Файл: Формирование учебной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 763

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Указывал также и на существенные отличия, например, держания грифеля от способа держания пера.

Так, грифель следует держать постоянно РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 14 в вертикальном направлении так, чтобы конец его целиком скользил по внутреннему краю отверстия линейки, и чтобы его нажатию не мешали верхние края. Поэтому, средний палец пишущего не должен упираться в правую сторону грифеля, она уходит за него. Гебольд отмечал, что часто начинающие обучение стремятся подталкивать конец грифеля указательным пальцем левой руки. Он считал, что такое явление не должно допускаться педагогом, руководить грифелем могла только правая (ведущая) рука ученика.

Гебольд прописал строгую последовательность в упражнениях, так как именно ею обуславливал последующий успех метода и. поэтому, требовал ее неукоснительного соблюдения. После успешного освоения учеником всех приемов для воспроизведения букв, чисел, знаков препинания так, что письмо становилось для него уже делом механического навыка, как для зрячего, переходили к обучению письму «чернилами», т.е. плоскому письму, начертанному любой краской, карандашом и т.д., предназначенному для зрительного восприятия. С этой целью черная или синяя копировальная бумага точно такого же формата, как и доска аппарата, наклеивалась краями на обычную писчую бумагу, выдающуюся верхними и нижними краями на дюйм.

Такая предосторожность была необходима для того, что бы копировальная бумага не попала под верхний брусок. Это могло привести к тому, что при нажиме бруска, краска, попавшая на него, могла отпечататься и на бумаге, предназначенной для письма. Приспособленную таким образом копировальную бумагу клали на чистый лист, лежащий на доске, который и воспринимал на себя все очертания, сделанные при помощи окончатой линейки грифелем. Гебольд старался приспособить свой прибор и для письма рельефом.

Для этой цели он считал необходимым использовать более крепкую, плотную, хорошо проклеенную бумагу.

В период создания прибора всеми необходимыми свойствами обладала нотная бумага. Кроме того, к доске РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 15 приклеивалась мягкая эластичная подкладка из каучука. Так как каучук при каждом нажиме вытягивался по сторонам, Гебольд предложил накрывать его тонким слоем оловянной фольги (станиолью). Однако тут он встретился с более серьезными затруднениями. Для того, чтобы написанное выступало на оборотной стороне бумаги рельефом, необходимо было изображать буквы грифелем, давлением, и притом не только в обратной очереди, но и некоторые из них в обратном виде – зеркальном.


Достигнуть этого можно было двумя способами – если писать слева направо, то строки должны следовать одна за другой снизу вверх и некоторые буквы следует «опрокинуть вверх ногами». Если же писать справа налево, то можно писать сверху вниз, однако следует некоторые буквы «перевернуть наоборот».

Гебольд отдавал предпочтение второму способу, как более легкому. По мере того, как рука продвигается от правой стороны к левой, пишущий вскоре приходит к убеждению, что левая сторона буквы в настоящем ее виде должна стать правой. Несмотря на кажущуюся сложность такого письма, особенно для незрячего ребенка, Гебольду в своем классе удалось достичь впечатляющих успехов. Он отмечал «То, для объяснения чего потребовалось несколько страниц, на деле усваивается гораздо проще, кто попытается, следуя данным указаниям, оттиснуть рельеф, убедиться в незамысловатости приемов, пугающих на первых порах зрячего неестественностью требований».

Гебольд отмечал, что гораздо больше затруднений может вызвать у начинающего ученика приручение руки к необходимой твердости, уверенности почерка, соразмерности нажима и равномерности прикладываемых усилий. При чрезмерном нажиме может порваться бумага, при чересчур легком не выйдет рельеф. Ученики Гебольда так привыкали к такому письму, что начинали писать почти как зрячие, по привычке и навыку руки, со скоростью несколько страниц в час.

Поскольку обучение рельефному письму проходило с помощью линейки №3, образуемые ей строки рельефа могли показаться чересчур сжатыми. В РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 16 таких случаях Гебольд предлагал переносить линейку через строку. При таком приеме на оборотной стороне страницы также оказывалось свободное место для письма, которое могло быть использовано опытным незрячим повторно.

Практикующими педагогами было отмечено, что передвижение линейки после окончания каждой строчки сопряжено у незрячих с лишней тратой времени и дополнительными манипуляциями, в особенности, если она согнута, или зазубринки боковых ободков утратили от эксплуатации математическую правильность очертаний. Кроме того, каучуковая пластинка оказывалась чересчур твердой, отчего бумага при нажатии легко разрывалась и рельеф букв выходил недостаточно отчетливым.

Выступающие края аппарата препятствовали употреблению бумаги любого формата и величины.



С целью устранения этих неудобств в 1874 г. было предложено в аппарат Гебольда внести некоторые усовершенствования: вместо подвижной линейки – лист латуни такой же толщины, как и последняя, одинаковых размеров с доской Гебольда, с 20-ю строками окончатых отверстий (в каждой строке от 19 до 30 отверстий, в зависимости от № шрифта).

