Файл: ВидеостандартыСигналы, форматы, стыкиВ. Л. Штейнберг Содержание 2Видеостандарты.pdf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 287
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стандарты разложения
13
Связь между двумя основными стандартами разложения и основными стандартами ТВ вещания иллюстрирует следующая таблица:
525/59.94/2:1
NTSC (-M), NTSC-4.43, PAL-M
625/50/2:1
PAL (-B,-D,-G,-I-,K), PAL-N, SECAM (-B,-D,-G,-K,-L)
Следует отметить, что система NTSC-4.43 применяется только для воспроизведения бытовых видеокассет NTSC на модифицированных аппаратах PAL, но не для вещания.
Телевидение Высокой Четкости (ТВЧ) - это термин, которым принято обозначать ТВ системы с числом строк в кадре существенно превышающим обычное ТВ, например более
1000. Аппаратура ТВЧ работает преимущественно с чересстрочной разверткой 2:1, хотя имеются предложения относительно прогрессивной развертки. Термин ТПЧ (Телевидение
Повышенной Четкости, EDTV - Extended Definition TeleVision) используется для обозначения
ТВ систем с расширенной полосой частот и/или улучшенным кодированием, но при сохранении существующих параметров развертки.
Преобразование стандартов с различным числом строк, но одинаковыми частотами кадров и коэффициентами чересстрочности, называется повышающим или понижающим преобразованием стандартов (Up-Conversion или Down-Conversion). Если изменяется частота кадров, то говорят о перекрестном преобразовании (Cross-Conversion). Сочетание этих вариантов дает соответственно повышающее перекрестное преобразование (Up Cross-
Conversion) и понижающее перекрестное преобразование (Down Cross-Conversion).
Наибольшее распространение получили такие стандарты ТВЧ, как 1125/60 (США, Япония и некоторые другие страны) и 1250/50 (Европа). Некоторые модели оборудования стандарта
1125/60 способны работать и в стандарте 1125/59.94, что позволяет осуществлять понижающее преобразование в стандарт 525/59.94 гораздо легче благодаря совпадению частот полей. Оборудование стандарта 1125/60 известно по торговой марке фирмы Sony
"HDVS - High Definition Video System", а также под названием "Hi-Vision".
Привлекательность стандарта 1250/50 (известного также по проекту "Eureka") для европейцев состоит не только в большем числе строк, но и в простой связи между стандартами 625/50 и
1250/50, поскольку не требуется перекрестное преобразование. По той же причине в США имеется некоторое количество оборудования, работающего в стандарте 1050/59.94.
Для специальных применений иногда используются весьма экзотические стандарты.
Например, преимуществом стандарта отображения 937/75/2:1 является существенное снижение таких дефектов ТВ отображения, как видность строчной структуры, мерцания больших площадей и межстрочные мерцания, в сочетании с экономически оправданной частотой строк - всего 35.15625 кГц. Поэтому данный стандарт очень выгоден для видеопоказа на большом экране. Разумеется, для подобного отображения видеосигнал должен быть предварительно обработан в специальном повышающем преобразователе стандартов.
На уровне производства ТВ программ имеются специфические стандарты производства, например 625/50/1:1 или 1125/60/2:1. Все большее распространение получает многостандартное производство. Например, видеосигнал от камер ТВЧ сразу же подвергается понижающему преобразованию, записывается на цифровой видеомагнитофон, после чего обрабатывается и монтируется в пониженном (обычном) стандарте.
Форматы кадра
14
2.3. Форматы кадра
Геометрически говоря, формат - это отношение ширины объекта к его высоте, выражаемое обычно либо в виде пары чисел (например, 4:3) либо одним числом (например, 1.333). Не следует смешивать формат экрана (screen aspect ratio) и формат изображения (picture aspect ratio). В новых системах ТВЧ и ТПЧ формат экрана увеличен по сравнению с обычным ТВ, где он составляет 4:3. В кинематографе он варьирует от 1.333 для старых фильмов до 2.35 в новых фильмах формата CinemaScope и даже 2.77 в широкоэкранном формате Dynavision 3D.
Из таблицы видно, как различные комбинации формата экрана и формата изображения проводят к различным форматам отображения (viewed picture formats)
Формат
отображения
Формат
экрана
Формат
изображения
Использование
высоты экрана, %
Обычный 4:3 4:3 100
Широкоэкранный 16:9 16:9 100
Letterbox-B 4:3 14:9 85.7
Letterbox-A 4:3 16:9 75
Анаморфотный 4:3 16:9 100
Формат кадра практически не зависит от параметров разложения, поэтому вполне возможно формирование видеосигналов с различным форматом кадра, но с одинаковыми стандартами разложения.
