Файл: Формирование учебной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 803

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- дети третьего уровня овладевают топографическими представлениями и их использованием в процессе реальной ориентировки, пространственными схемами – моделями микрорайона, учатся на практике умению пользоваться приемами ходьбы с белой тростью;

- наиболее сложные задачи решают учащиеся, которые находятся на четвертом уровне сформированности ориентировки. Они самостоятельно ориентируются в незнакомом пространстве на основе использования схем путей, планов.

Память

Исследование памяти слепых, проведенное А.А. Крогиусом, позволило ему утверждать, что процесс заучивания, как бессмысленных слов, так и слов стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих. Объем памяти у слепых по сравнению со зрячими увеличен на 0,7 для слов, обозначающих зрительные образы, и на 0,9  для слов, обозначающих осязательные образы.

Для слепых и слабовидящих характерно недостаточное осмысление запоминаемого материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти.

Зрительные предметные представления скорее, чем у нормально видящих, теряют дифференцированность, становятся схематичными и фрагментарными.

Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти оказывается высоким, образы памяти при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию.

Неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования характерны также  и для воспроизведения. У слепых наблюдается явление реминисценции,  когда последующее повторное воспроизведение оказывается более точным, чем первое, следовавшее непосредственно за восприятием, что связано с большей инертностью протекания процессов возбуждения и преобладанием тормозных процессов.

Мышление

Имеются 3 концепции развития мышления лиц с дефектами зрения:

- теория ускоренного развития мышления слепых и слабовидящих основывается в основном на наблюдении, интерпретации и рассуждениях о фактах более высокого развития словесно-логического мышления слепых (С.Ф. Струве, 1810, А.А. Крогиус, 1926, К Брюклен, 1934, Б.И. Коваленко, 1962);

- теория отрицательного влияния нарушения зрения на развитие мышления основывается на исследованиях мышления слепых и слабовидящих, выявивших, что недостатки чувственного познания сказываются на мышлении и образовании обобщений (М.И. Земцова, Ф.Н. Шемякин);

- концепция независимости уровня развития мышления от дефектов зрения связывает уровень развития мыслительной деятельности слепых и слабовидящих с качеством программирования и управления процессом ее формирования (А.И. Земцов и его школа).

Процесс развития наглядно-образного мышления у слепых старших дошкольников находится в стадии формирования. К концу дошкольного возраста разрозненные и неполные представления образуют целостный и дифференцированный образ, в структуре которого выделяют существенные и несущественные, главные и второстепенные признаки.

По сравнению с детьми обычной школы слепые и слабовидящие учащиеся 1-2 классов имеют более низкие средние показатели успешности действий во внутреннем плане, но к концу 4 класса половина учащихся достигает уровня нормы. Этот период является тем временем, когда происходит переход от стадии конкретно-понятийного мышления, свойственного учащимся начальных классов, к абстрактно-понятийному.

Образование новой структуры - формально-логических операций и перестройка интеллектуальной деятельности происходит в течение более длительного времени и завершается лишь к 16-17 годам.

Особенности познавательной деятельности при слепоте и слабовидении.

Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых взаимоотношений анализаторов, к образованию внутри- или межанализаторных связей, относительному или полному доминированию иных, нежели у зрячих, анализаторных систем.

Нарушение взаимодействия между зрительным и другими анализаторами отражается на всей сенсорной организации человека, что вызывает определённые отклонения в сферах логического познания и практики. В процессе деятельности у слепых складывается тактильно-кинестетически-слуховое ядро сенсорной организации, а в оптико-вестибюлярной установке происходит замена зрительного компонента двигательным.

У слабовидящих основным видом ощущений остаётся зрение. При восприятии мира у слепых резко повышается активность дистальных частей тела, особенно рук, что даёт эффект сенсибилизации – повышение тактильной чувствительности.

У слепых выделяют кожно-оптическое чувство («кожное зрение») – способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители (Литвак А.Г).

Получает компенсаторную функцию вибрационная чувствительность. Исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых показывают некоторое её повышение по сравнению с нормой.



