ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 329
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство культуры Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРЫ»
Факультет телерадиовещания, театрального и изобразительных искусств Кафедра театрального искусства
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(бакалаврская работа)
Трансляция обрядовой культуры восточных славян средствами
фольклорно-этнических праздников.
Театрализованное представление
«Пусть приходит к нам весна и румяна, и красна»
Студента 4 курса очной формы обучения
Направление подготовки
51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников
Квалификация (степень)
бакалавр
Направленность (профиль)
Театрализованные представления и праздники
Герасименко Богдана Александровича
Научный руководитель: Допущен к защите:
К.п.н., доцент Малахова О.В. Зав.кафедрой
«______» ____________ 20____ г. ____________________________
____________________________ ____________________________
(подпись) «______» ____________ 20____ г.
(подпись)
Выпускник
____________________________
(Ф.И.О., подпись)
«______» ____________ 20____ г.
Краснодар
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | |
«Трансляция обрядовой культуры Восточных славян | |
средствами фольклорно-этнографических праздников» | 4 |
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ | |
ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН | 9 |
1.1Основные категории традиционной культуры: | |
«Традиция», «Обряд», «Ритуал» | 9 |
1.2 Культура Восточных славян в мировом культурном | |
Процессе | 13 |
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ | |
ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕНОЙ | |
РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И | |
МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ | 22 |
2.1 Механизмы сохранения и передачи традиционной | |
Культуры | 22 |
2.2 Режиссура фольклорно-этнографических праздников, | |
как способ трансляции обрядовой культуры Восточных | |
Славян | 25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 30 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 32 |
-
РЕЖИССЁРСКО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН Театрализованного представления «ПУСТЬ ПРИХОДИТ К
НАМ ВЕСНА И РУМЯНА, И КРАСНА» | 34 | ||
1. | ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ | 35 | |
| 1.1 | Форма театрализованного мероприятия | 45 |
| 1.2 | Список использованной литературы | 46 |
2. | ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ | 47 | |
3. | ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ | 51 | |
| 3.1 | Тема | 51 |
| 3.2 | Идея | 52 |
| 3.3 | Конфликт | 53 |
| 3.4 | Сверхзадача | 54 |
| 3.5 | Сквозное действие | 55 |
| 3.6 | Событийный ряд. Композиция | 56 |
4.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН | 58 | ||
5. | ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН | 61 | |
| 5.1 | Режиссерский замысел | 61 |
| 5.2 Звуко-шумовая партитура | 64 | |
| 5.3 | Выписка по декорациям и оформлению | 69 |
| 5.4 | Выписка по реквизиту и бутафории | 70 |
2
5.5 | Выписка по костюмам | 71 | |
5.6 | Эскизы оформления | 72 | |
5.7 | Эскизы костюмов | 73 | |
5.8 | План подготовки театрализованного мероприятия | 77 | |
5.9 График репетиций | 79 | ||
5.10 | План проведения | 80 | |
5.11 | Финансовая смета | 82 | |
5.12 | Афиша | 83 | |
5.13 | Приглашение | 84 | |
6. ДОКУМЕНТАЦИЯ | 85 |
3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
«Трансляция обрядовой культуры Восточных славян средствами
фольклорно-этнографических праздников»
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В связи с подменой ценностей в общественном сознании социума, вопрос о сохранении духовного наследия приобретает свою актуальность в современных реалиях. Важно понимать и знать, что наши предки оставили большое культурное наследство, знать который должен каждый из нас.
-
силу ряда причин большая часть духовного культурного наследия и предметов народной материальной культуры были утеряны. К сожалению и в наши дни по объективным и субъективным причинам, происходит утрата того самого наследия духовной и материальной культуры. В связи с этим,
может произойти утрата всех ценностей, да и вообще духовной связи нынешнего и будущего поколения с традициями и наследием предков будет окончательно разрушена. Из этого следует, что проблема сохранения традиций народных праздников приобретает важный характер.
Праздник всегда был неотъемлемой частью жизни человека и общества. От поколения к поколению праздник «сохраняют в культуре как драгоценность, потому что в нем – одно из важнейших условий сохранения жизнеспособности народа». Праздник – важнейшее средство формирования
-
утверждения общности, праздник всегда наполнен идеологической составляющей, так как «праздновать – значит сосредоточиваться на какой-
либо всеобщей идее».