Рис. 2.3.1 иллюстрирует некоторые термины, касающиеся формата кадра.
Обычный 4:3
Широкоэкранный 16:9
Анаморфотный
Letterbox-B 14:9
Letterbox-A 16:9
Рис. 2.3.1 Форматы отображения
Расположение широкого ТВ изображения в пределах узкого экрана приводит к
анаморфотному формату. Видимое изображение на экране формата 4:3 геометрически деформируется (сжимается по горизонтали). Назначение анаморфотного формата состоит в достижении полного использования высоты экрана при эксплуатации существующего студийного оборудования.
Для отображения видеоматериалов 16:9 на экранах формата 4:3 используется принцип "Letterbox". При таком заниженном формате отображения ширина экрана используется полностью, а высота нет, т.е. сверху и снизу от полезного изображения имеются бесполезные черные полосы. В варианте "Letterbox-A" разрешающая способность существенно снижена вследствие меньшего размера объектов на ТВ экране. Вариант "Letterbox-B" представляет собой популярный компромисс, позволяющий снизить высоту черных полос ценой потери некоторой части изображения на левом и правом краях.
Широкоэкранное цифровое видеопроизводство в формате 16:9 создает проблему выбора частоты дискретизации. При работе в формате 4:3, использование стандартного числа отсчетов в цифровой активной части строки (720 при частоте отсчетов 13.5 МГц) позволяет обеспечить примерно равную четкость по вертикали и по горизонтали. Чтобы сохранить этот баланс в формате 16:9 число отсчетов следует пропорционально увеличить до 960 (при частоте 18 МГц).
Хотя документ еще формально не принят, но подготовленный расширенный вариант
Рекомендации ITU-R BT.601 позволит производителям ТВ программ работать как с частотой
18 МГц, так и с частотой 13.5 МГц. Тем самым, имеющая уже солидный возраст
Рекомендация 601, применительно к работе с форматом 4:3 станет называться Рекомендация
Форматы кадра
15
601 (часть A), а новый широкоэкранный вариант станет называться Рекомендация 601
(часть B). Уже выпускается достаточно большее количество видеооборудования, способного работать с переключаемым форматом кадра и/или частотой дискретизации. О нем можно говорить "соответствует Рекомендации 601, части A и B" (Rec. 601 Part A & B compliant).
Очевидно, преобразование формата кадра является важным свойством понижающих преобразователей стандартов ТВЧ. Как показано на рис. 2.3.2 имеется несколько вариантов такого преобразования.
Режим "окна"
Источник ТВЧ 16:9
Заниженный режим
Панорамный режим
Результат понижающего преобразования:
Рис. 2.3.2 Режимы понижающего преобразования
Если общий вид важнее, чем потеря мелких деталей, то наилучшим является заниженный режим преобразования ("Letterbox" - метод "без кашетирования"). Кроме того, при этом не требуется оперативно изменять параметры преобразования в зависимости от содержания изображения.
Однако, если потеря важных деталей в какой-либо части входного ТВЧ изображения недопустима, то остается выбор между режимами "окна" (Zoom) и горизонтального панорамирования с кашетированием (PanScan). Режим окна требует непрерывного управления от оператора, но дает максимум свободы в выборе изобразительного решения и, в принципе, позволяет сохранить все важные детали изображения. Панорамный режим полностью использует высоту экрана и требует от оператора только более легкого управления горизонтальным смещением.
Недавно началось вещание по широкоэкранной системе PALplus. Эта система обеспечивает обратную совместимость с телевизорами существующей системы 4:3 PAL и полное использование площади экранов новых телевизоров 16:9 PALplus. Для производства программ используется анаморфотный формат, который затем преобразуется в формат
Letterbox-A для вещания, совместимого с обычной системой PAL. В системе PALplus черные полосы над и под изображением заняты специальным вспомогательным сигналом (helper signal), несущим ту информацию о вертикальных деталях изображения, которая была потеряна при понижающем преобразовании. В телевизоре PALplus эта информации используется для восстановления четкости путем повышающего преобразования.
