Файл: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2.2. Коммуникативные барьеры (3 часа)

Содержание материала

Понятие коммуникативных барьеров. Виды коммуникативных барьеров, причины их возникновения. Предупреждение возникновения коммуникативных барьеров.

Практические задания:

  1. Подобрать примеры, иллюстрирующие возникновение тех или иных видов коммуникативных барьеров: барьеры избегания, барьеры непонимания, барьеры отсутствия авторитета, барьеры социально-культурных различий.

  2. Продумайте способы преодоления коммуникативных барьеров.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое коммуникативные барьеры?

  2. Какую роль играют коммуникативные барьеры в общении?

  3. Дайте характеристику видам коммуникативных барьеров.

  4. Назовите способы преодоления барьеров в общении.

Тема 2.3. Слушание (2 часа)

Содержание материала

Понятие слушания, значение слушания для эффективной коммуникации. Виды слушания: активное, пассивное; нерефлексивное, рефлексивное. Техники активного слушания. Правила эффективного слушания.

Практические задания:

При изучении техник эффективного слушания заполните таблицу:

Тип слушания

Функция

Формула

Применение

Выслушивание










Расспрашивание










Перефразирование (парафраз)










Эхо-техника (или «Зеркало»)










Резюмирование










Эмпатическое слушание












Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему «умение слушать» является одним из важнейших коммуникативных качеств?

  2. В чем заключается различие между рефлексивным и нерефлексивным слушанием?

  3. В каких случаях наиболее эффективно эмпатическое слушание?

  4. В каких случаях наиболее эффективно использование парафраза?

  5. В каких случаях наиболее эффективно резюмирование?

  6. В каких ситуациях общения наиболее эффективным способом окажется простое выслушивание собеседника?

  7. Каковы правила эффективного слушания?



Раздел 3. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Тема 3.1. Взаимодействие в общении (3 часа)

Содержание материала

Понятие взаимодействия, его значение в общении. Эффект конгруэнции. Виды социальных взаимодействий (кооперация, конкуренция; дополнительное, пересекающееся, скрытое). Позиции в общении. Теория транзактного анализа Э. Берна. Ведущие стратегии поведения во взаимодействии.

Практические задания:

Подбор примеров, иллюстрирующих дополнительные, пересекающиеся и скрытые взаимодействия в процессе общения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое социальное взаимодействие? Каково его значение в общении?

  2. Назовите характерные черты социального взаимодействия.

  3. Раскройте суть эффекта конгруэнции.

  4. Что включает в себя горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия?

  5. Что включает в себя вертикальная составляющая межличностного взаимодействия (позиции партнеров в общении)?

  6. Дайте характеристику таким видам социального взаимодействия как кооперация и конкуренция. Отметьте их положительные и отрицательные стороны.


Тема 3.2. Роли и ролевые ожидания в общении (4 часа)

Содержание материала

Понятие социальной роли. Социальная роль и поведение человека. Типы социальных ролей (по А.Б. Добровичу). Актуальная роль. Ролевой конфликт. Стили взаимодействия (продуктивный, непродуктивный; ритуальный, манипулятивный, гуманистический). Основные критерии определения стиля взаимодействия.

Практические задания:

Подберите и проанализируйте 2-3 ситуации с позиций исполнения различных социальных ролей участниками взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определения понятий «социальная роль» и «межличностная роль». Как социальная и межличностная роли влияет на поведение человека?

  2. Рассмотрите различные классификации социальных ролей. Дайте их краткую характеристику.

  3. Раскройте суть актуальной роли.

  4. Какие причины могут стать причиной ролевого конфликта?

  5. Дайте краткую характеристику стилей взаимодействия. В чем сильные и слабые стороны каждого из них?


Тема 3.3. Конфликты во взаимодействии (3 часа)

Содержание материала

Понятие конфликта, его структура, функции. Классификации конфликта. Основные причины конфликта. Проблема совместимости. Динамика конфликта. Типы конфликтных личностей (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный и др.) и их социально-психологическая характеристика. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Предупреждение и разрешение конфликтов.



Практические задания:

Разработайте свой Кодекс поведения в конфликте (или в конфликтной ситуации).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Согласны ли вы с утверждением, что «конфликт – это дефект общения»? Почему?

  2. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?

  3. Почему открытый конфликт предпочтительнее латентного?

  4. Охарактеризуйте основные стили поведения в конфликтной ситуации.

  5. В каких ситуациях может оказаться эффективным тот или иной стиль взаимодействия в конфликтной ситуации?

  6. Охарактеризуйте основные стадии протекания конфликта и возможности его разрешения на каждой стадии.

  7. Опишите различные шаги и способы конструктивного поведения в конфликте.

  8. Проанализируйте, почему в конфликте проявляются сильные эмоции и возникает эмоциональная напряженность


Раздел 4. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Тема 4.1. Роль социального восприятия в общении (3 часа)

Содержание материала

Сущность социальной перцепции, ее основные функции. Эффекты межличностного восприятия. Ошибки восприятия. Взаимопонимание как социально-психологический феномен. Причины недопонимания. Условия взаимопонимания. Психологические основы имиджелогии.

Практические задания:
Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятие «социальной перцепции». Каковы ее функции в процессе общения? Назовите общие закономерности процесса восприятия в общении.

  2. Какую роль играют эффекты восприятия в общении? (эффект 1-го впечатления, эффект ореола, эффект привлекательности и др.)

  3. От чего зависит точность первого впечатления?

  4. В чем заключаются ошибки эффектов восприятия

  5. Влияет ли 1-е впечатление на имидж человека?