Изменения в сфере ощущений отражаются на восприятии объектов и явлений окружающего мира. В норме - формируется зрительный тип восприятия.

У слабовидящих зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия. Только при тотальной слепоте доминирующее положение занимает осязательное восприятие. Зрительные и осязательные восприятия сходны не только по своим физиологическим механизмам. Зрение и осязание фиксируют целый ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов: форму, величину, направление, удаление, покой и движение. Человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осязания (помимо перечисленных) – сдавливаемость, вес, тепло и холод (Литвак А.Г.). Движение глаз (конвергенция, дивергенция, аккомодация) идентично движению ощупывающей руки.


  1. Опишите устройство для плоского письма, разработанное Гебольдом


Прибор для письма по Гебольду в клетку очень похож на Брайлевский прибор и отличается от него тем, что служит дляписьма слепых плоским шрифтом. Изначально прибор Гебольда использовался поздно ослепшими людьми, уже имевшими навык письма, но вследствие потери зрения лишёнными возможности писать привычным образом. Имелось множество вариантов приспособлений и трафаретов для письма слепых плоским шрифтом. Суть их сводилась к ограничению движения пера или карандаша в вертикальной плоскости, чтобы строки не налезали одна на другую. Позднее более популярными стали варианты приспособления, ограничивающие движение пера клеткой для каждого знака. Гебольд разработал специальную систему письма, несколько упростив написание букв латинского алфавита, адаптировав их для написания в клетке с условными девятью точками. По этому же принципу были добавлены буквы кириллицы.

Сегодня большинство тифлопедагогов сходятся во мнении, что даже детям с врождённой слепотой необходимо давать основы письма плоским шрифтом, что позволяет им при необходимости суметь написать записку зрячему человеку, прочитать рельефные надписи на табличках, понять такие устойчивые выражения как «Г-образный», «Т-образный» и тому подобное.

Гебольд отмечал, что преимущества большого римского алфавита актуальны не только для чтения, но сохраняются и при письме, а именно, чем яснее и определеннее слагаются очертания буквы в представлении человека, тем правильнее и вернее в состоянии передать их его рука. Конечно, Гебольд не мечтал, что воспроизведение их возможно от руки. Одна правильность строк обуславливала уже необходимость использования вспомогательных средств. При этом упрек, делаемый системе Гебольда другими учеными, педагогами, в том, что она грешит однообразием, в дальнейшем, послужил ей на благо, облегчив автору создание устройства (аппарата) целесообразного и доступного по цене как для гладкого, так и для рельефного письма. Гебольд изобрел устройство для письма с постоянными или передвигающимися отверстиями, которые являлись опорными пунктами для изображения букв.


Устройство состояло из трех частей: деревянной доски, окончатой линейки и грифеля.

Доска (А), 9 ½ дюймов в вышину и 9 дюймов в ширину, с правой и левой стороны была окаймлена выдающимся над ней металлическим ободком в ширину 1 дюйм. Ободок был предназначен для удерживания неподвижно в своих вырезках окончатой латунной линейки (b) и, вместе с тем, для определения расстояния между строками. Вырезки 1/8 дюйма ширины, расположенные на расстоянии ¼ дюйма одна от другой, предоставляли возможность поместить 20 строк на одной странице. Для неподвижного укрепления бумаги у верхнего края доски была устроена рейка (а), которая прижималась двумя винтами, расположенными по сторонам доски.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 11 Если было необходимо приспособить прибор для того, что бы незрячий мог без посторонней помощи отыскать место, на котором прервал свое письмо, то для этой цели делали на левой стороне рамки ряд отверстий, соответствующих вырезкам. Вдевая в них метку, незрячий мог обозначать строку, на которой прервал письмо. Такой же ряд горизонтальных отверстий, сделанных на верхней рейке или нижнем краю рамки, служили для отметки места, соответствующего последней написанной букве.

