ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Дневник практики обучающегося___________________ курса, группы___________________________________
Факультета логопедии МПСУ
_______________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Практика проводилась в___________________________________________________
№_________________ по адресу г. _______________________________________
С _______ по _______________
Общий объем практики__________ часов
Руководитель практики от кафедры логопедии МПСУ
____________________________________________________________________________________
Учитель-логопед ________________________________________________________
ЗАПИСИ О РАБОТАХ, ВЫПОЛНЕННЫХ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДИСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Месяц, число | Время | Краткое содержание выполненных работ | Подпись руководителя |
15.08.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня я познакомилась с учреждением МБОУ, коллективом и воспитанниками. В детском саду функционирует 9 групп для детей разного дошкольного возраста. Общее количество детей составляет 213 человек. Заведующий МБОУ- Я также познакомилась с коллективом детского сада, с воспитателями старшей группы А, которые посещают логопедический пункт в МБОУ детском саду «Улыбка». Познакомилась с учителем-логопедом, который работает в данном саду. Это педагог с высшей квалификационной категорией, педагогический стаж работы в данной должности- 19 лет. Также в методическом кабинете заместителем заведующего по УВР мне для ознакомления была предоставлена документация: устав, основная образовательная программа, разработанная данным учреждением в 2015 году (срок ее реализации 5 лет). Данная программа при осуществлении учебно-воспитательного процесса также базируется на программе «Детство» Т.И. Бабаевой. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции речевого развития детей в условиях логопункта основывается на программе Ушаковой О.С. «Программа по развитию речи в детском саду», Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. «Подготовка детей с ОНР». Согласно основной образовательной программы МБОУ, дети с нарушениями речи овладевают программным материалом при специально созданных условиях: индивидуальной программы развития; проведением коррекционно- педагогической, медико- психологической и социальной работы; созданием единого речевого режима в детском саду и семье; созданием предметно-пространственной речевой среды. | |
16.08.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня моя работа заключалась в знакомстве с логопедическим пунктом, где работает_____, с расписанием работы учителя-логопеда, документацией. Учитель-логопед проводит индивидуальные занятия с детьми, которые имеют речевые нарушения- ОНР 1-3 уровней, ФФНР, НПОЗ. Логопункт разделен на 2 помещения. Оснащен шкафами, в которых хранится методическая необходимая для работы литература, картотеки индивидуальных занятий, речевые карты на каждого ребенка, дидактические пособия, игры, наглядный материал и многое другое. Для логопедических занятий на стене висит зеркало, имеются также зеркала для индивидуальной работы. Имеются логопедические зонды, шпатели. На стенах присутствует наглядный демонстративный материал для ознакомления со звуками. Изучив соответствующую литературу, можно сделать вывод о том, что в МДОУ логопункт осуществляет свою деятельность для детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи МБОУ: - своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями, осуществлять диагностику речевого развития; - определять и реализовывать индивидуальный маршрут коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребенка; - проводить профилактику и пропаганду логопедических знаний среди педагогов ДОУ, родителей и населения микрорайона; Основными формами работы с детьми на логопункте являются подгрупповые, фронтальные и индивидуальные занятия. Их периодичность определяется в зависимости от тяжести нарушения речевого развития. | |
17.08.2016 | 8-00-18-00 | В этот день я занималась тщательным изучением речевых карт, составленных учителем-логопедом. Также осуществляла подбор наглядного и речевого материала для диагностического обследования дошкольника с нарушением речи. Познакомилась с альбомом О.Б. Иншаковой. Учитель-логопед познакомила меня со спецификой процесса обследования речи дошкольника старшей группы. | |
