Файл: Рабочая программа составлена на основе Федерального закона Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 273Ф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе с текстовым, графическим и звуковым редактором. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, таблица, диаграмма, графики и пр.).

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено не менее половины учебных часов 17 часов. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. В итоговом подсчете учебного времени к образовательной области «Информатика и информационные технологии» отнесена половина часов практикумов на отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.


Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), и обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по информатике, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся.
РАЗДЕЛ V. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • Формирование целостногомировозрения

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

  • Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  • Формирование самостоятельности

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач;

  • Смысловое чтение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения


Предметные результаты:

  • Умение использовать термины «информация», «наука», «связь», «сообщение», «данные», «входные данные», «процессы», «органы чувств», «кодирование», «программа», «формула», «история развития», «звуковое кодирование», «звуковое кодирование», «пространственная дискретизация», «волны», «рисуночное письмо»; «рисунок» понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике и т.д;

  • Умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице и т.д.;

  • Умение использовать прикладные компьютерные программы;

  • Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Полученные результаты служат основой разработки контрольных измерительных материалов.

РАЗДЕЛ VI. Содержание курса
1.Передача информации в компьютерных сетях (8 часов(4+4))

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

работать с одной из программ-архиваторов.

2. Информационное моделирование (4 часа(3+1))

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры натурных и информационных моделей;

ориентироваться в таблично организованной информации;

описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 часоа(5+5))

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.Проектирование и создание однотабличной БД.Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Учащиеся должны знать:

что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

что такое логическая величина, логическое выражение;

что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

организовывать поиск информации в БД;

редактировать содержимое полей БД;

сортировать записи в БД по ключу;

добавлять и удалять записи в БД;

создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.


  1. Табличные вычисления на компьютере (10 часов(5+5))

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

что такое электронная таблица и табличный процессор;

основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

создавать электронную таблицу для несложных расчетов

  1. Резерв (4 ч)


РАЗДЕЛ VII. Календарно-тематическое планирование учебного курса


№ уро-ка

Дата

Тема урока

Планируемые результаты


Формы организации учебно-

познава-

тельной деятельности обучающихся




план

факт.

метапредметные

предметные

личностные




Передача информации в компьютерных сетях (8 часов(4+4))




1.1







Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования.

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

Структуру компьютерных сетей. Назначение и принципы функционирования компьютерных сетей.

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,

Раб с уч, раб.в парах




2.2







Практ раб №1 «Работа в локальной сети»

Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;

Правила обмена файлами.

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

Инд раб




3.3







Электронная почта.


Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

Основные понятия при работе с электронной почты.

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,

Раб с уч, раб в парах




4.4







Практ раб №2 «Работа с электронной почтой.»

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Назначение электронной почты Основные приемы работы с электронной почтой.Об информационных услугах сети Интернет.

Формирование целостногомировозрения


Инд раб




5.5







Интернет Internet World Wide Web.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Основные понятия при работе с WWW: Web-сервер, Web-страница, Web-сайт.
Гиперссылки. Понятие браузера

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,

Груп раб,

раб в парах




6.6







Работа с WWW: использование URL–адреса и гиперссылок

Практ раб №3 «Поиск информации в интернете»

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

Основные понятия WWW. Способы поиска информации в Интернет с использованием поисковых систем.

Развитие осознанного и ответственного отношения к

Инд раб




7.7







Практ раб №4 «Создание простейшейWeb-страницы с использованием текстового редактора»

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

Правила создание простейшейWeb-страницы

Развитие осознанного и ответственного отношения к

Инд раб




8.8







Контрольная работа№1 «Передача информации в компьютерных сетях»










Тестир




Информационное моделирование (4 часа(3+1))




9.1







Понятие модели. Информационные модели.

Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

Умение использовать термины, органы чувств и виды информации

Формирование целостногомировозрения

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни



Раб с уч,

Сам.раб.




10.2







Табличные модели.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;


Умение использовать термины информационные процессы, их классификация

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


Раб с уч,





11.3







Практ раб №5 «Построение информационной модели».

