Файл: История развития электронного обучения, особенности его применения в образовательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Надо отметить и возможности ЭОТ при организации самостоятельной деятельности учеников. Данные технологии позволяют осуществлять самостоятельный поиск, анализ и преобразование информации, использовать интернет-коммуникации посредством чатов, форумов, электронной почты. Учащиеся могут использовать данные технологии дома при подготовке домашнего задания.

Ученики могут выполнять работу с использованием образца, в качестве которого используются мультимедийные ресурсы. Цель такой работы состоит в формировании навыков и умений и их закреплении, создании фундамента для выполнения более сложных заданий, развивающих самостоятельность и познавательную активность в будущем. Интернет-ресурсы дают ученику возможность поиска необходимой информации с использованием электронных технологий. Выполняя такую работу, ученик проводит обобщения, анализируя проблемную ситуацию и находя пути решения задачи. Целью таких заданий является приобретение опыта поисковой деятельности с включением элементов творчества, что полностью соответствует требованиям ФГОС, предъявляемым к выпускникам общеобразовательной школы.

Медиаресурсы позволяют развить у учащихся навыки исследовательской деятельности, выбора средств и методов решения задач, изучения материалов, в том числе страноведческого характера.

Наиболее распространенным подходом к реализации самостоятельного обучения является использование комплексных кейс- технологий, которые основаны на самостоятельном изучении учебно- методических материалов, предоставляемых в форме кейса. Данная технология дает возможность проведению консультаций, конференций, переписок и обеспечения учащихся необходимой информацией.

Электронные технологии в данном случае дают возможность оперативно руководить школьниками, реализовать их тренировку и подготовку к очным проверкам (онлайн-тесты), а также переходу к большему объему самостоятельного изучения школьников с сохранением богатых возможностей традиционных методов обучения.

Проанализировав преимущества и несущественные недостатки электронных технологий, мы пришли к выводу, что разнообразие технологий и техническое обеспечение позволяют сегодня реализовывать электронное образование на высочайшем уровне.

3 Особенности использования электронных образовательных технологий в образовательной деятельности

Главной целью при обучении иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции. Прочие цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются уже в рамках осуществления главной цели. Важно отметить, что коммуникативная компетенция, в современном её понимании, предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

Сегодня информатизация образования — это не только и не столько обеспечение участников образовательного процесса средствами вычислительной техники или подключение их к сети Интернет. В наши дни информатизация школы — это необратимый процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к работе в условиях информационного общества. В Приложении 1 можно проследить текущее обеспечение школ компьютерами, проекторами, доступом в Интернет на основании исследования. На сегодняшний день школы все еще недостаточно информатизированы. А ведь информатизация школы — это и есть ее ожидаемая трансформация. Эта трансформация в идеале направлена на то, чтобы в условиях массового образования на деле:

    • обеспечить доступность качественного образования для всех;

    • помочь каждому школьнику достичь новых образовательных результатов, которые заявлены ФГОС нового поколения;

    • превратить нашу школу в школу сотрудничества.

Однако компьютеры, электронные учебные материалы и техническое подключение к Интернету не могут дать автоматического повышения эффективности учебного процесса, не влекут повышения качества образования без активного участия педагогов-носителей образовательных технологий нового поколения, методически грамотно использующих новый информационный образовательный ресурс. Необходимо постоянно искать и развивать новые способы обучения на основе ИКТ.

Задачи обучения

Требования к выпускникам средней школы, которые предъявляет им общество и которые сформулированы в ФГОС последнего поколения в

предметной области «Иностранные языки», очень высоки. В результате освоения базового уровня средней школы выпускник должен:

    • владеть коммуникативной компетенцией (инструментом межкультурного общения) для успешной самореализации в современном мире;

    • иметь представление о культурной специфике стран изучаемого языка и уметь вести себя адекватно этой специфике; понимать различия в культуре родной страны и стран изучаемого языка;

    • овладеть иностранным языком на уровне, позволяющем общаться в устной и письменной речи с носителями иностранного языка и всеми использующими данный язык как средство общения;

    • выработать навыки использования иностранного языка для получения информации из иностранных источников в образовательных и иных целях.


