Файл: краснодарский государственный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство культуры Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРЫ»
Факультет телерадиовещания, театрального и изобразительных искусств Кафедра театрального искусства

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(бакалаврская работа)
Трансляция обрядовой культуры восточных славян средствами

фольклорно-этнических праздников.

Театрализованное представление

«Пусть приходит к нам весна и румяна, и красна»
Студента 4 курса очной формы обучения
Направление подготовки
51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников
Квалификация (степень)
бакалавр
Направленность (профиль)
Театрализованные представления и праздники
Герасименко Богдана Александровича
Научный руководитель: Допущен к защите:

К.п.н., доцент Малахова О.В. Зав.кафедрой
«______» ____________ 20____ г. ____________________________

____________________________ ____________________________

(подпись) «______» ____________ 20____ г.
(подпись)
Выпускник

____________________________
(Ф.И.О., подпись)

«______» ____________ 20____ г.

Краснодар

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ




I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




«Трансляция обрядовой культуры Восточных славян




средствами фольклорно-этнографических праздников»

4

ВВЕДЕНИЕ

5

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ




ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

9

1.1Основные категории традиционной культуры:




«Традиция», «Обряд», «Ритуал»

9

1.2 Культура Восточных славян в мировом культурном




Процессе

13

РАЗДЕЛ 2. ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ




ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕНОЙ




РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И




МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

22

2.1 Механизмы сохранения и передачи традиционной




Культуры

22

2.2 Режиссура фольклорно-этнографических праздников,




как способ трансляции обрядовой культуры Восточных




Славян

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

32





  1. РЕЖИССЁРСКО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН Театрализованного представления «ПУСТЬ ПРИХОДИТ К




НАМ ВЕСНА И РУМЯНА, И КРАСНА»

34

1.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ

35




1.1

Форма театрализованного мероприятия

45




1.2

Список использованной литературы

46

2.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ

47

3.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

51




3.1

Тема

51




3.2

Идея

52




3.3

Конфликт

53




3.4

Сверхзадача

54




3.5

Сквозное действие

55




3.6

Событийный ряд. Композиция

56

4.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

58

5.

ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН

61




5.1

Режиссерский замысел

61




5.2 Звуко-шумовая партитура

64




5.3

Выписка по декорациям и оформлению

69




5.4

Выписка по реквизиту и бутафории

70




2

5.5

Выписка по костюмам

71

5.6

Эскизы оформления

72

5.7

Эскизы костюмов

73

5.8

План подготовки театрализованного мероприятия

77

5.9 График репетиций

79

5.10

План проведения

80

5.11

Финансовая смета

82

5.12

Афиша

83

5.13

Приглашение

84

6. ДОКУМЕНТАЦИЯ

85





3



I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
«Трансляция обрядовой культуры Восточных славян средствами
фольклорно-этнографических праздников»

4

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В связи с подменой ценностей в общественном сознании социума, вопрос о сохранении духовного наследия приобретает свою актуальность в современных реалиях. Важно понимать и знать, что наши предки оставили большое культурное наследство, знать который должен каждый из нас.


  • силу ряда причин большая часть духовного культурного наследия и предметов народной материальной культуры были утеряны. К сожалению и в наши дни по объективным и субъективным причинам, происходит утрата того самого наследия духовной и материальной культуры. В связи с этим,


может произойти утрата всех ценностей, да и вообще духовной связи нынешнего и будущего поколения с традициями и наследием предков будет окончательно разрушена. Из этого следует, что проблема сохранения традиций народных праздников приобретает важный характер.
Праздник всегда был неотъемлемой частью жизни человека и общества. От поколения к поколению праздник «сохраняют в культуре как драгоценность, потому что в нем – одно из важнейших условий сохранения жизнеспособности народа». Праздник – важнейшее средство формирования


  • утверждения общности, праздник всегда наполнен идеологической составляющей, так как «праздновать – значит сосредоточиваться на какой-


либо всеобщей идее».
Первые театрализованные праздники появились еще в глубокой древности, в эпоху ранних языческих обрядов и ритуалов. В то время сознание древнего человека и его мировосприятие, как нечто единое, неразделимое. Явления природы, флоры и фауны, весь окружающий мир наделялся душой и отображался в божестве. Для удачной охоты, для богатого урожая, для благополучия семьи, для улучшения погоды, для помощи в быту следовало задобрить одно из божеств. Отсюда берут свое

