920-х годах, задавалась контрольная работа с несколькими вариантами ответа на выбор (multiple choice test).
В достижениях отечественных и зарубежных ученых можно проследить хронологию развития ЭОТ.
Еще в 1908 г. в Москве, Одессе и Самаре организуются первые образовательные лектории-кинозалы. Русский историк кинематографа С.С. Гинзбург, анализируя печатные издания тех лет, пришел к выводу, что уже в 1908–1914 годах в России насчитывалось несколько десятков просветительских кинозалов. По его мнению, самой первой попыткой введения кинематографа в обучение стал открытый научный кинозал под патронажем Российского филиала Технического общества в Одессе, где за конкретную плату (для студентов средних учебных заведений цена была 5 копеек, для гимназий, училищ от 10 до 20 копеек) велись «интерактивные» лекции образовательного содержания, во время которых показывали фильмы по соответственной теме. За учебный год (1909–1910 гг.) было проведено 148 таких лекций. [12]
С начала 20-го века появляется первая копировальная техника — мимеограф Эдисона, который использовали для небольших копировальных работ для классов или домашнего использования.
Более массовое применение обучающих систем началось во время Первой мировой войны для оценки интеллекта и наклонностей новобранцев. В дальнейшем это продолжилось и во время Второй мировой войны с использованием видеопленки и проекторов.
В это же время было впервые введено понятие «гиперссылка». Вэнивар Буш использовал его в своем эссе в 1945 году при описании гипотетического прототипа гипертекстовой системы (Мемекс/Memex).
С 1950-х годов в школах США активно стали применяться палочки Кьюзенэра (Cuisenaire rods) для развития математических навыков у дошкольников.
Параллельно шло развитие видеотехнологий в образовании. В образовательных учреждениях стали активно применяться диапроекторы в учебных целях.
В 1960 году Университет штата Иллинойс запустил систему в PLATO с использованием объединённых в сеть компьютерных терминалов, где студенты могли получить доступ к информационным ресурсам определенных курсов (прослушать лекции, которые были
записаны с помощью телевизора или аудиоустройства). Были разработаны первые обучающие курсы с использованием видео, диафильмов, а также аудиоматериалов.
В середине 1960-х профессора психологии Стэнфордского университета Патрик Суппес и Ричард С. Аткинсон экспериментировали с использованием компьютеров для обучения арифметике и орфографии через телетайпы для учащихся начальной школы в Пало-Альто в Калифорнии. Программа обучения Стэнфорда для одаренной молодежи восходит к тем ранним экспериментам. В 1963 году Бернард Лускин установил первый компьютер для обучения в колледже. В Стэнфорде он участвовал в разработке компьютерного обучения. Работая с Rand Corporation в UCLA над диссертацией, Лускин в 1970 году проанализировал препятствия на пути компьютерного обучения.
В это же время (1961 г) в СССР Советом министров было принято постановление «Об улучшении изучения иностранных языков», в рамках которого был сформирован госзаказ на выпуск пластинок с уроками иностранного языка, закупку иностранных учебных фильмов, создание специальных телевизионных передач и пр. [4]
В 1965 году, после успешной трансляции в Москве и Ленинграде образовательных лекций по различным темам, была создана Третья учебная программа Центрального телевидения СССР. Она вещала на Москву и Московскую область по 4,5 часа в сутки. Передачи Третьей программы отвечали интересам широкого круга телезрителей: это были программы для учителей («Экран — учителю») и для ценителей литературы («Страницы творчества советских писателей», «Литературные беседы», «Поэзия»), исторические фильмы, 150 спектаклей отснято на плёнку; программы, посвященные общественным и фундаментальным наукам («Человек. Земля. Вселенная», «Очевидное — невероятное», «Слово учёному», «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», лекции для студентов и школьников, телеуроки. [16]
Особое место занимают образовательные телепередачи учебного телевидения, разработанные ведущими учебными заведениями вместе с органами народного образования АПН СССР, АН СССР. Эти телепередачи для средней школы охватывают основные темы большинства школьных дисциплин и передаются как непосредственно в класс, так и для просмотра школьниками в вечернее время. Выходили также передачи для абитуриентов, студентов заочных и вечерних вузов. [22]
В СССР в МИФИ в 60-е годы была создана лаборатория учебного телевидения, занимавшаяся съемками учебных телепередач и фильмов.
Для школьников, поступающих в вузы, редакция Третьей (учебной) программы ЦТ организовала курс телевизионных лекций по математике на базе МИФИ. Это пользовалось большим успехом. Около 60-ти лекций были записаны на черно-белую кинопленку. Школьники выполняли «домашние задания», которые давали им с экрана профессора. Писем от школьников было так много, что для проверки заданий привлекали студентов-старшекурсников, а по итогам переписки институт отбирал себе будущих студентов. [44]
В 1971 году Иван Иллич опубликовал чрезвычайно влиятельную книгу под названием «Общество без школ», в которых он предполагал "обучение паутиной" как модель для сетевого обучения людей. [53]
В 1970-е и 1980-е годы значительный вклад в компьютерное обучение внесли Murray Turoff и Starr Roxanne Hiltz из Технологического института Нью-Джерси. В 1976 году Бернард Лускин начал свой проект Community College или "колледж без стен» с помощью телевизионной станции KOCE-TV в качестве средства «доставки» информации. В это время в Великобритании Совет по образовательным технологиям поддерживает использование образовательных технологий, в частности, администрирование Национальной программы развития правительства в области компьютерных средств обучения (1973–1977 гг.) и Программу «Микроэлектроника в образовании» (1980–1986 гг.).
К середине 1980-х годов доступ к содержанию учебных курсов стал возможным во многих библиотеках университетов США и Европы. Создание компьютерных сетей в области образования началось в середине 1980-х годов. Учебные заведения начали использовать новые технологии, предлагая курсы дистанционного обучения с использованием компьютерных сетей для получения информации. Ранние системы электронного обучения, основанные скорее на автократическом стиле, предназначались для передачи знаний, в отличие от систем, разработанных позже на основе компьютерной поддержки совместного обучения (CSCL), которая призывала к общему развитию знаний. [53]