Файл: История развития электронного обучения, особенности его применения в образовательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1984 году ЦК КПСС СССР приняло постановление «Компьютеризации школьного образования в СССР». Это ускорило появление персональных компьютеров в школах и резко увеличило потребность в электронно-вычислительных машинах (ЭВМ). С 1985 г. учебные заведения стали оснащаться компьютерными классами, а школьников начали обучать основам программирования на школьных ЭВМ, что фактически привело к массовому росту интереса к компьютерам и послужило началом активного внедрения персональных компьютеров во все сферы. С 1985 года в школах появляется новый предмет — «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Потребность в ЭВМ послужила толчком к тому, что десятки научно-исследовательских институтов, принялись конструировать персональные ЭВМ для нужд образования. В короткий срок было создано множество моделей ЭВМ.

В СССР в сентябре 1990 г. из-за нехватки компьютерных программ и разобщенности разработчиков и потребителей Госкомитетом СССР по народному образованию был организован Всесоюзный отраслевой фонд алгоритмов и программ общего среднего образования, для того чтобы собирать, каталогизировать и апробировать разработки, готовить их для распространения и тиражирования, удовлетворяя таким образом потребности образовательных учреждений. [43]

С появлением World Wide Web (Интернет) в 1990-е годы, учителя начали использовать новейшие технологии, чтобы создавать на готовых шаблонах интернет-ресурсы, содержащие текстовую информацию, инструкции, учебные материалы для своих студентов в качестве дополнения к традиционному обучению.

Издательства также присоединились к этому движению. В 1994 году Саймон и Шустер стали одними из пионеров в этой области, запуская New Media Group. Среди членов New Media Group было будущее MP3 Newswire издателя Ричарда Мента, чьим ключевым проектом был «Серия гостевых лекций». Эта Серия была первым успешным примером проведения онлайн-видеолекций в университетах. Вступительная лекция транслировалась в декабре 1996 года с профессором физики Гарварда доктором Эриком Мазуром.

К 1994 году была основана первая средняя онлайн-школа. В 1997 году были сформулированы критерии для курсов, основывающихся на новых продуктах и технологиях, которые должны быть портативными, воспроизводимыми, масштабируемыми, доступными и имеющими высокую вероятность долгосрочной экономической эффективности.

Открытый университет в Великобритании и Университет Британской Колумбии (входят в состав Blackboard Inc.) начали революцию в использовании Интернета для организации обучения. Они сделали ставку на интенсивное использование Интернета, интерактивного дистанционного обучения и онлайн-дискуссии между студентами.


Развитие Интернета позволило применить новые схемы взаимодействия с использованием мультимедиа или веб-камер. Число студентов, обучающихся по онлайн-программам обучения, увеличилось на 65 % с 2002 по 2005 гг. [2], благодаря большей гибкости, легкости общения между учителем и учеником, а также коротким лекциям и обратной связи.

Важным предшественником образовательных технологий, известных на сегодняшний день, стала видео-конференц-связь. Эта технология была особенно популярна среди музейного образования. Видео-конференц-связь достигла популярности и охватывала 20 000 студентов по всей территории Соединенных Штатов и Канады в 2008– 2009 гг. Недостатки этого вида образовательной технологии очевидны: низкое качество изображения и звука; видео-конференц-связь требует создания мини-телестудии в музее. Таким образом, наличие пространства, как и наличие специализированного оборудования, становятся проблемой.

Согласно результатам исследования 2008 года, проведенного Департаментом образования США, в 2006–2007 учебном году из 66% студентов, которым в качестве финансовой помощи предложили курсы дистанционного обучения, 77% учащихся воспользовались этим предложением. В 2008 году Совет Европы принял заявление, одобряющее потенциал электронного обучения для равенства и улучшения условий во всех странах ЕС. [53]

Сегодня, благодаря развитию Интернета и других коммуникационных технологий, уровень электронного образования достиг невероятных высот. ЭОТ позволяют учащимся получать доступ к любым учебным материалам, подкрепляющим полученную с помощью онлайн- курсов теорию, передать выполненное задание, пообщаться с преподавателем и получить обоснованную оценку в рекордно короткие сроки.
2 Теоретические аспекты применения электронных образовательных технологий
Современная традиционная школа, берущая начало в авторитарном преподавании и введении классно-урочной системы как основной формы организации учебного процесса, имеет много недостатков с точки зрения современных тенденций демократизации и гуманизации образования. К этим недостаткам можно отнести достаточно жесткую организацию учебного процесса, предъявляющую одинаковые требования независимо от личностных качеств.

Такая ситуация констатируется как отечественными, так и зарубежными исследователями в области педагогики и методики, которые едины во мнении о необходимости модернизации школы, реорганизации планов и программ, применении новых форм и методов образовательной работы. [29]



Говорить об информационной технологии обучения как образовательной, по мнению Захаровой И. Г., можно только в том случае, если она отвечает следующим базовым принципам педагогической технологии:

  • принцип целостности;

  • принцип фундаментальности;

  • принцип культуросообразности;

  • принцип гуманизации;

  • обучать исследуя; исследовать обучая;

  • принцип непрерывности образования;

  • деятельностный подход;

  • принцип природосообразности;

  • принцип демократизации. [17]

Проанализировав аспекты применения ЭОТ, мы пришли к выводу, что IT-технологи обучения в полной мере отвечают вышеуказанным принципам. Рассмотрим их.

Интернет позволяет расширить кругозор учащихся, налаживать и поддерживать связи и контакты со своими сверстниками в англоговорящих странах, участвовать в чатах, видеоконференциях; принимать участие в проектах и конкурсах, проводимых по сети Интернет и связанных с изучением языка. Важно отметить, что учащиеся могут изучать материалы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки. Это особенно важно для моделирования атмосферы для обучающихся речевой деятельности на английском языке. Таким образом реализуется принцип культуросообразности и деятельностный подход.

