ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из опыта работы
Бардовой И.А. учителя математики
МБОУ Семлевской СОШ №1
Вяземского района Смоленской области
Профориентация на уроках математики
Многолетний опыт показывает, что для подготовки школьников к активной жизненной деятельности нужно выработать у них соответствующую профессиональную ориентацию. Для достижения этой цели необходимо придать учебно-воспитательному процессу большую практическую направленность. Обучающиеся на уроках математики, либо во внеурочное время обязательно должны получить информацию об основных направлениях применения математических знаний в различных профессиях, а, возможно и в своей будущей профессии.
Применение математики очень широко: методы этой науки используются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов. Применяется математика для выявления и устранения неисправностей в технике; различные графические и знаковые модели используются при измерении параметров радиотехнических приборов, очень важны математические расчеты для ритмичной и безопасной работы кранов. Применение математики в процессе овладения профессией и в профессиональной деятельности в большинстве случаев связано с использованием знаний по физике, например, для рабочих электрорадиотехнических профессий, операторов, слесарей контрольно- измерительных приборов и автоматики. Велика роль математики в работе с микросхемами, при эксплуатации станков с программным управлением.
Постоянно возрастает значение математики в связи с прогрессивными изменениями в технике.
Учителю математики следует шире использовать на уроках задачи, возникающие в практической деятельности человека и показывающие необходимость математических знаний для людей самых разнообразных профессий.
Одной из форм профориентации на уроках математики является информация о профессии в ее связи с решением задач. Например, в пятом классе целесообразно давать такие задачи:
Бригада из трех рабочихокрасила здание. Первый рабочий окрасил на 17
м
2
больше второго, а половина того, что сделал второй, составляет
2
/
3
работы,

выполненной третьим рабочим. Сколько денег получил каждый рабочий, если
все вместе они окрасили 325 м
2
, а окраска 1 м
2
стоит 16 коп.?
Строительная организация получила сначала 0,2 денег, отпущенных на
оплату стройматериалов, потом половину остатка и, наконец, последние 8500
р. Все поступившие деньги были израсходованы, причем за кирпич уплатили в 3
раза больше, чем за цемент, а за кровельное железо на 670 р. больше, чем за
кирпич. Какая сумма была внесена за оплату кирпича?
Эти и подобные задачи дают возможность учителю рассказать о строительных профессиях.
После их решения можно спросить учащихся, что они знают о профессиях, связанных со строительством. Если родители какого-нибудь ученика работают на стройке, то этому ученику можно поручить подробно узнать о работе строителя, о ее значении, о трудностях, об оплате и рассказать обо всем этом в классе. После этого можно побывать со школьниками на стройке, а затем пригласить инженера-строителя рассказать о значении его профессии, о том, какие бывают профессии строителей, о роли математики в строительном деле.
Есть много задач, в которых речь идет о труде железнодорожников.
Например, в восьмом классе при изучении темы «Решение треугольников» учитель может подобрать задачи на определение угла и высоты подъема железнодорожного полотна и в связи с ними рассказать о профессии проектировщика и эксплуатационника. Особый интерес вызывают у учащихся задачи, связанные с оптимальными расчетами прокладки железнодорожного полотна.
При ознакомлении восьмиклассников с кубической параболой мы проводили с учащимися беседу следующего содержания. «Обратили ли вы внимание на то, что поезд на повороте идет так же плавно, как и на прямоли- нейном участке? В вагоне ни одна капля воды из налитого до краев стакана не выливается. Происходит это потому, что на повороте железнодорожное полотно имеет форму кубической параболы. Можно было бы подумать, что проще соединить два прямолинейных участка дугой окружности, но это неприемлемо, и вот почему: будем считать, что прямая — это окружность с бесконечным радиусом, при переходе от прямолинейного пути к пути по ок- ружности радиус резко изменится, возникшая центробежная сила, действующая на состав при его постоянной скорости зависит только от радиуса кривизны пути. Таким образом, с резким изменением радиуса кривизны пути резко изменяется и сила, действующая на состав. Это приводит к тому, что вагоны сталкиваются, скрипят, колеса изнашиваются. Именно поэтому на поворотах рельсовых путей применяют так называемые переходные кривые. Расчеты

показали, что одна из таких кривых есть кубическая парабола. Этот факт строители железных дорог учитывают всегда и всюду».
При изучении систем уравнений с двумя переменными можно предложить такую задачу:
На участке в с км поезд шел х ч со скоростью 50 км/ч и у ч со скоростью
60 км/ч. Еслибы поезд шел х ч со скоростью 60 км/ч и у чсо скоростью 50 км/ч,
то он прошел бы 270 км.При каких значениях с задача имеет решение, если х и
у должны быть целыми числами?
Эту задачу целесообразно переформулировать таким образом, чтобы от школьников требовалось определить значение с применить его к конкретным условиям дороги. Например, определить начальный и конечный пункты до 1-го интервала пути, при котором задача имеет определенное решение. Для этого учащимся пришлось бы провести исследование, дополнить решение схемой участка железной дороги. Логическим продолжением такой работы являются беседы о составлении графиков движения поездов, о работе диспетчера станции,об автоматизации железной дороги и т. д.
Очень много задач в курсе математики средней школы составлено по сельскохозяйственной тематике. В качестве примера приведем задачу:
За один рабочий день в уборочную комбайнёр должен убрать озимой
пшеницы с 15 га. С 1 га набирается примерно 1,5 тонны пшеницы, так как год
2010 засушливый. 1 тонна стоит в среднем 6000 руб. Сколько может
заработать денег фермерское хозяйство благодаря работе одного комбайнера
в течение месяца?
Учитель математики не был бы математиком, если бы не готовил своих воспитанников и для профессий, тесно связанных с математикой. Вся работа учителя по развитию математических способностей учащихся, расширению их знаний способствует решению вопроса о профессиональной ориентации.
Обучение методам решения задач, углубление теоретических вопросов, элементы историзма и рассказы о профессиях, для которых нужна математика,
— это все ориентации на математику.
На индивидуальных занятиях учащемуся предоставляется возможность проверить свои математические способности. Большое внимание обращается на самостоятельную работу школьников, в частности на самостоятельную работу с книгой (что особенно важно для будущего математика) и на выполнение самостоятельных заданий творческого характера.
Для профориентационной работы большое значение имеют экскурсии на различные предприятия, заводы, стройки и учреждения. Цель таких экскурсий не только помочь изучить работу предприятия, но и узнать, какие профессии нужны на этом предприятии и в каком практическом аспекте нужна математика

для каждой из этих профессий.
Третий уровень профориентационной работы имеет место в школах и классах с углубленным изучением математики. Цель профессиональной ориентации на этом уровне — развитие специальных способностей к математи- ке. Такие школы и классы дают учащимся, которые обнаружили интерес и способности к математике, повышенную математическую подготовку.
Работа по профориентации очень длительная и кропотливая, и только проводя ее систематически на уроках и во внеурочное время можно достичь каких либо результатов. Только такая деятельность оправдывает себя, и ученик находит профессию, которая ему интересна.