Первые театрализованные праздники появились еще в глубокой древности, в эпоху ранних языческих обрядов и ритуалов. В то время сознание древнего человека и его мировосприятие, как нечто единое, неразделимое. Явления природы, флоры и фауны, весь окружающий мир наделялся душой и отображался в божестве. Для удачной охоты, для богатого урожая, для благополучия семьи, для улучшения погоды, для помощи в быту следовало задобрить одно из божеств. Отсюда берут свое
5
начало обряды и ритуалы, в которых в театральной форме изображались сцены, связанные с главными, жизненно важными событиями социума того времени.
Праздник в настоящем его понимании это зрелище, подкреплѐнное смысловой нагрузкой, заставляющей задуматься и рассуждать на заданные
режиссером вопросы. Современный праздник преобразуется, видоизменяется, трансформируется, требования технического прогресса заставляют его идти в ногу со временем. Меняются его цели и задачи, какие-то формы исчезают за ненадобностью, какие-то появляются или вырастают из «устаревших», приобретая новую популярность и распространение среди масс.
Разнообразие праздничных форм и стремление к чему-то новому и необычному свидетельствует о новом этапе современной режиссуры. Данный этап повлияет на режиссуру всех мероприятий, в том числе и в работе с фольклорно-этнографическим материалом.
Сейчас праздники развиваются стремительно. Распространяются новые виды, жанры, формы проведения мероприятий. В гонке за зрелищностью и спецэффектами, многие праздники теряют смысловую нагрузку, превращаясь просто в яркую картинку мероприятия, однако не оставляют за собой эмоциональной насыщенности. Однако в современном обществе современный праздник найдет своего благодарного зрителя, который оценит все стороны и аспекты мероприятия. Важно понимать, что, сколько будет продолжаться творческий процесс, столько и связь поколений не утратит свою нить.
Объект исследования: традиционная ритуально-обрядовая культура.
Предмет исследования: значение и влияние ритуально-обрядовойкультуры в современной режиссерской культуры.
Цель исследования: теоретический анализ традиционной ритуально-обрядовой культуры восточных славян и ее роль в современной режиссерской практике массовых театрализованных мероприятий.
6
Задачи исследования:
-
определить роль и значение культуры Восточных славян в современном культурном процессе;
-
охарактеризовать механизмы сохранения и трансляции традиционной культуры Восточных славян;
-
изучить понятия «традиция», «обряд», «ритуал», как составляющую часть традиционной культуры;
-
изучить особенности культурного наследия восточных славян;
-
определить духовные ценности и материальное наследие традиционной культуры Восточных славян;
Методы исследования: сравнительно-исторический–детальное иуглубленное изучение истории культуры Восточных славян, определение еѐ значимости в истории развития современной режиссуры.
Комплексный подход к изучаемой проблеме подразумевал так же
применение системно-аналитического и семантического анализа традиционной обрядовой культуры восточных славян в современной режиссуре театрализованных представлений.
Научная новизна исследования:
-
проанализирована классификация типов культур;
-
теоретически обоснована роль понятий «традиция», «обряд», «ритуал»,
как составляющей части традиционной культуры;
-
определена роль традиционной обрядовой культуры восточных славян
-
современной режиссерской практике и мировом культурном процессе в целом.
Практическая значимость исследования.Результаты данной работымогут стать основой теоритических исследований особенности традиционной культуры восточных славян, а также роли и значения традиционной ритуально-обрядовой культуры в современных культурных реалиях. Помимо
этого, материалы данной работы могут быть использованы в образовательном процессе: для создания спецкурсов, учебных программ,
7
учебных пособий культурологического, искусствоведческого,
педагогического и этнографического направления.
Теоретико-методологическая база исследования: основнымиисследовательскими работами, в которых дается освещение данной темы, являются труды: Барановой О. Г., Власовой Г. И., Воропая О., Лазаревой Л. Н., Литвиновой Н В. и др.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: введение;2 раздела; 4 параграфа; заключение, список использованной литературы.
8
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
1.1 Основные категории традиционной культуры: «Традиция», «Обряд», «Ритуал»
Культура восточных славян, как и культуры других этнических народов, крайне интересна и познавательна. Несмотря на близость понятий и сохранение многих обычаев славян и по сей день, большая часть информации была утеряна или дошла не в полном своем понимании. Однако рассмотрим известные ранее факты.
Что такое культура восточных славян? К культуре восточных славян можно отнести следующие наследия:
-
Наследия материальной культуры;
-
Наследия духовной культуры;