Таким образом, перед преподавателем английского языка в общеобразовательной школе стоит трудная задача, при том что в большинстве случаев учителя и ученики ограничены во времени и возможностях изучения и обучения иностранному языку. Тем не менее, преподаватель должен формировать следующие компетенции:

    • речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

    • языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими);

    • социокультурная компетенция — приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка;

    • учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является необходимость осуществления контроля в процессе обучения. Электронные образовательные технологии отвечают условиям эффективности контроля по А. В. Конышевой: контроль адекватен проверяемой деятельности, несет диагностическую функцию на регулярной основе (возможность контроля лексических, грамматических и фонетических навыков). Контроль в ЭОТ способен отличить более подготовленных учащихся от менее подготовленных, при этом создавая доброжелательную атмосферу и обеспечение равных возможностей для всех. Такой контроль надежен — характер результатов закономерен, стабилен и воспроизводим. Оценка не зависит от личностей проверяющего и проверяемого, что исключает субъективность оценивания.

Особенность контроля с применением ЭОТ состоит в том, что он дает «обратную связь», которая помогает преподавателю оценить методическую ситуацию и принять решение о внесении корректировок в процесс обучения. Обратная связь для учащихся помогает оценить успешность выполнения учебного плана и задач, получить информацию о допущенных ошибках и способах исправления.

Контроль позволяет получить информацию о результатах всей группы, конкретного учащегося и информацию о результате своей работы (понять, эффективны ли приемы обучения, были ли допущены педагогические ошибки, внести корректировки в свою программу).


Однако, несмотря на то что большинство обучающихся имеет дома персональный компьютер и подключённый Интернет, образовательное учреждение не может обеспечить им образовательную среду.

Образовательная среда (или Информационно-образовательная среда

  • ИОС) учреждения включает: различные информационные ресурсы; технику: ПК, каналы связи; соответствующие педагогические компьютерные программы.

ИОС должна обеспечивать:

    • информационную и методическую поддержку образовательного процесса;

    • взаимодействие всех участников процесса, в том числе дистанционное (учеников, их родителей, педагогов, государственных органов).

Эффективное использование ИОС предполагает достаточную компетентность педагогов в области ИТ.

Однако тесное сотрудничество педагогов-предметников и специализированных компаний, профессионально работающих в области разработки ЭОР, могло бы дать достаточно эффективный для обучающихся продукт.

Актуальной задачей системы образования на сегодняшний день является разработка мультимедийных интерактивных образовательных ресурсов (МИОК), которые открывают новые возможности для реализации современных методов обучения.

Для успешной реализации образовательной программы в учебном заведении по иностранному языку и соответствия требованиям ФГОС в общеобразовательной школе должна быть создана современная образовательная среда, то есть необходимы не только компьютерные классы, но и проекторы, интерактивные доски, свободный доступ в Интернет. Преподаватели должны быть мотивированы совершенствовать свои навыки в области информационных технологий, которые, помимо основной своей функции — формирования коммуникативной компетенции, могут обеспечивать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса и своевременный качественный контроль.

Список использованной литературы



Официальные документы:

  1. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 02.05.2017)

  2. Концепция развития Единой информационной образовательной среды в Российской Федерации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.herzen.spb.ru/img/files/puchkov/koncepciya.pdf (дата обращения: 03.05.2017)

  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р). [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 03.05.2017)

  4. Постановление Совмина СССР от 27.05.1961 N 468 "Об улучшении изучения иностранных языков" [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://lawru.info/dok/1961/05/27/n1192255.htm (дата обращения: 04.05.2017)

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)


Литература:

  1. Акользина, Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки / Е. А. Акользина // Тамбов: Гаудеамус, – 2013. – № 2 (22). – С. 95–97

  2. Алексеева, И. В. «Использование ситуативных картинок на уроке иностранного языка»/ И. В. Алексеева// Иностранные языки в школе. – 2002. – №6. – С. 29–32

  3. Аллен, М. e-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным/Майкл Аллен. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 200 с.

  4. Андерсен, Б. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс/Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.

  5. Барменкова, О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи» / О.И. Барменкова // Иностранные языки в школе. – 1999. – №3. – С. 20–25

  6. Беляков, C. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления/ С. А. Беляков. М.: МАКС Пресс, 2009. – 440 с.

  7. Вартанова, Е. Л. Телевидение для детей. Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт / под общ. ред. Е. Л. Вартановой. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013. – 80 с.