В целом индивидуальный подход к обучению основан на учете индивидуальных особенностей ученика: темпераменте, типе нервной деятельности и прочих особенностях. Для достижения лучших показателей в обучении с использованием информационных технологий необходимо изучать личность ребенка и учитывать данные результаты в процессе обучения. Выбор технологий, подходов, оптимального содержания, методик, форм обучения определяется на основе индивидуальных особенностей ребенка, его сильных и слабых сторон, реализует принцип гуманизации. [24]

При обучении английскому языку с использованием ЭОТ постепенно раскрываются все более сложные процессы и явления. Все дети по природе своей разные. Одни легче усваивают материал по утрам, другие — к вечеру; одни нуждаются в пошаговом руководстве со стороны учителя, другие предпочитают инициативу и самостоятельный поиск; одни визуалы, другие лучше воспринимают на слух; одни могут сосредоточенно работать в течение долгого времени, другие отвлекаются уже через 5 минут. [28] Данные образовательные технологии дают возможность отвечать требованиям, возможностям и потребностям учеников с разными психофизическими особенностями, что реализует принцип природосообразности и гуманизации.


В случае отсутствия естественного собеседника, компьютер может выступать в качестве “партнера” по общению, моделируя и имитируя неречевое и речевое поведение обучающегося (деятельностный подход).

Еще одним аспектом является наличие обратной связи для выявления ошибок при выполнении упражнений с возможностью скорректировать неправильные ответы. Данный аспект реализует принцип фундаментальности и непрерывности образования, т. к. ученик получает мгновенный сигнал о правильности каждого речевого действия, что трудно реализовать в условиях коллективного обучения.

Применение новых технологий на уроке позволяет сделать обучение более индивидуальным, дифференцированным и интерактивным. Технологии привлекательны не только для учеников, но и для учителей: экономят время, помогают лучше оценить способности и знания ребенка, дают простор для педагогического творчества. Компьютер не заменяет, а дополняет учителя, повышает эффективность педагогического процесса. Не надо забывать, что разработка методических основ обучения иностранным языкам с использованием новых технологий должна базироваться на дидактических и методических принципах и способствовать реализации основной цели — формированию коммуникативной компетенции.

Многие авторы занимались исследованием преимуществ и недостатков ЭОТ. Но в своих работах все они отмечают важность соответствия принципам педагогической технологии. Так, согласно Чернилевскому Д. В., преимущества электронных образовательных технологий заключаются в следующем:

    • более эффективное усвоение материала, представленного в мультимедийной форме, согласно исследованиям, т. к. эффективность обучения зависит от степени активизации всех органов чувств (принцип природосообразности);

    • такое представление информации дает возможность изучать материал самостоятельно, что способствует познавательной деятельности и формированию инновационного подхода, организации тренировки в ходе изучения учебного материала и самоподготовки, а также осуществлению самоконтроля и самооценки (принцип демократизации);

    • возможность визуализации различных процессов, заменяющих использование оборудования, инструментов, материалов, реактивов; (принцип: обучать исследуя, исследовать обучая);

    • вовлечение в образовательный процесс и мотивация (принцип непрерывности);

    • индивидуализация процесса обучения (принцип гуманизации);

    • коммуникации со сверстниками из других стран, «сетевой эффект» (деятельностный подход, принцип культуросообразности);

    • обеспечение доступа к информации и удобство ее поиска, формирование информационной компетенции школьников (принцип фундаментальности).


Более того, электронные технологии позволяют в наибольшей степени реализовать дидактический принцип наглядности за счет широкого использования мультимедиа. И с точки зрения дидактики являются "полифункциональными, интерактивными, характеризуемыми диалоговым взаимодействием, многообразием режимов и форм работы".

А коммуникации со сверстниками из других стран мира, совместная работа над разнообразными проблемами и участие в международных проектах, способствует проявлению соответствующих коммуникативных умений.

Помимо соответствия базовым принципам, электронное образование имеет и ряд преимуществ перед традиционным:

    • удобство и комфорт — обучение возможно в любое время и в любом месте;

    • адаптация обучения под ученика по нагрузке, времени, последовательности курсов;

    • снижение стоимости обучения, особенно в труднодоступных районах;

    • обновление и актуальность курсов постоянно поддерживается, вносятся коррективы по результатам обратной связи с учениками и другими педагогами;

    • равные возможности образования – получение доступа к лучшим учебным курсам и материалам, которые были недоступны в некоторых регионах или учебных заведениях;

    • эффективная обратная связь и контроль усвоения пройденного материала.

Преподавание английского языка с помощью электронных технологий дает возможность решить ряд дидактических задач, реализующих принципы фундаментальности и целостности:

    • формировать навыки чтения, используя материалы в Интернете;

    • совершенствовать умения письменной речи;

    • пополнять словарный запас;

    • формировать мотивацию к изучению иностранного языка.

Как и всякая педагогическая технология, ЭОТ имеет свои недостатки. Среди них:

    • вероятность информационного перенасыщения;

    • недостаточное развитие социальных навыков;

    • проблемы безопасности и конфиденциальности в Интернете;

    • проблема готовности педагогического персонала к использованию новых технологий;

    • дополнительная когнитивная нагрузка на обучающегося.

Тем не менее, на современном этапе развития общества невозможно организовать образовательный процесс без использования информационных компьютерных технологий. Особенно это касается предмета английский язык. Так как целью обучения английскому языку заявлена коммуникация, необходимо наладить общение с носителями языка, поэтому применение новых электронных технологий на уроке иностранного языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета.