Файл: Контрольнокурсовая работа Социальноэкономическая эффективность природопользования и охраны окружающей среды тема контрольнокурсовой работы студент гр. 720191пб белякина В. А. И. О. Фамилия Проверил.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра финансов и менеджмента
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
«Социально-экономическая эффективность природопользования и охраны окружающей среды»
тема контрольно-курсовой работы
Выполнил:
студент гр. 720191-ПБ Белякина В.А.
И.О. Фамилия
Проверил:
Доц. Каф. ФиМ Маркеева Т.П.
ученая степень, должность И.О. Фамилия
Тула, 2023
Оглавление
Введение 3
1.Понятие социально-экономической эффективности 5
2.Понятие и роль экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в обеспечении его социально-экономического эффекта 6
3.Показатель эффективности природопользования и охраны окружающей среды 10
3.1 Экологический результат 11
3.2 Социальный результат 11
3.3 Экономический результат 12
3.4 Общегосударственный результат 12
3.5 Экономическое обоснование 13
3.6 Общая эффективность 13
3.7 Абсолютная эффективность 14
3.8 Чистая экономическая эффективность 14
3.9 Чистая экономическая эффективность на год 15
3.10 Сравнительная экономическая эффективность 16
4. Перспективы развития социально-экономической эффективности природопользования и охраны окружающей среды 17
4.1 Экономическое стимиулирование природопользования и охраны окружающей среды (ООС) 20
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
К началу 3 тысячелетия острота проблем защиты окружающей среды, истощение потенциала природных ресурсов, а также расширение масштабов развития рыночной экономики привели мир к необходимости пересмотра прежних представлений об источниках экономического роста. Дальнейшее развитие человечества на земле становится возможным именно в рамках экологически устойчивого равновесия.
Состояние окружающей среды и ее компонентов все в большей степени влияет на экономическое развитие, здоровье и продолжительность жизни. Дальнейшее неконтролируемое возрастание антропогенной нагрузки на природные ресурсы может привести к глобальному нарушению природного равновесия, что повлечет за собой разрушение естественного баланса жизнедеятельности человечества. Рациональное использование и охрана природных ресурсов – необходимое условие выхода из экологического кризиса, укрепления здоровья и повышения продолжительности жизни.
Данная тема актуальна, так как сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций – это первоочередная задача государства.
Основной целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с социально – экономической эффективностью природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
Изучить понятие социально-экономической эффективности; -
Рассмотреть роль экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в обеспечении его социально-экономической эффективности; -
Охарактеризовать показатели эффективности природопользования и охраны окружающей среды; -
Рассмотреть перспективы развития социально-экономической эффективности природопользования и охраны окружающей среды.
-
Понятие социально-экономической эффективности
Социально-экономическая эффективность – результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы, является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества и прежде всего, потребностей, связанных с развитием человеческой личности.
Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики.
Одной из важных составляющих эффективности экономической системы является эффективность капитальных вложений. Она выражается отношением полученного эффекта к капитальным вложениям, вызвавшим этот эффект. Эффективность капитальных вложений измеряется набором показателей, в который входит общий эффект капитальных вложений, норма их доходности, срок окупаемости, сравнительная эффективность и др. Показатели экономической эффективности капитальных вложений используются для сопоставления альтернативных инвестиционных проектов и выбора оптимального проекта.
Так же, социально-экономическую эффективность часто определяют как отношение затрат и эффекта, который отражает стоимостной прирост выгод в результате реализации проекта. В теоретических исследованиях и в конкретной практике широко используются различные методики определения экономической эффективности капитальных вложений, в том числе в природоохранные мероприятия. В качестве затрат брался показатель капитальных вложений, который сопоставлялся с эффектом от этих затрат. Полученный в результате коэффициент сопоставлялся с нормативным коэффициентом, на основе чего делался вывод об эффективности проекта.
2. Понятие и роль экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в обеспечении его социально – экономической эффективности.
Под экономическим механизмом природопользования и охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Административные методы природопользования и охраны окружающей среды имели доминирующее положение в природоохранном механизме России при социализме. При этом экономические методы управления как инструменты стимулирования природоохранной деятельности на практике недооценивались. С одной стороны, отсутствие действенных экономических рычагов и стимулов приводило к тому, что предприятия не были заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования природных ресурсов и предупреждении загрязнения окружающей среды. С другой стороны, расточительное использование богатств природы и загрязнение окружающей среды не отражалось на результатах хозяйственной деятельности предприятий.
Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разд. III Закона «Об охране окружающей природной среды». Его основными элементами в соответствии с Законом являются:
а) Планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
б) Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;
в)Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
г) Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
д)Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Наряду с названными мерами охраны окружающей среды в разделе об экономическом механизме предусматривается ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий на комплексное природопользование, экологическое страхование.
Таким образом, к элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся прежде всего:
-
Планирование природопользования и охраны окружающей среды; -
Финансирование охраны окружающей среды; -
Платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; -
Внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования; -
Экологическое страхование; -
Налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы.
Роль экономического механизма определяется выполняемыми им функциями в данной сфере. Прежде всего он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм. Следующая важнейшая функция экономического механизма – стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. Стимулирующую роль призваны играть:
-
Платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; -
Налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.
В конечном счете задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.
При характеристике роли экономических мер в обеспечении природопользования и охраны окружающей среды нужно отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативной один другому. Наоборот, они дополняют друг друга. Очевидно, что не может быть больше или меньше экологического нормирования, экологического лицензирования или государственной экологической экспертизы. Эти функции государственного управления охраной окружающей среды должны осуществляться в объеме, предусмотренном экологическим законодательством. Критерий тут может быть один – наибольшая полезность в достижении цели. Одновременно в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться экономические меры охраны окружающей среды. Следовательно, важно исследовать и урегулировать применение административных и экономических методов управления природоохранительной деятельностью в направлении их оптимального сочетания, но только не противопоставления.
3. Показатели эффективности природопользования и охраны окружающей среды
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» промышленное или иное предприятие несет ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию природных ресурсов с учетом законов природы, восстановлению и охране земель, атмосферного воздуха, вод, недр, растительного и животного мира, других природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причиненный природе в результате его деятельности. По этому закону предприятие обязано своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на снижение и компенсацию отрицательного воздействия на природную среду. Финансирование таких предприятий может происходить за счет собственных средств предприятий, внебюджетных государственных экологических фондов, или общественных фондов охраны окружающей среды, а также фонда экологического страхования.