Окончатая линейка (b), самая существенная часть аппарата, от ½ до ¾ дюймов ширины и 7 дюймов длины, изготовлялась обыкновенно из твердой латуни. Своими концами была тщательно пригнана к вырезкам металлического ободка, находящимся по обоим бокам доски.

При помощи неподвижно прикрепленных к ней винтов, ее можно было без труда вложить и вынуть из вырезок доски. В линейке во всю ее длину вырезаны прямоугольные отверстия (окошечки), они могли быть разной величины РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 12 (пяти размеров), в зависимости от шрифта, и поэтому к каждой доске прилагалась линейка, соответствующая размерам шрифта, которым желали писать. Размеры окошек, ширина простенков между ними могли уменьшаться, и соответственно, увеличивалось количество окошек на линейке. Такая система давала возможность варьировать шрифт. Так, например, в линейке №1 было 19 окончатых отверстий, в линейке № 2 – 24, №3 – 32, №4 – 42, №5 – 104. Соответственно, используя линейку №1 можно было разместить на листе 380 букв, №2 – 480, №3 – 640, №4 840, и №5 – 2 080 букв. Посредине каждой стороны окончатого прямоугольника имелась неглубокая зазубрина, на которой слегка задерживался грифель при обведении им по внутренним стенкам окошка. Зазубринки отнюдь не препятствовали свободному движению грифеля, они давали возможность незрячему контролировать правильность написания буквы. Эти четыре зазубрины вместе с четырьмя углами прямоугольника образовывали восемь ключевых точек, обозначенных на чертеже. Середина прямоугольника обозначалась цифрой девять. При помощи этих ключевых точек определялась форма каждой буквы.


Так, например, форма буквы «Г» воспроизводилась движением грифеля между цифрами 5–3–1. Для написания знаков препинания и чисел пользовались также этими указателями. Между отдельными словами оставляли одно окончатое отверстие пустым, или же в нем помещался подходящий по смыслу знак препинания. Грифель изготавливался из кости и был длиной 4 дюйма. На одном конце его крепился стальной стержень, ¼ дюйма длины, толщиною с вязальную спицу, с притупленным концом. Следует отметить, что толщина стержня-наконечника могла видоизменяться – быть тоньше или толще, в соответствии с номером окончатых отверстий линейки. Противоположный конец грифеля был плоский, клинообразно заостренный. Его назначением было сглаживание бумаги в случае ошибок, если ошибка была допущена при РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 13 письме рельефом. На вдавленном им месте можно было начертить правильную букву.

К использованию аппарата Гебольда приступали тогда, когда незрячий уже научился читать. Имея уже верное представление о форме букв, он был готов их воспроизводить при посредстве описанной линейки. Ученикам следовало освоить письмо двумя способами: плоским шрифтом – для зрячего корреспондента и рельефным – собственно для себя (для заметок, записей, подсчетов и т.д.).

Для обучения плоскому письму (письма чернилами) Гебольд разрабатывает рекомендации, которые позволяют сделать обучение максимально эффективным. Так, он предлагает начать обучение с предварительного ознакомления учеников с устройством прибора, особое внимание обращая на те «мелочи», которые могут сказаться неразборчивостью письма и порчей прибора.

В частности, предлагает особое внимание уделить обучению бережного отношения учеников с окончатой линейкой. Если линейка согнется, то буквы, воспроизведенные с ее помощью, будут наезжать одна на другую, очертания их могут смешиваться, в целом запись становится неразборчивой даже для глаз зрячего человека. Такое же большое значение имеет жесткое укрепление бумаги того же формата, что и доска. Бумага не должна быть положена косо, ерзать, иначе запись выйдет неразборчивой.

Следующим шагом является обучение незрячего водить грифелем. Гебольд предлагал на первых порах использовать вместо него твердый карандаш и линейку №3. Он считал, что это приучит руку к легкому нажиму, яснее укажет каждое неправильное направление карандаша относительно внутренних краев окончатых отверстий. Много внимания Гебольд уделял описанию правильного положения тела пишущего, находя много общих правил и условий с осанкой видящих при письме.