Файл: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Р Р
В В
Рб Рб
Задание № 4. Изучение особенностей поведения человека в конфликтных ситуациях (к теме «Конфликты в общении: их значение, предупреждение и разрешение»)
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте инструкцию к «Тесту Томаса» и выполните тест в соответствии с ней (приложение 1). Ответы записывайте в специальном бланке (приложение 2)
2. Сопоставьте свои ответы по тесту с ключом (приложение 3) и зафиксируйте их в бланке ответов.
3. Представьте полученные результаты на графике (приложение 4).
4. Проанализируйте полученные результаты (письменно ответьте на вопросы) (приложение 5):
-
Какие стратегии поведения в конфликтных ситуациях выражены по результатам исследования у Вас? -
По вашему мнению, каких качеств Вам не хватает в разрешении конфликтных ситуаций: с коллегами, с близкими людьми?
Задание № 5. Изучение особенностей темперамента
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте инструкцию к «Опроснику Айзенка» и выполните тест в соответствии с ней (приложение 6). Ответы записывайте в специальном бланке (приложение 7)
2. Сопоставьте свои ответы по тесту с ключом (приложение 8) и зафиксируйте их в бланке ответов.
3. Отложите полученные результаты по шкалам «экстраверсия-интроверсия» и «эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность» на системе координат, что поможет Вам определить свой тип темперамента (приложение 9).
4. Познакомьтесь с описанием типов темперамента по таблице (см. методические материалы и приложение 10)
5. Проанализируйте полученные результаты (письменно ответьте на вопросы):
-
Какой тип темперамента у Вас преобладает? -
Как особенности Вашего темперамента проявляются в общении с окружающими людьми и в деятельности?
Вопросы к зачету
по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
-
Понятие и структура общения. Значение общения для развития человека и социальных общностей. -
Влияние особенностей темперамента на процесс общения. -
Влияние поло-возрастных особенностей на процесс общения. -
Понятие коммуникации, типы коммуникации. Механизм обратной связи, ее виды. -
Невербальное общение: понятие, функции, специфика. Значение невербальных средств в процессе общения. Каналы невербальной коммуникации. -
Вербальное общение. Структура речевой коммуникации. Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении. -
Коммуникативные барьеры: понятие, виды, причины их возникновения. Предупреждение возникновения коммуникативных барьеров в общении. -
Техники эффективного слушания. Правила эффективного слушания. -
Техника «Я - сообщение» как прием эффективной коммуникации. -
Техники отказа собеседнику. -
Понятие взаимодействия, его значение в общении. Позиции в общении. -
Стили взаимодействия (продуктивный, непродуктивный; ритуальный, манипулятивный, гуманистический). -
Понятие конфликта, его структура, функции. Классификации конфликта. Основные причины конфликта. -
Динамика конфликта. Типы конфликтных личностей и их социально-психологическая характеристика. -
Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Предупреждение и разрешение конфликтов. -
Сущность социальной перцепции, ее основные функции. Эффекты межличностного восприятия и их влияние на процесс общения. -
Механизмы и законы межличностного восприятия. Приемы формирования аттракции. -
Функции, основные этапы деловой беседы. Виды бесед. Правила деловой беседы. -
Публичное выступление, его структура. Требования к речи при публичном выступлении. Риторические приемы (эффекты) публичного выступления. -
Этические принципы в общении. Золотое правило нравственности. Обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе. Культура речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тест описания поведения К. Томаса
Цель: Изучение особенностей поведения человека в конфликтных ситуациях.
Инструкция: Вам предлагается 30 пар несложных суждений. Каждое суждение описывает возможное поведение человека в ситуации общения с другим человеком. Каждый раз читайте подряд два суждения: А и Б, - и выбирайте то, которое в большей степени характеризует ваше собственное поведение. Выбранное суждение отметьте.
1. А: Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б: Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А: Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б: Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А: Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б: Я иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А: Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А: Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б: Я стараюсь добиться своего.
7. А: Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б: Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б: Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А: Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б: Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.
10. А: Я твердо стараюсь достичь своего.
Б: Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А: Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б: Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13. А: Я предлагаю среднюю позицию.
Б: Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А: Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б: Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б: Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А: Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б: Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А: Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А: Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б: Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б: Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А: Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б: Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А: Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б: Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А: Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б: Я отстаиваю свои желания.
23. А: Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.
Б: Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А: Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б: Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А: Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б: Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А: Я предлагаю среднюю позицию.
Б: Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.
27. А: Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
Б: Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б: Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.
29. А: Я предлагаю среднюю позицию.
Б: Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А: Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б: Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Бланк ответов к тесту К. Томаса
№ | Варианты ответа | № | Варианты ответа | |||
А | Б | А | Б | |||
1. | | | 16. | | | |
2. | | | 17. | | | |
3. | | | 18. | | | |
4. | | | 19. | | | |
5. | | | 20. | | | |
6. | | | 21. | | | |
7. | | | 22. | | | |
8. | | | 23. | | | |
9. | | | 24. | | | |
10. | | | 25. | | | |
11. | | | 26. | | | |
12. | | | 27. | | | |
13. | | | 28. | | | |
14. | | | 29. | | | |
15. | | | 30. | | |