Файл: Кудряшова Анастасия Юрьевна Интернеткурс по дисциплине Информационные технологии в.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 579
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Кудряшова Анастасия Юрьевна
Интернет-курс
по дисциплине:
«Информационные технологии в
профессиональной деятельности»
2
Оглавление
Тема 1. Информация и кодирование ............................................................................................ 5
Вопрос 1. Информация. ................................................................................................................... 6
Вопрос 2. Виды и формы представления информации .............................................................. 10
Вопрос 3. Системы счисления ...................................................................................................... 12
Вопрос 4. Кодирование информации ............................................................................................ 14
Вопрос 5. Измерение информации ............................................................................................... 19
Литература ..................................................................................................................................... 21
Контрольные вопросы ................................................................................................................... 22
Тема 2. Информационное общество. Информационные и телекоммуникационные
технологии. .................................................................................................................................... 22
Вопрос 1. Информационные процессы и информационное общество ..................................... 23
Вопрос 2. Технологии обработки информации ........................................................................... 25
Вопрос 3. Инструментарий информационных технологий ..................................................... 28
Литература ..................................................................................................................................... 32
Контрольные вопросы ................................................................................................................... 33
Тема 3. Структура вычислительных систем. ............................................................................ 33
Вопрос 1. Архитектура вычислительных систем ..................................................................... 35
Вопрос 2. Архитектура персонального компьютера ................................................................. 37
Вопрос 3. Компоненты персонального компьютера .................................................................. 39
Вопрос 4. Периферийные устройства ......................................................................................... 49
Литература ..................................................................................................................................... 64
Контрольные вопросы ................................................................................................................... 65
Тема 4. Программное обеспечение вычислительных систем. ................................................. 65
Вопрос 1. Основные понятия программного обеспечения ......................................................... 66
Вопрос 2. Операционные системы ............................................................................................... 69
Вопрос 3. Операционная система Windows ................................................................................. 78
Вопрос 4. Сервисное программное обеспечение .......................................................................... 86
Литература ..................................................................................................................................... 86
Контрольные вопросы ................................................................................................................... 87
Тема 5. Текстовая, табличная и графическая обработка информации на ПК...................... 87
Вопрос 1. Виды и возможности текстовых редакторов и процессоров ................................. 89
Вопрос 2. Возможности текстового процессора Word ............................................................. 91
Вопрос 3. Электронные таблицы ................................................................................................ 95
Вопрос 4. Возможности табличного процессора Excel............................................................. 96
3
Вопрос 5. Основы компьютерной графики ................................................................................ 106
Вопрос 6. Графические редакторы, форматы графических файлов ...................................... 109
Литература ................................................................................................................................... 111
Контрольные вопросы ................................................................................................................. 112
4
Аннотация к дисциплине
Интернет-курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности» являются одним из основополагающих теоретических, методических и практических элементов формирования современного мышления, основанного на понимании роли электронной (цифровой) информации в различных сферах деятельности и самом процессе обучения, преимуществ создания, получения (доступа), обработки и использования информации с помощью компьютерной техники и информационных коммуникаций.
Интернет-курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания и использования современных информационных технологий и систем.
Место интернет-курса в структуре образовательной программы.
Цель и задачи дисциплины.
Цель интернет-курса: освоение информационных технологий перспективного средства поддержки конкретного вида деятельности, как объекта разработки и как технологии разработки информационных систем, ознакомление студентов с процедурами, реализующими функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность процессов циркуляции и переработки информации, описание и компьютеризация этих процессов.
Задачи изучения интернет-курса:
− умение квалифицированно работать с информацией и вычислительной техникой;
− ознакомление студентов с приложениями MS Office;
− изучение основных правил и принципов построения информационных систем, в том числе: организация ввода, хранение, проверка целостности, обработка данных и вывод результатов по запросам от пользователя;
5
Тема 1. Информация и кодирование
Вопросы темы:
1. Информация
2. Виды и формы представления информации
3. Системы счисления
4. Кодирование информации
5. Измерение информации
Изучив данную тему, студент должен
знать
• подходы к определениям информации;
• разграничение и взаимосвязь понятий сигнал, данные, информация, знание;
• понятие и виды систем счисления;
• единицы измерения объема информации;
• виды информации по способу представления;
• принципы оцифровки (кодировки) различных данных в двоичной системе счисления;
иметь представление
• о способах применения таблиц кодировки символов;
• о способах перевода чисел из одной системы счисления в другую и о арифметических операциях с ними с помощью программы Калькулятор.
