Файл: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Р Р

В В

Рб Рб

Задание № 4. Изучение особенностей поведения человека в конфликтных ситуациях (к теме «Конфликты в общении: их значение, предупреждение и разрешение»)

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте инструкцию к «Тесту Томаса» и выполните тест в соответствии с ней (приложение 1). Ответы записывайте в специальном бланке (приложение 2)

2. Сопоставьте свои ответы по тесту с ключом (приложение 3) и зафиксируйте их в бланке ответов.

3. Представьте полученные результаты на графике (приложение 4).

4. Проанализируйте полученные результаты (письменно ответьте на вопросы) (приложение 5):

  • Какие стратегии поведения в конфликтных ситуациях выражены по результатам исследования у Вас?

  • По вашему мнению, каких качеств Вам не хватает в разрешении конфликтных ситуаций: с коллегами, с близкими людьми?

Задание № 5. Изучение особенностей темперамента

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте инструкцию к «Опроснику Айзенка» и выполните тест в соответствии с ней (приложение 6). Ответы записывайте в специальном бланке (приложение 7)

2. Сопоставьте свои ответы по тесту с ключом (приложение 8) и зафиксируйте их в бланке ответов.

3. Отложите полученные результаты по шкалам «экстраверсия-интроверсия» и «эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность» на системе координат, что поможет Вам определить свой тип темперамента (приложение 9).

4. Познакомьтесь с описанием типов темперамента по таблице (см. методические материалы и приложение 10)

5. Проанализируйте полученные результаты (письменно ответьте на вопросы):

  • Какой тип темперамента у Вас преобладает?

  • Как особенности Вашего темперамента проявляются в общении с окружающими людьми и в деятельности?

Вопросы к зачету

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»


  1. Понятие и структура общения. Значение общения для развития человека и социальных общностей.

  2. Влияние особенностей темперамента на процесс общения.

  3. Влияние поло-возрастных особенностей на процесс общения.

  4. Понятие коммуникации, типы коммуникации. Механизм обратной связи, ее виды.

  5. Невербальное общение: понятие, функции, специфика. Значение невербальных средств в процессе общения. Каналы невербальной коммуникации.

  6. Вербальное общение. Структура речевой коммуникации. Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении.

  7. Коммуникативные барьеры: понятие, виды, причины их возникновения. Предупреждение возникновения коммуникативных барьеров в общении.

  8. Техники эффективного слушания. Правила эффективного слушания.

  9. Техника «Я - сообщение» как прием эффективной коммуникации.

  10. Техники отказа собеседнику.

  11. Понятие взаимодействия, его значение в общении. Позиции в общении.

  12. Стили взаимодействия (продуктивный, непродуктивный; ритуальный, манипулятивный, гуманистический).

  13. Понятие конфликта, его структура, функции. Классификации конфликта. Основные причины конфликта.

  14. Динамика конфликта. Типы конфликтных личностей и их социально-психологическая характеристика.

  15. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Предупреждение и разрешение конфликтов.

  16. Сущность социальной перцепции, ее основные функции. Эффекты межличностного восприятия и их влияние на процесс общения.

  17. Механизмы и законы межличностного восприятия. Приемы формирования аттракции.

  18. Функции, основные этапы деловой беседы. Виды бесед. Правила деловой беседы.

  19. Публичное выступление, его структура. Требования к речи при публичном выступлении. Риторические приемы (эффекты) публичного выступления.

  20. Этические принципы в общении. Золотое правило нравственности. Обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе. Культура речи.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Тест описания поведения К. Томаса

Цель: Изучение особенностей поведения человека в конфликтных ситуациях.

Инструкция: Вам предлагается 30 пар несложных суждений. Каждое суждение описывает возможное поведение человека в ситуации общения с другим человеком. Каждый раз читайте подряд два суждения: А и Б, - и выбирайте то, которое в большей степени характеризует ваше собственное поведение. Выбранное суждение отметьте.

1. А: Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б: Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А: Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б: Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А: Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б: Я иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А: Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А: Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б: Я стараюсь добиться своего.
7. А: Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б: Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б: Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А: Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б: Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.
10. А: Я твердо стараюсь достичь своего.

Б: Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А: Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.


Б: Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13. А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А: Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б: Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б: Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А: Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б: Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А: Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А: Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б: Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б: Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А: Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б: Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А: Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б: Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А: Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б: Я отстаиваю свои желания.
23. А: Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

Б: Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А: Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б: Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А: Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б: Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.
27. А: Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б: Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б: Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.
29. А: Я предлагаю среднюю позицию.


Б: Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А: Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б: Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Бланк ответов к тесту К. Томаса




Варианты ответа



Варианты ответа

А

Б

А

Б

1.







16.







2.







17.







3.







18.







4.







19.







5.







20.







6.







21.







7.







22.







8.







23.







9.







24.







10.







25.







11.







26.







12.







27.







13.







28.







14.







29.







15.







30.