Представление и кодирование цветовой информации
16
2.4 Представление и кодирование цветовой информации
Цветовые видеосигналы обычно формируются первоначально в виде компонентных сигналов основных цветов RGB, которые кое-кто предпочитает называть GBR только потому, что синхросигнал обычно замешивается в зеленый канал. При производстве программ из соображений экономии и монохромной совместимости чаще используют не сигналы RGB, а другой набор компонентных сигналов, - сигнал яркости и два цветоразностных сигнала.
Параллельный аналоговый компонентный стык YPrPb прост и удобен, но называют его по-разному. Довольно часто его называют стыком Y, R-Y, B-Y, а иногда даже YUV, несмотря на то, что все эти выражения означают различные уровни сигналов. Хорошо, если бы только называли по разному, лишь бы фактические уровни были одинаковы, но и это требование не всегда соблюдается.
В стандартном стыке YPrPb размахи цветоразностных сигналов Pr и Pb совпадают с размахом сигнала яркости Y и размахом сигналов первичных цветов R, G, B, т.е. равны 700 мВ на нагрузке 75 Ом. Отсюда легко вычислить масштабные коэффициенты:
Pr = 0.71327 (R-Y) и Pb = 0.56433 (B-Y).
Термин "сигнал яркости" и символ "Y" для его обозначения тоже не вполне однозначны. Они могут означать как сигнал без синхроимпульсов (S), так и сигнал черно-белого телевидения, содержащий синхроимпульсы. Обозначение "Ys" гораздо лучше, но, к сожалению, используется не всегда.
Необходимо пояснить, что, несмотря на обратимость линейного матричного преобразования сигналов RGB в YPrPb, сигналы RGB, восстановленные из записанных сигналов YPrPb, не являются точной копией исходных, прежде всего из-за ограничения полосы частот в каналах
Pr и Pb.
Композитные видеосигналы систем NTSC, PAL и SECAM были изобретены для целей наземного вещания. В этих системах цветного телевидения сигнал цветности
(модулированная цветовая поднесущая) добавляется к сигналу яркости, совместимому с черно-белым (монохромным) ТВ, с целью совместной передачи всех компонентов цветного изображения в одном частотном канале.
Представление и кодирование цветовой информации
17
Цветность
Вспышка
Композитный
сигнал
Уровень 50 % синхроимпульсов
Начало строки 0h
Яркость
Строчный гасящий интервал
Активная часть [строки]
Уровень синхроимпульсов
Уровень гашения
50% уровень серого
Задняя площадка
Передняя площадка
Строчный синхроимпульс
Опорный уровень белого
Рис. 2.4.1 Структура композитного видеосигнала
Существуют и другие форматы, применяемые в ТВ студиях. Например, формат видеозаписи
S-VHS принес с собой популярный полупрофессиональный формат стыка Y/C, где C - это обычный сигнал цветности NTSC или PAL, но передаваемый по отдельному кабелю. Тем самым исключаются перекрестные искажения, и декодированное изображение выглядит почти столь же хорошо, как при передаче компонентных сигналов YPrPb.
В студиях SECAM был популярен "двухсигнальный" компонентный стык Y, Dr/Db. Сигнал
Dr/Db представляет собой строчно-поочередную последовательность сигналов Dr = -1.902 (R-
Y) и Db = 1.505 (B-Y). Еще один двухсигнальный компонентный стык Y, CTCM применяется для перезаписи видеофонограмм формата Betacam. При этом сигнал CTCM представляет собой результат масштабирования и временной компрессии сигналов Pr и Pb, т.е. строка каждого из них становится половиной строки сигнала CTCM.
Представление и кодирование цветовой информации
18
В некоторых странах, например в России, вещание по системе SECAM по-прежнему требует наличия сигналов вертикальной цветовой синхронизации, которые по ГОСТ 21879 называются СЦС, а в англоязычном жаргоне именуются "бутылками".
Однако, в студийных аппаратных и при международном обмене программами те строки вертикального гасящего интервала, которые отведены для этих сигналов, теперь заняты множеством других служебных сигналов, таких как телетекст и т.п. Отсюда появление обозначения варианта системы SECAM - SECAM-H, где H означает построчную, т.е. горизонтальную (H - Horizontal) цветовую синхронизацию. В этом случае СЦС отсутствуют и для цветовой синхронизации служат пакеты немодулированных поднесущих на задней площадке строчного гасящего интервала.