18.08.2016 | 8-00-18-00 | Наблюдала 2 индивидуальных занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы А и подгрупповое занятие на тему «Волшебное путешествие» Цель: Дифференциация Звуков «Ш» и «С». На протяжении всего занятия дети активно работали и выполняли задания с большим интересом. Занятие построено было таким образом, что каждая игра плавно сменяла другую, игры были разнообразны и часть из них предлагал персонаж-Мишка, которому дети с удовольствием помогали. В заключение занятия был подведен итог. На этом занятии логопед решила все поставленные задачи. Цель была достигнута. Результативность всех просмотренных занятий была на высоком уровне. | |
19.08.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня я побеседовала с медсестрой МБОУ, ознакомилась с медицинской картой воспитанника и заполнила в речевой карте раздел анамнез. Также побеседовала с воспитателем о мальчике и его индивидуальных особенностях развития. С родителями мальчика, к сожалению, побеседовать не удалось. Учитель-логопед познакомила меня с Толей О., с которым я буду проводить логопедическое обследование. Ему 5 лет, он посещает старшую группу А. Ребенок сразу стал взаимодействовать со мной, легко пошел на контакт. Но не всегда давал правильные ответы на вопросы, поэтому приходилось задавть дополнительные наводящие вопросы. Для смены вида деятельности я применяла физминутки. Демонстративный диагностический материал, подобранный мною, соответствовал возрастным особенностям испытуемого и речевому диагнозу ребенка. | |
22.08.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня я продолжала диагностическое обследование ребенка. Анатолий справился со всеми предложенными заданиями. Я полностью заполнила речевую карту. Также получила рекомендации от учителя-логопеда по составлению индивидуального коррекционного маршрута речевого развития дошкольника. Изучала методические материалы в рамках каждого раздела индивидуальной коррекционной программы. | |
23.08.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня я наблюдала проведение фронтального занятия учителем-логопедом в сенсорной комнате «Путешествие в сказку». Цель занятия- содействовать комфортному эмоциональному состоянию дошкольников. Снять чувство напряжения, тревогу. Развивать творческое мышление, мелкую и общую моторику, развивать произвольные движения, сопутствующие с речевыми высказываниями. Воспитывать чувство доброты, общительность. Обогащение словаря - радостное настроение, ласковые, звездное небо. Проведенное занятие соответствовало цели и задачам, намеченным в ходе проведения. Структура и тип соответствовал возрастным возможностям дошкольников. Логопед постоянно контролировала внятность и выразительность речи детей, обучала самостоятельному высказыванию. Связала весь материал с ранее изученным. (Автоматизация звуков Ш-С). Занятие у воспитанников вызвало большой интерес, они были активны. Данное занятие можно взять для внедрения в практику. | |
24.08.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня мною в первой половине дня было просмотрено индивидуальное занятие Индивидуальное занятие с ребенком старшей группы Тема: Постановка и закрепление звука «Ш» Цель: учить произносить звук «Ш». Занятие проводилось индивидуально в специально отведенном для этого кабинете. Задачи: развивать мышц артикуляционного аппарата; развивать речевое дыхание; развивать внимание; развивать фонематический слух, восприятие. Для проведения занятия было подготовлено следующее оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, ватка, Чудесный мешочек. Занятие длилось 25 минут. Артикуляционная гимнастика способствовала развитию мышц артикуляционного аппарата, Развитие правильного речевого дыхание решалась в упражнении «Фокус», игра «Ловишки» решала задачи развития фонематического слуха и восприятия. Задача развития произвольного внимания решалась в игре «Чудесный мешочек». На протяжении всего занятия ребенок активно работал и выполнял задания с большим интересом. Занятие построено таким образом, что в каждом упражнении происходило закрепление звука Ш. В заключении занятия подводятся итоги. На этом занятии логопед решила все поставленные задачи. Цель была достигнута. Во второй половине дня мною была разработана и представлена логопеду индивидуальная коррекционная программа речевого развития на Анатолия О. Также разрабатывала план- конспект индивидуального занятия с ребенком, работала над подборкой речевого и наглядного материала для занятия. | |