Этим приспособлением пишущий получал возможность исписать целый лист бумаги без упомянутых передвижений линейки и без перерывов письма. Если ему необходимо было прервать письмо ранее конца листа, он вдавливал небольшой штифтик рядом с последней строкой (отверстия для этого находились напротив каждой строки). Метка служила указателем. С какого места следует продолжать письмо. Подкладкой служил тонкий железный или цинковый лист, одинаковой величины с латунной доской, который был обтянут замшей. Бумага в таком приспособлении не разрывалась. Нижняя доска была шарнирно соединена с верхней, и приподнималась подобно странице книги. В приспособление можно было вкладывать бумагу любой величины и формата, и, опустив на нее приподнятую доску, фиксировать бумагу совершенно неподвижно. РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 17 Модифицированный аппарат Гебольда был признан значительно удобнее своего прототипа, так как писать на нем было легче (вследствие отсутствия выдающихся концов рамки, упрощения процедуры крепления бумаги и т.д.).

Кроме того, он составлял с верхним латунным листом, играющим роль сплошной окончатой линейки, единое целое, что существенно облегчало его переноску. Несмотря на некоторую критику, которой подвергся прибор Гебольда, предложенный им метод письма встретил со стороны выдающихся тифлопедагогов радушный прием. Такой авторитет, как Георги, в течение 6 лет испытывал его в Дрездене, и окончательно ввел в процесс обучения незрячих в 1856 г., убедившись в целесообразности и возможности успешного освоения незрячими учениками. Они, по свидетельству Георги, предпочитали его даже брайлевскому письму, так как новый метод предоставлял им возможность вступать в отношения со зрячими, не нуждаясь в посторонней помощи. То же заявляли другие известные тифлопедагоги.

В Германии метод Гебольда, несмотря на широкое распространение системы Брайля, используется как равноправный благодаря заботам Гебольда, который до конца своих дней работал над усовершенствованием своего аппарата, устраняя некоторые недостатки. Гебольд расширил применение своего дешевого аппарата, пользоваться которым стало возможным не только при письме унициалом, рельефом и плоским шрифтом, но также Брайлем и алфавитом Муна.


Однако самым распространенным способом письма стал простой прием письма карандашом слева направо без помощи копировальной бумаги. Описанные ранее приемы использовались, в основном, при работе с поздноослепшими (незрячими, у которых в памяти остались зрительные образы букв). При помощи таких же приемов и вспомогательных средств пытались обучать письму и раноослепших.

Чтобы дать им представление о форме букв, последние вырезывались на деревянных досках, и незрячие должны были обводить контуры их грифелем до тех пор, пока не усваивали РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 18 их и не могли воспроизвести. Этот способ оказался непродуктивным, так как в основном, в процессе обучения по этой методике у незрячих оказывалось неразборчивое письмо, которое было очень сложно прочесть. В 1930 – 1940 гг. этот метод применялся исключительно с одной целью – научить незрячих подписывать свою фамилию.


  1. Отработайте технику написания группы букв простой конфигурации, имеющих сходное написание с буквами алфавита для нормально видящих: «О», «П», «Г», «С», «Р», «Ь», «Б», «У», «М», «И», «Я», «Ъ» (образцы слов для записи: поп, бор, горб, мир, суп, брус, просо, гусь, сугроб, мясо, Сибирь).



Принципы построения шрифта системы Гебольда

В основу разработки шрифта по системе Гебольда положено девятиточие: комбинация точек, расположенных по три в трех горизонтальных и трех вертикальных рядах (рис. 1). Нумерация точек осуществляется по часовой стрелке и начинается в левом нижнем углу. Последняя точка (9) располагается в центре девятиточия.


3

4

5

2

9

6

1

8

7


Рис. 1 Схема нумерации девятиточия
Основой шрифта по системе Гебольда являются печатные буквы алфавита для зрячих. Каждый элемент печатной буквы мысленно соотносится с точками девятиточия. В процессе написания текста, слов или букв по системе Гебольда незрячими учащимися не требуется ровного и красивого изображения. Учащиеся должны уметь находить точки находящиеся в углах и середине края клетки, проводить от них линии в разных направлениях. Движение ручки или карандаша должно быть плавным и медленным. Ручка держится перпендикулярно плоскости без наклона.

При обучении письму шрифтом Гебольда строчные и заглавные буквы не различают, так как клетки прибора для письма одного размера. Последовательность изучения букв по системе Гебольда учитывает сложность их написания.

Все буквы распределяются на 10 групп. В каждой группе находятся буквы, имеющие схожесть по написанию.

- 1-я группа включает в себя буквы: «О», «П», «Г», «С»;

- 2-я группа включает в себя буквы: «Р», «Ь», «Б», «Ъ»;

- 3-я группа включает в себя буквы: «Ч», «У», «Н», «Ю»,»Т», «Ф»

- 4-я группа включает в себя буквы: «Э», «Е»;

- 5-я группа включает в себя буквы: «Л», «Д», «А»;

- 6-я группа включает в себя буквы: «Я», «В», «З»;

- 7-я группа включает в себя буквы: «М», «И»;

- 8-я группа включает в себя буквы: «К», «Ы»;

- 9-я группа включает в себя буквы: «Ш», «Щ», «Ц»;

- 10-я группа включает в себя буквы: «Й», «Х», «Ж».

Слепого ребенка надо научить распознавать и писать буквы строго по алгоритму. Алгоритмы распознавания и письма букв едины. Разница в том, что при распознавании буквы у детей должен быть сформирован ее идеальный образ. А при письме – он материализуется на бумаге.