Напротив, SECAM-V означает возможность вертикальной синхронизации, т.е. в составе сигнала имеются СЦС.
Обозначение SECAM-ME (ME в данном случае означает Middle-East, т.е. Ближний Восток!) говорит лишь о том, что видеокассета формата VHS записана с применением метода понижающего гетеродинирования ЧМ сигнала цветности, аналогично тому, как это делается для VHS кассет PAL и NTSC. При этом способ цветовой синхронизации может быть любым -
SECAM-H или SECAM-V. Во Франции широко используется иная (несовместимая) система записи VHS, в которой сигнал цветности SECAM переносится вниз методом деления частоты.
Кассеты, записанные по этой системе часто некорректно маркируются просто "SECAM" или "SECAM-L".
Уровни, напряжения, коды, единицы измерения
19
2.5 Уровни, напряжения, коды, единицы измерения
Любой видеосигнал представляет собой результат временного уплотнения двух весьма различных составляющих: активного видеосигнала и служебных сигналов, введенных в интервалы его гашения. Длительность активной части ТВ строки, когда передается информация об изображении, равна периоду строки минус строчный интервал гашения.
Активная часть кадра образуется как совокупность активных частей всех активных строк, т.е. не включает вертикальный гасящий интервал. В цифровой и аналоговой областях длительности и содержание гасящих интервалов различны. Цифровые активные части немного продолжительнее, поскольку к ним добавлено слева и справа по несколько элементов изображения с целью предотвращения искажения аналоговой активной части при фильтрации.
Традиционно, уровень видеосигнала в интервале гашения служит опорным уровнем, от которого отсчитываются все остальные уровни. Для композитного сигнала - это уровень на передней и задней площадках. Горизонтальные (строчные) и вертикальные (полевые) интервалы гашения могут содержать синхроимпульсы, испытательные и другие вспомогательные сигналы. Уровни таких составляющих, например синхроимпульсов или вспышек цветовой поднесущей, вполне четко определены и могут быть легко измерены.
Что же касается уровней в активной части видеосигнала, то здесь можно говорить лишь о пределах вариации сигнала, определенных стандартом. На практике, измерение уровней "живого" видеосигнала - далеко не простое и не самоочевидное дело. Пиковый уровень черного определен как уровень видеосигнала, соответствующий участку изображения с наименьшей яркостью. Аналогично, пиковый уровень белого соответствует участку изображения с наибольшей яркостью. Эти уровни стандартом не определены и зависят от содержания изображения, настройки аппаратуры и т.п. Стандарт определяет только
номинальный уровень черного и номинальный уровень белого. Считается, что номинальный уровень черного - это наименьший допустимый пиковый уровень черного, а номинальный уровень белого соответствует участкам изображения с номинальной яркостью белого.
Номинальные уровни различны в различных системах цветного телевидения. Номинальный уровень белого обычно служит опорным уровнем 100 % при калибровке усиления видеотракта и измерительной аппаратуры.
Недавно появилось понятие легальных уровней видеосигнала. Легальными являются такой цвет или такая комбинация уровней сигналов Y, Cr, Cb, для которых значения всех трех сигналов R, G, B находятся в пределах между номинальным уровнем черного и номинальным уровнем белого. Нелегальные цвета могут получаться из легальных, например при обработке сигналов 4:2:2. Концепция легальности цветов прямо связана с колориметрическими координатами первичных цветов данной ТВ системы, поэтому преобразование стандартов, например из системы NTSC в систему PAL потенциально чревато получением нелегальных цветов. Желательно обрабатывать такие сигналы специальным цветовым легализатором.
Единицы измерения уровней видеосигналов также не универсальны.
Много лет назад номинальный размах черно-белого композитного сигнала был установлен равным 1 В (1000 мВ). Просто и элегантно.
Однако, отношение уровней синхросигнала и видеосигнала было установлено равным 3:7 в
Европе и 4:10 в Америке. Это различие привело к различию номинальных (опорных) уровней белого, т.е. расстояний между уровнями белого и гашения. В Европе оно оказалось 700 мВ, а в Америке 10000/14 = 714.285714 мВ.
Последнее число трудно назвать легким для запоминания и практического применения, поэтому североамериканский Институт Радиоинженеров (IRE) ввел специальную единицу измерения, которую так и назвали - единица IRE. Один IRE определен равным 7.14 мВ, разница уровней белого и гашения составляет 100 IRE, а размах композитного сигнала равен
140 IRE.