уметь
• выполнять преобразование из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;
• выполнять преобразование единиц измерения информации;
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
информация
данные
знания
адекватность
достоверность
актуальность
знак
аналоговое представление информации
цифровое представление информации
система счисления
двоичная система счисления
десятичная система счисления
шестнадцатиричная система счисления
бит
6
байт
ASCII
Unicode
КОИ-8
ISO
RGB
CMYK
тезаурус
количество информации
энтропия
бод
Вопрос 1. Информация.
Термин «информация» (лат. informatio) означает изложение, разъяснение, осведомление. Первоначально — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.
Особенность этого термина состоит в том, что он интуитивно понятен каждому человеку, однако общепризнанной строгой научной трактовки, до сих пор не имеет.
Информация наполняет жизнь человека, общества и государства, без нее немыслимы образование и наука, производство и торговля, управление, государственная служба и оборона, невозможна финансовая и правоохранительная деятельность.
Понятие информации. Процесс взаимодействия материальных тел и полей сопровождается образованием сигналов, имеющих материальную основу. Так, свет солнца вызывает явление фотосинтеза в растениях, изменение магнитного поля регистрируется на магнитном диске, изменение электрического поля — в полупроводнике флеш-карты. Мы живем в окружении сигналов, которые воспринимаем органами чувств, т.е. тоже регистрируем их. Явление изменения свойств физических тел при взаимодействии с сигналами называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать разными способами. В результате возникают и регистрируются новые сигналы — данные.
Таким образом, данные — это зарегистрированные сигналы. Данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире, так как являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий, но они не тождественны информации. Для того чтобы данные стали информацией, к ним необходимо применить соответствующие методы воспроизведения и обработки. Например, при чтении обычного текста, чтобы воспринять его как информацию, целесообразно использовать несколько методов:
зрительный метод, чтобы увидеть текст;
метод светового освещения, чтобы рассмотреть текст;
языковый метод для прочтения текста;
понятийный метод, чтобы понять текст.
Только в случае применения этих методов данные, записанные в виде текста в книге, становятся информацией. Разумеется, если книгу не читать, а ощупывать, то возникает уже другая информация. В этих случаях важно, чтобы метод был известен по контексту, т.е.
7 данные, составляющие информацию, имели свойства, однозначно определяющие адекватный (соответствующий) метод получения этой информации.
Таким образом, данные становятся информацией, если к ним применяют адекватные методы воспроизведения и обработки. Поэтому информацию можно рассматривать как некий продукт взаимодействия данных и примененных к ним адекватных методов воспроизведения и обработки.
Различают естественные и технические методы воспроизведения данных.
Естественные методы присущи всем живым существам, и к ним относятся все методы, основанные на органах чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В результате анализа сигналов, полученных органами чувств, происходит их отображение и формирование некоторого образа, который и служит для человека информацией. К естественным методам относятся также методы, основанные на логическом мышлении, оперирующем данными, не существующими в природе, например, понятиями точки, прямой, интеграла, производной и т.д. Методами логического мышления являются сравнение, воображение, анализ, прогнозирование и др. В технических методах воспроизведения и обработки данных выделяют аппаратные и программные методы. Аппаратные методы основаны на функционировании раз личных устройств, таких как телефон, магнитофон, микроскоп, рентгеновский аппарат, телевизор и др.
Программные методы широко используются в компьютерной технике.
К определению информации существуют различные под ходы, зависящие от конкретной отрасли науки, области применения, авторов. Как правило, определения информации связаны с такими понятиями, как сигнал, знак, отображение, знание, коммуникация, психический раздражитель (стимул к размышлению).