25.08.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня мною было проведено самостоятельно индивидуальное занятие Тема: Постановка звука [Ш] (Приложение №1+ самоанализ) Задачи: постановка звука Ш; Закрепление звука Ш в слогах и словах; Развитие артикуляционного аппарата; Развитие речевого дыхания; Развитие фонематического слуха; Развитие зрительной памяти и внимания. По времени занятие длилось 20 минут. На протяжении всего занятия решалась задача постановки и закрепления звука Ш в слогах и словах. Для этого мы использовали и артикуляционную гимнастику для развития артикуляционного аппарата, и упражнение «Песенка змеи», и упражнение «Змейка». Также для этой цели мы выполняли упражнения на развития правильного речевого дыхания такие как «Фокус» и работали с альбомом «Послушный ветерок». Задачу развития фонематического слуха мы решали в упражнении «Ловишки». В процессе занятия Толя активно работал. Доброжелательный тон, похвала способствовали мотивации ребенка и стимулировали к дальнейшей деятельности. В процессе занятия были реализованы все задачи, цель была достигнута. Во второй половине дня я наблюдала подгрупповое занятие, проведенное Натальей Александровной, старшей группы с детьми ОНР 3 уровня и ФФНР по теме «Дифферециация звуков С-Сь. Наступает осень». Занятие было проведено согласно перспективного планирования с данной группой. На занятии присутствовало 10 детей. Образовательные, речевые и воспитательные задачи в ходе занятия решались комплексно. Активность дошкольников была на высоком уровне, т.к. в работе применялись разнообразные способы поддержания их интереса. Наглядный материал был подобран и дозирован правильно, с использованием ИКТ (презентация). Выдержаны были все этапы работы со звуками, их соотнесением. Велась работа на развитие фонематического слуха, звуко- буквенного анализа. Логопед работал как групповым, так и индивидуальным методом. Речь педагога была эмоциональной, взаимоотношения с воспитанниками были доверительные. Было задано домашнее задание - заучить скороговорки со звуками с-сь. | |
26.08.2016 | 8-00-18-00 | В первой половине дня провела консультацию с мамой Анатолия О., познакомила ее с индивидуальной программой речевого развития ее ребенка. Дала рекомендации по дальнейшей роботе с ребенком: игры и игровые упражнения по развитию грамматических средств языка, словаря. Все это было представлено мною в виде буклета. В течение всего оставшегося времени до конца рабочего дня я общалась со специалистами, которые взаимодействуют с учителем-логопедом. Мною было установлено что, воспитатели по рекомендациям логопеда проводят индивидуальную работу: автоматизируют хорошо поставленные звуки. Проводят упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза, внимания, памяти, артикуляционной, общей и мелкой моторики. Психолог проводит занятия коррекционно- развивающей направленности, использует игротерапию, психогимнатику. Инструктор по ФИЗО способствует развитию двигательных навыков и физических качеств на физкультурных занятиях, диагностирует физическое развитие, проводит оздоровительный бег. Музыкальный руководитель развивает основные движения, воспитывает чувство музыкального ритма, развивает «мышечное чувство», ориентировку в пространстве, танцевальные движения. А также проводит распевки на автоматизацию изучаемых на логопедических занятиях звуков. | |
29.08.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня мною самостоятельно было проведено открытое фронтальное занятие (Приложение №2+ самоанализ). Темой занятия было «Закрепление произношения звука С». Цель и задачи были поставлены следующие: закрепление и правильное произношения звука [С]; закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука С; развитие фонематического анализа: выделение первого согласного из слова, деление слов на слоги; развитие фонематических представлений; развитие мышления. В процессе занятия дети активно работали, отвечали на вопросы. Занятие проходило в игровой форме. Дети путешествовали по осеннему лесу, тем самым поддерживался интерес к занятию. Задаваемые вопросы также способствовали поддержке интереса. За верные ответы следовала похвала, что стимулировало детей к дальнейшей деятельности. Во второй половине дня я разрабатывала конспект индивидуального занятия, осуществляла подборку дидактического и наглядного материала. | |