5

начало обряды и ритуалы, в которых в театральной форме изображались сцены, связанные с главными, жизненно важными событиями социума того времени.
Праздник в настоящем его понимании это зрелище, подкреплѐнное смысловой нагрузкой, заставляющей задуматься и рассуждать на заданные

режиссером вопросы. Современный праздник преобразуется, видоизменяется, трансформируется, требования технического прогресса заставляют его идти в ногу со временем. Меняются его цели и задачи, какие-то формы исчезают за ненадобностью, какие-то появляются или вырастают из «устаревших», приобретая новую популярность и распространение среди масс.
Разнообразие праздничных форм и стремление к чему-то новому и необычному свидетельствует о новом этапе современной режиссуры. Данный этап повлияет на режиссуру всех мероприятий, в том числе и в работе с фольклорно-этнографическим материалом.
Сейчас праздники развиваются стремительно. Распространяются новые виды, жанры, формы проведения мероприятий. В гонке за зрелищностью и спецэффектами, многие праздники теряют смысловую нагрузку, превращаясь просто в яркую картинку мероприятия, однако не оставляют за собой эмоциональной насыщенности. Однако в современном обществе современный праздник найдет своего благодарного зрителя, который оценит все стороны и аспекты мероприятия. Важно понимать, что, сколько будет продолжаться творческий процесс, столько и связь поколений не утратит свою нить.
Объект исследования: традиционная ритуально-обрядовая культура.
Предмет исследования: значение и влияние ритуально-обрядовойкультуры в современной режиссерской культуры.
Цель исследования: теоретический анализ традиционной ритуально-обрядовой культуры восточных славян и ее роль в современной режиссерской практике массовых театрализованных мероприятий.

6

Задачи исследования:


  • определить роль и значение культуры Восточных славян в современном культурном процессе;




  • охарактеризовать механизмы сохранения и трансляции традиционной культуры Восточных славян;




  • изучить понятия «традиция», «обряд», «ритуал», как составляющую часть традиционной культуры;




  • изучить особенности культурного наследия восточных славян;




  • определить духовные ценности и материальное наследие традиционной культуры Восточных славян;


Методы исследования: сравнительно-исторический–детальное иуглубленное изучение истории культуры Восточных славян, определение еѐ значимости в истории развития современной режиссуры.

Комплексный подход к изучаемой проблеме подразумевал так же
применение системно-аналитического и семантического анализа традиционной обрядовой культуры восточных славян в современной режиссуре театрализованных представлений.
Научная новизна исследования:


  • проанализирована классификация типов культур;




  • теоретически обоснована роль понятий «традиция», «обряд», «ритуал»,


как составляющей части традиционной культуры;


    • определена роль традиционной обрядовой культуры восточных славян




  • современной режиссерской практике и мировом культурном процессе в целом.


Практическая значимость исследования.Результаты данной работымогут стать основой теоритических исследований особенности традиционной культуры восточных славян, а также роли и значения традиционной ритуально-обрядовой культуры в современных культурных реалиях. Помимо
этого, материалы данной работы могут быть использованы в образовательном процессе: для создания спецкурсов, учебных программ,


7

учебных пособий культурологического, искусствоведческого,
педагогического и этнографического направления.
Теоретико-методологическая база исследования: основнымиисследовательскими работами, в которых дается освещение данной темы, являются труды: Барановой О. Г., Власовой Г. И., Воропая О., Лазаревой Л. Н., Литвиновой Н В. и др.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: введение;2 раздела; 4 параграфа; заключение, список использованной литературы.


8

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН


1.1 Основные категории традиционной культуры: «Традиция», «Обряд», «Ритуал»
Культура восточных славян, как и культуры других этнических народов, крайне интересна и познавательна. Несмотря на близость понятий и сохранение многих обычаев славян и по сей день, большая часть информации была утеряна или дошла не в полном своем понимании. Однако рассмотрим известные ранее факты.
Что такое культура восточных славян? К культуре восточных славян можно отнести следующие наследия:


  1. Наследия материальной культуры;




  1. Наследия духовной культуры;