Один из подходов рассматривает информацию как любое сообщение отправителя получателю (о событии, состоянии или передача команды), состоящее из сигналов и структуры. Сигнал — меняющаяся физическая величина, процесс изменения которой происходит в соответствии со структурой передаваемых данных. Информация, передаваемая со общением, должна обладать точностью; шум и помехи мешают потоку информации, вызывают непонимание. Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщения от источника информации к ее потребителю, называют информационными коммуникациями.
В ином подходе информация представляется как нечто отображенное — отображение, представление объекта, субъекта или процесса, которое воспринимается, осмысливается другим объектом или субъектом. В данном случае не предполагается точность или непосредственная связь сторон, но различается объект и его отображение и должен быть кто-то, способный понять, оценить, осмыслить отношение объекта и отображения (экономические или правовые статистические данные отображают состояние экономики и общества). К этой категории относятся также знаки и символы, карты, схемы, диаграммы, отображающие в графическом виде ландшафт, организацию, данные таблицы.
Представление объекта трансформируется в образ, последний и есть ин формация. Такая информация не обязательно создается и посылается по каналам связи каким-либо «отправителем»: есть субъект, выполняющий наблюдение, осмысление, создающий образ, интерпретацию, трактовку, получающий ощущение.
Другие рассматривают информацию как влияние, приводящее к преобразованию.
Информация, содержащаяся в некоторых образах, влияет на формирование или преобразование других объектов без осмысления. Например, последовательность нуклеотидов ДНК образует генетический код, который влияет на формирование и развитие организма без осознанного понимания.
8
В широком смысле информация — общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. В определениях информации взаимно переплетены три понятия: информация, данные и сообщение (сигнал), что можно суммировать в следующем виде.
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний и предоставляются получателю либо оцениваются им с целью выполнения действий, осмысления значения на основе обработки и анализа данных.
Данные — сведения, полученные путем измерения, наблюдения, вычисления; представленные в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи, обработки.
Могут существовать в различной форме: число и текст на бумаге, фото графии и видеозаписи, факты и образы в памяти человека.
С позиций информационных технологий данные — ин формация, представленная в формализованном виде
(цифровая последовательность), пригодном для автоматизированной обработки средствами вычислительной техники. Исходные аналоговые данные от их источника подвергаются цифровому отображению. Для работы компьютера используется особый вид данных и информации — программы, со держащие данные в виде команд обработки других данных. В какой-то степени определение данных не отождествляет их с понятием «информация», рассматривает как материал для обработки, передачи, интерпретации и придания значения с помощью компьютерных устройств и программ, превращения в воспринимаемую информацию. Понятие
«данные» используется для того, чтобы отличать двоичную машиночитаемую информацию в процессе обработки прикладными программами от текстовой человеко- читаемой информации. Для восприятия человеком компьютерные данные следует интерпретировать аппаратными и программными средствами, преобразовать в информацию.
Наличие смысла (значения) отличает информацию от цифрового кода в данных.
Информация — не разрозненные знаки, а отображения. На шкале осмысленности информация занимает промежуточное место между данными и знанием. Знания — проверенные общественной практикой полезные сведения, которые могут многократно использоваться людьми в их деятельности. Чтобы утверждения стали знанием, они должны быть структурированы по правилам, определяемым разумностью. Знания допускают автоматизацию обработки и получения при условии, что представляют логически полный ограниченный набор сведений, данных или программ для решения задачи подготовленными специалистами. Знания человека (специалиста, эксперта в определенной предметной области) хранятся в базах знаний.
Свойства информации. При работе с информацией всегда имеются ее источник и потребитель (получатель). Для потребителя всегда очень важны свойства получаемой ин формации. Полезная информация уменьшает степень неопределенности у получателя и пополняет знания. Полезность информации относительна — ком-то полезна, а кому-то бесполезна. Данные становятся полезной информацией, если поступили своевременно, представляют интерес, новизну для решения практических задач. В противном случае данные бесполезны.
Можно привести немало разнообразных свойств информации. С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие свойства: адекватность, достоверность, полнота, актуальность и доступность, объективность информации.
Адекватность информации — уровень соответствия создаваемого с помощью информации образа реальному объекту, процессу, явлению. Неадекватная информация