30.08.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня провела самостоятельно открытое индивидуальное занятие. Тема занятия: автоматизация звука Ш и постановка звука Ж. (Приложение 3+ самоанализ) Были поставлены следующие цели и задачи: автоматизация звука Ш в слогах и словах и предложениях и постановка звука Ж; развитие артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания; развитие фонематического слуха; развитие зрительной памяти и внимания. Занимаясь с ребенком, я использовала дидактический материал с обязательным выделением закрепленного звука голосом - произносила его утрированно. Я старалась не пропускать ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие продолжала лишь после того, как мальчик все скажет правильно. В процессе занятия Толя активно работал. Доброжелательный тон, похвала способствовали мотивации ребенка и стимулировали к дальнейшей деятельности. В процессе занятия были реализованы все задачи, цель была достигнута. | |
31.08.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня я наблюдала а также принимала участие в занятии по логоритмике «Путешествие в осенний лес», которое проводилось логопедом совместно с музыкальным руководителем. В ходе занятия все поставленные задачи были решены в полном объеме. Занятие было наполнено разнообразным речевым, музыкальным и двигательным материалом, соответствующим возрастным особенностям детей старшей группы. В ходе занятия использовались методы: словесные, наглядные и практические; приемы: пояснение, вопросы, сигналы, показ и др. Занятие прошло на высоком эмоциональном уровне, дошкольникам понравилось. У меня, в ходе моего участия в занятии, вызывало затруднение на этапе пения детей, так как опыта в таком виде деятельности нет. Логоритмическое занятие в проведении мне показалось трудным, но интересным. Во второй половине дня я занималась подготовкой наглядного материала для родителей с целью пропаганды знаний о речевых нарушениях и их коррекции. | |
01.09.2016 | 8-00-18-00 | В первой половине дня мною было проведено индивидуальное занятие с Толей О. (Приложение №4 + самоанализ). Тема занятия: Дифференциация звуков Ш и Ж. Были поставлены следующие цели и задачи: дифференцировать Звуки Ш и Ж; развитие артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания; развитие фонематического слуха; памяти и внимания. В процессе занятия Толя активно работал, с удовольствием выполнял все задания, так как при подборе учитывались психологические и возрастные особенности ребенка. Речь моя была выразительна, эмоциональна. Доброжелательный тон, похвала способствовали мотивации ребенка и стимулировали к дальнейшей деятельности. Между частями занятия прослеживалась логическая связь. Во второй половине дня я оформляла в приемной старшей группы А информационный материал в виде папки- передвижки для родителей на тему «Особенности речевого развития детей с ОНР» | |
02.09.2016 | 8-00-18-00 | В первой половине дня проводила подготовку конспекта группового занятия, готовила наглядно- иллюстративный материал. При подготовке к фронтальному занятию проконсультировалась с учителем-логопедом по следующим вопросам: - составление плана и конспекта занятия на тему «Семья», формулировка цели и задач; - подбор программного содержания, речевого материала, наглядных и дидактических пособий. Во второй половине дня занималась заполнением планом индивидуальной работы с Анатолием О., а также составление психолого-педагогической характеристики на воспитанника и заполнением результатов логопедического обследования. | |
05.09.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня мною было проведено самостоятельно открытое фронтальное занятие на тему «Семья» (Приложение №5+ самоанализ). Цель: закреплять и обогащать знания о семье. Задачи: Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
Занятие было построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект-субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом». | |