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Умение использовать прикладные компьютерные программы

Формирование коммуникативной компетентности в процессе практической деятельности.

Прак. раб.




12.4







Повторение по теме «Информацион-ное моделирование»

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения


Умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; находить информационный объём

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


Прак. раб.




Хранение и обработка информации в базах данных (10 часоа(5+5))

13.1







Понятие базы данных и информационной системы.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;


Понятие базы данных и назначение СУБД.

Формирование ответственного отношения к учению

Групп раб, Раб с уч, раб в парах




14.2







Назначение СУБД Практ раб №6 «Работа с готовой базой данных».

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


Умение редактировать записи в готовой БД.

Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Прак. раб.




15.3







Практ раб №7

«Проектирование однотабличной базы данных»

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

Умение вводить и редактировать записи в БД.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


Раб с уч,

раб в парах




16.4







Условия поиска информации, простые логические выражения

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Умение искать информацию в БД.

Формирование ответственного отношения к учению,


Раб с уч, раб в парах




17.5







Практ раб №8

«Формирование простых запросов к готовой базе данных»


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


Умение искать информацию в БД.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


Прак. раб.




18.6







Логические операции. Сложные условия поиска

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

Понятие логические операции

Формирование отношения к учению

Раб с уч, раб в парах




19.7







Практ раб №9

«Формирование сложных запросов к готовой базе данных»

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умения формировать логические операции

Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Инд раб




20.8







Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Простые и составные ключи сортировки




Раб с уч, раб в парах




21.9







Практ раб №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение»

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Простые и составные ключи сортировки

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.


Инд раб




22.10







Контрольная работа №2 «Хранение и обработка информации в базах данных»







Формирование самостоятельности


Тестиров




Табличные вычисления на компьютере (10 часов(5+5))

23.1







Системы счисления. Двоичная система счисления.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;


Понятие системы счисления.

Формирование ответственного отношения к учению

Раб с уч.




24.2







Представление числовой информации в компьютере.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач;


Способы представления числовых данных в памяти компьютера.

Формирование целостногомировозрения


Раб с уч,

раб в пар




25.3







Практ раб №11 «Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.»

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умения переводить из десятичной системы счисления в двоичную и обратно

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной практической деятельности

Инд раб




26.4







Табличные расчёты и электронные таблицы: назначение и основные функции.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Назначение и возможности программы электронные таблицы. Основные элементы электронной таблицы.

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной практической деятельности

Раб с уч, раб в парах




27.5







Практ раб №12 «Работа с готовой электронной таблицей»

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение работать с готовой БД

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной практической деятельности

Инд раб




28.6







Абсолютная и относительная адресация.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Понятие относительной и абсолютной адресации.

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной практической деятельности

Раб с уч, раб в парах




29.7







Практ раб №13 «Построение диаграмм»

Владение основами самоконтроля, самооценки,

Умение строить диаграммы




Инд раб




30.8







Практ раб №14 «Использование функций в ЭТ.»

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение строить фуекции

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной практической деятельности

Инд раб




31.9







Деловая графика Графическое представление числовых данных.Практ раб №15 «Табличные вычисления на компьютере»

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умения вычислять с ЭТ

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной практической деятельности

Инд раб




32.10







Контрольная работа №4 «Табличные вычисления на компьютере».

Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;





Тестир

Тестир




33-35







Резерв



















РАЗДЕЛ VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень Интернет – ресурсов

1.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

3. «Карман для учителя математики» http://karmanform.ucoz.ru.

4. Я иду на урок математики (методические разработки): www.festival.1sepember.ru

5. Уроки – конспекты www.pedsovet.ru

6. Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

7. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/nauka/

Пособия для учителя

Учебник «Информатика» для 8 класса.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011

Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под.ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).

Комплект пособий для ученика:

Учебник «Информатика» для 8 класса.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011

Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

Оборудование и приборы:

1. Операционная система Windows.

2. Пакет офисных приложений MicrosoftOffiсe

3. Плакаты Босовой Л.Л.

4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

(http://school-collection.edu.ru/).

5. Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.