  6. Что такое самопрезентация?

  7. Какие эффекты межличностного восприятия и факторы могут использоваться для эффективной самопрезентации? Охарактеризуйте их.


Тема 4.2. Механизмы и законы межличностного восприятия (4 часа)

Содержание материала

Механизмы межличностного восприятия: идентификация, стереотипизация, каузальная атрибуция, эмпатия, рефлексия, аттракция. Приемы формирования аттракции. Техника самопрезентации.

Практические задания:

Отработайте применение приемов формирования аттракции в повседневной жизни. Отрефлексируйте их эффективность.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

  2. Стереотипы в общении – одна из наиболее обсуждаемых проблем в социальной психологии. В чем причина возникновения стереотипов? Как они проявляются в поведении человека?

  3. Каковы положительные стороны стереотипизации как механизма социальной перцепции?

  4. Каковы последствия жесткой стереотипизации поведения в общении?

  5. Дайте определение каузальной атрибуции, ее значение в процессе общения.

  6. Охарактеризуйте ошибки каузальной атрибуции

  7. Какова роль установки в межличностном восприятии?

  8. Что такое аттракция в процессе общения?

  9. Охарактеризуйте основные приемы формирования аттракции. Какую роль они играют в формировании 1-го впечатления на собеседника?



Раздел 5. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Тема 5.1. Деловая беседа (2 часа)

Содержание материала

Функции, основные этапы деловой беседы. Виды бесед. Методы начала беседы. Инструменты беседы. Правила деловой беседы.

Практические задания:

Подобрать приемы аргументации и контраргументации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем особенность деловой беседы как формы делового общения?

  2. Какие этапы выделяют в деловой беседе? Какие задачи решаются на каждом из них?

  3. Перечислите и охарактеризуйте методы начала разговора.

  4. Каких ошибок необходимо избегать на начальном этапе деловой беседы?

  5. Какие аспекты необходимо учитывать на последующих этапах деловой беседы?

  6. Как использовать разные виды вопросов в процессе беседы?

  7. Как относится к замечаниям в процессе беседы? Как парировать замечания без ущерба для деловых отношений?

  8. Перечислите основные правила поведения и общения в процессе деловой беседы.


Тема 5.2. Публичное выступление (2 часа)

Содержание материала

Структура публичного выступления. Архитектоника (построение) любого выступления. Построение речи. Виды речи. Требования к речи при публичном выступлении. Временная организация выступления. Аудитория: критерии оценки аудитории, признаки аудитории. Риторические приемы (эффекты) публичного выступления.

Практические задания:

Подберите:

  • Способы установления контакта с аудиторией.

  • Способы привлечения (удержания) внимания аудитории.

  • Способы преодоления страха перед аудиторией.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие виды речи выделяют в публичном выступлении?

  2. Из каких этапов состоит процесс подготовки к публичному выступлению? Какие способы подготовки к выступлению вы знаете?

  3. Какие неречевые компоненты публичного выступления необходимо учитывать в процессе подготовки к выступлению?

  4. Как психологически настроиться на публичное выступление?

  5. Перечислите этапы публичного выступления и среднюю продолжительность каждого из них.

  6. Каковы требования к речи выступающего?

  7. Как завершить выступление?


Тема 5.3. Этические принципы общения (2 часа)


Содержание материала

Этические принципы в общении. Золотое правило нравственности. Обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе. Профессионально-этический кодекс. Культура речи.

Практические задания:

Разработка этического кодекса общения в процессе делового взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какое значение имеет соблюдение этических принципов в деловом общении?

  2. Как вы понимаете «золотое правило нравственности»?

  3. Что включает в себя понятие «культура речи»?


ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» (ОЗО)

Задание № 1. (к теме «Невербальные средства общения»)

Просмотрите фильм «Детектор лжи» (см. папку «Методические материалы») и письменно ответьте на следующие вопросы:

  1. Какое значение имеют жесты мимика в человеческом общении?

  2. Как выражаются жесты симпатии у мужчин и женщин? (примеры из к/ф)

  3. Что такое «линия контакта»? Каковы ее границы? Какое значение она имеет в общении?

  4. Влияет ли культура того или иного народа на интерпретацию «языка жестов»? Докажите примерами из фильма.

  5. Как жесты влияют на имидж человека?

  6. Привести примеры жестов власти.

  7. Чем отличаются горизонтальные и вертикальные жесты? Каково их влияние на процесс общения?

  8. Какое значение имеет невербальный язык на собеседовании при приеме на работу?

  9. Понятие конгруэнтности вербального и невербального языков и ее значение в общении.

  10. Привести примеры жестов лжи.

  11. Поддается ли взгляд нашему сознательному контролю? Почему?

  12. Жесты переговоров и их значение (примеры из к/ф)

  13. Могут ли позы и жесты «говорить» о внутреннем состоянии человека, о наличии у него психологических проблем? Докажите примерами их фильма.

  14. Жесты уверенности и неуверенности: привести примеры из к/ф.

Задание № 2. (к теме «Коммуникативные барьеры»)

Используя художественную литературу, примеры из собственной жизни, анекдоты, фильмы, телепередачи, подобрать примеры, иллюстрирующие каждый из рассматриваемых уровней непонимания: семантический, логический, стилистический, фонетический (по 2 примера на каждый уровень непонимания)

Задание № 3. (к теме «Интерактивная сторона общения»)

Подобрать примеры, иллюстрирующие дополнительные равные, дополнительные неравные, пересекающиеся и скрытые взаимодействия (по 2 примера). Примеры проиллюстрировать соответствующими схемами.