06.09.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня на протяжении всего дня занималась изготовлением дидактического пособия «Улитка» для развития у детей логического, смыслового построения предложений. | |
07.09.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня моя работа заключалась в составлении и оформлении документации: заполнением дневника практики. Подводила итоги практики: с 15.08.2016- 11.09.2016 я проходила практику в качестве учителя-логопеда в МБОУ Детский сад «Улыбка» г. Надым. В процессе практики я познакомилась с организацией работы учителя-логопеда на логопедическом пункте, обучалась проводить правильное логопедическое обследование, составляла конспекты индивидуальных и фронтальных занятий, училась правильно подбирать языковой и речевой материалы, обоснованно использовать методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности. Хочется сделать выводы: - чтобы стать хорошим, грамотным, компетентным специалистом в области логопедии, необходимо многое знать и уметь; - следует постоянно заниматься самовоспитанием и самообразованием, так как профессиональные качества требуют постоянного развития. | |
08.09.2016 | 8-00-18-00 | Продолжала заниматься оформлением итоговой документации по практике. | |
09.09.2016 | 8-00-18-00 | Составляла отчеты по практике в течение всего рабочего дня. | |
10.09.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня всю разработанную мною документацию сдала на проверку учителю- логопеду Милусь Н.А. и заведующему МБОУ Детский сад «Улыбка» г. Надым Русановой Е.М. | |
11.09.2016 | 8-00-18-00 | Сегодня было проведено заключительное совещание в МБОУ по итогам прохождения производственной практики | |
Приложение № 1
Конспект индивидуального занятия №1
Тема: Постановка звука [Ш]
Цель: содействовать правильной артикуляции при произношении звука Ш
Задачи: постановка звука Ш;
Закрепление звука Ш в слогах и словах;
Развитие артикуляционного аппарата;
Развитие речевого дыхания;
Развитие фонематического слуха;
Развитие зрительной памяти и внимания.
Стимульный материал: карточки с артикуляционной гимнастикой; Картинка со змейкой; альбом для развития речевого дыхания «Послушный ветерок»; картинки: шапка, шайба, шампунь, шахматы, шакал; «Чудесный мешочек» (лошадь, машина, шишка, мышка, лягушка)
Ход занятия
Сейчас я расскажу тебе одну историю. Жили-были веселые змейки. Любимым их занятием было петь песни. А пели они вот так: Ш-Ш-Ш. Но вот у одной маленькой змейки такая песенка никак не удавалась. Тогда пожилая старушка- змея ей говорит: «Чтобы научиться шипеть, как все змеи, ты должна изо дня в день тренировать свои губки и язычок с помощью волшебной гимнастики». А ты хочешь научиться петь, как все змеи?
Смотри в зеркало и повторяй за мной
Артикуляционная гимнастика:
«Бегемотик», «Месим тесто», «Парус», «Вкусное варенье», «Чашка», «Лошадка», «Грибок»
Чтобы научиться шипеть как змейка нужно научиться правильно дуть.
Мы с тобой сделаем «Фокус»
1.Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
-
Я положу маленький кусочек ватки на кончик носа.
-
Сделай вдох через нос. -
С силой подуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
«Послушный ветерок»
Нужно подуть на предметы, которые расположены на страничке (одуванчик, мяч, птенчик, стрекоза, шмель, карлсон, воздушный шар, колобок, бабочка, цветок), не надувая щеки.
«Ловишки»
Мы сейчас поиграем в игру. Я буду называть звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш
Ф, Р, М, Ш, В, Л, Ш, Л, Ш
ША, ФА, МО, ШО, ВУ, ФУ, ШУ
Толя: выполняет задание
«Песня змеи»
1.Приоткрой рот (губы округлены и выдвинуты вперёд).
-
Сделай «чашку» и спрячь её (заведи её в рот). -
Удерживай язык в таком положении:
-боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
-кончик языка поднят вверх, но не прижат;
4. Тихонько подуй: Ш-Ш-Ш (на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая
струя воздуха).
Подуй мне на ладошку и еще раз себе.
«Змейка»
А теперь представь, что ты змейка. Тебе нужно проползти (вести пальчиком) по дорожкам и шипеть вот так Ш-Ш-Ш.
«Змейка поднимается по лесенке»
«Бросая» каждый мячик, произноси по одному слогу: А-Ш, А-Ш и т. д. (произнося слоги, веди пальчиком по стрелочке). Точно так же произнеси слоги О -Ш, У -Ш, И-Ш.
Очень важно: сначала звуки не произносить слитно!
Толя:
ША-ША-ША
ШО-ШО-ШО
ШУ-ШУ-ШУ
ШИ-ШИ-ШИ
А теперь смотри на картинку и повторяй за мной:
ША-ША-ША-шапка ШИ-ШИ-ШИ- шишка
ША-ША-ША-шайбу ШИ-ШИ-ШИ -шипы
ША-ША-ША-шампунь ШИ-ШИ-ШИ -шиповник
ША-ША-ША-шахматы ШУ-ШУ-ШУ-шуба
ША-ША-ША- шакал ШЕ-ШЕ-ШЕ- шея
Толя: повторяет
«Чудесный мешочек»
Посмотри какой у меня чудесный мешочек. Тебе интересно, что в нем?
Толя: Да
Тогда вынимай из мешочка предметы и называй и ставь на стол
Толя: лошадь, машина, шишка, мышка, лягушка
Хорошо!
А теперь закрой глаза, я спрячу одну игрушку, а ты попробуй отгадать, какую я спрятала.
Толя: (отгадывает)
Итог: Толя, что мы сегодня делали?
Толя: Мы делали фокус и играли с игрушками.
А еще, что мы делали? Мы играли со змейкой?
Толя: Да. Мы шипели как змейка.
А что тебе больше понравилось сегодня?
Толя: Понравилось фокус делать.
Молодец, Толя! До свидания!
Самоанализ
Занятие проводилось в индивидуальной форме, в специально оборудованном для занятий кабинете. Тема занятия: постановка звука [Ш]. Были поставлены следующие цели и задачи: постановка звука Ш; закрепление звука Ш в слогах и словах; развитие артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания; развитие фонематического слуха; развитие зрительной памяти и внимания. Для проведения занятия было подготовлен следующий стимульный материал: карточки с артикуляционной гимнастикой; картинка со змейкой; альбом для развития речевого дыхания «Послушный ветерок»; картинки: шапка, шайба, шампунь, шахматы, шакал; «Чудесный мешочек» (лошадь, машина, шишка, мышка, лягушка).
По времени занятие длилось 20 минут. На протяжении всего занятия решалась задача постановки и закрепления звука Ш в слогах и словах. Для этого мы использовали и артикуляционную гимнастику для развития артикуляционного аппарата, и упражнение «Песенка змеи», и упражнение «Змейка». Также для этой цели мы выполняли упражнения на развития правильного речевого дыхания такие как «Фокус» и работали с альбомом «Послушный ветерок». Задачу развития фонематического слуха мы решали в упражнении «Ловишки». В процессе занятия Толя активно работал. Доброжелательный тон, похвала способствовали мотивации ребенка и стимулировали к дальнейшей деятельности. В процессе занятия были реализованы все задачи, цель была достигнута.
Приложение № 2
Конспект фронтального занятия по закреплению и правильному произношению звука [С] №1
Цель: закрепление правильного произношения звука [С]
Задачи:
Образовательные:
Содействовать в умении различать на слух и правильное произношение звука С;
Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического анализа: выделение первого согласного из слова, деление слов на слоги;
Развитие фонематических представлений.
Развитие мышления.
Развитие мышц артикуляционного аппарата.
Оборудование: зеркала, синие кружочки, звуковые замки, предметные картинки на заданный звук, макеты вагонов.
Ход занятия.
Организационный этап.
Дети стоят возле логопеда. Логопед показывает изображения и говорит, что сядет тот, кто назовет лишнюю картинку «Назвать одну лишнюю»:
помидор, лук, слива;
яблоко, груша, свекла;
платье, рубаха, стакан;
клен, ива, сова;
волк, медведь, сорока;
лебедь, утка, слон
Дошкольники поясняют, почему эта картинка оказалось лишней. (Помидоры и лук – это овощи, а слива – фрукт; яблоко и груша – это фрукты, а свекла – овощ; платье и рубашка – это одежда, а стакан – это посуда; клен, ива – это деревья, а сова – это птица; волк и медведь – это животные, а сорока – это птица)
Выбранные изображения выставляются на фланелеграф. Дошкольники устанавливают, какой общий звук находится во всех этих словах.