Файл: В современных условиях общественного развития в России ярко выражены различные понимания роли государства и его функций, взаимоотношений между обществом, государством и его субъектами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях общественного развития в России ярко выражены различные понимания роли государства и его функций, взаимоотношений между обществом, государством и его субъектами. В связи с этим важно тщательно выверить и последовательно проводить мероприятия и этапы реализации административной реформы. Продуманные действия, связанные с административной реформой, определяют эффективность достижения ранее поставленных целей. Специфичность и особенности регулирования правовой системы, масштабы и эффективность ее воздействия на деятельность системы государственного управления являются основными направлениями административной реформы. В научном отношении наименее разработанным является регламентация деятельности административных органов в сфере правового регулирования. Это модификация власти, исключение дублирующих, ненужных функций, стандартизация государственной службы и управление по результатам. Эти преобразования должны стимулировать ослабление административного давления на предпринимательскую деятельность и навести необходимый порядок в сферах чрезмерного государственного вмешательства. Эффективность государственной деятельности может определяться объективным соответствием интересам современного общества, эффективностью государственных политико-правовых механизмов. Эффективная государственная власть определяет конкретные пути решения насущных социально-экономических проблем в целях повышения уровня жизни нашего народа.
Стоит обратить внимание, что административная реформа, как объект научных исследований, достаточно новая направленность в данной сфере деятельности. Но, несмотря на это, степень научной разработанности проблемы реализации реформы в целом достаточно высока. Теоретическая основа данного вопроса отражена в работах следующих известных ученых, как Нарышкин С. Е., Новиков А.Б., Филиппенко Е.Д., Ливерский А.А., Зайцева Г.А. и др.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодняшняя административная реформа является одной из основных задач Российского государства на ближайшую и долгосрочную перспективу. Административная реформа должна оптимизировать процесс административного управления, повысить качество государственных услуг гражданам, снизить затраты на взаимодействие с административными органами. Текущие реформы должны помочь ослабить административное давление на корпоративные структуры и восстановить нормальный порядок в тех областях, в которых государство чрезмерно вовлечено. Эффективность деятельности государства определяется не столько охватом подконтрольных ему сфер, сколько реальным соблюдением общественного интереса, эффективностью политико-правовых механизмов государства.
Объектом исследования является административная реформа в России.
Предмет исследования – административное реформирование в системе социально-экономических преобразований общества.
Цель работы – проанализировать проведение административной реформы в нашей стране, а также выявить место и роль реформы в социально-экономической сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
изучить теоретические основы административной реформы; -
проанализировать этапы проведения административной реформы в России; -
рассмотреть государственное управление в социально-экономической сфере; -
выявить влияние административной реформы на социальную политику страны.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
-
Понятие и сущность административной реформы
Изменения в структуре и функциях администрации, в определенном порядке ее отношений с обществом — эти сдвиги присутствуют в изобилии. Но к административным реформам можно отнести только те, которые основаны на правовых основаниях и осуществляются высшими органами власти в виде крупных преобразований в управленческих отношениях и структурах исполнительной власти.
Происхождение термина «административная реформа» указывает на то, что это усовершенствование чего-либо в определенной области знаний, в сфере общественной жизни, осуществляемое исполнительной властью или ее распоряжением. В двух словах, административная реформа представляет собой комплекс мер, осуществляемых органами государственной власти для изменения административной структуры государства – государственного управления, формы, функций и способов функционирования. В этой реформе объект и субъект действия, направленного на преобразование, в большинстве случаев совпадают1.
Административная реформа во многом базируется на принципах прагматизма и целесообразности. Несомненно, все действия, проводимые в рамках этих реформ, способствуют развитию информационных ресурсов о деятельности государственных учреждений и укреплению законности в России. Их главная цель - сделать внутреннюю политику России более эффективной, обеспечить ее широкую и высокую конкурентоспособность на внешнем рынке.
Определяющими задачами российской административной реформы являются2:
-
становление и возрастание роли исполнительной власти в системе государственного управления; -
преобразование структуры органов данной власти на федеральном и региональном уровнях; -
строгое соблюдение государственными служащими законности; -
стандартизация государственных услуг и изменение последовательности их предоставления; -
укрепление взаимоотношений и улучшение взаимодействий между государством, бизнесом и гражданами; -
предоставление публичных услуг высокого качества населению; -
обеспечение права граждан на объективную информацию.
Точно так же следует уделить внимание двум важнейшим составляющим российской административной реформы — государственной службе и обеспечению наглядности, подотчетности и доступности информационных ресурсов исполнительной власти для населения.
Как правило, государственная служба – не очень знакомое понятие в нашей управленческой практике. Поэтому «услуга» должна проявляться как действия органа исполнительной власти в отношении конкретного гражданина, организации, юридического лица, а эти действия, в свою очередь, обычно распространяются самостоятельно на осуществление прав, предоставленных соответствующим органом исполнительной власти по поводу реализации своих законных прав. Видно, что это конкретное действие органа исполнительной власти заключается в предоставлении или оказании государственной услуги. Высокий уровень информированности гражданского общества о деятельности администрации необходим для эффективного предоставления государственных услуг.
Изменения в исполнительной власти на федеральном уровне не могут не коснуться субъектов РФ. Введены новые проекты. Например, создан интернет-портал «Государственные услуги». Во-первых, портал формирует единую информационно-справочную систему для получения информации обо всех услугах, оказываемых органами власти в регионе. В нем указывается, где оказываются услуги, время работы, перечень необходимых документов для получения требуемых услуг и, при необходимости, государственные обязательства (госпошлина).
Особое значение имеет созданная органами власти информационная база, обеспечивающая полноценное взаимодействие всех органов власти. В настоящее время заключены договоры с 49 федеральными органами исполнительной власти, обязующими информировать граждан об оказании 340 государственных услуг. Данные доступны через Интернет.
Безусловно, особого внимания заслуживает непосредственное влияние деятельности конкретных должностных лиц, и, конечно же, оптимизация функций, которые они контролируют и выполняют. Очевидно, что именно государственные и муниципальные служащие решают ход административной реформы.
Поэтому у наших граждан часто возникают сомнения в том, серьезно ли госслужащие относятся к своим должностным обязанностям. Но, вопреки вышеизложенному, наше общество не совсем готово к формированию позитивных отношений с органами власти, контролируя их деятельность, связанную с обсуждением и принятием важных решений. Оптимальное взаимодействие власти и граждан возможно только при создании эффективных механизмов обеспечения влияния граждан через различные общественные объединения.
К числу таких механизмов, согласно административной реформе, относятся:
-
проведение публичных обсуждений по поводу подготавливаемых и в дальнейшем реализуемых решений; -
консультации с гражданами, представителями определенных организаций, деловыми сообществами на ранних стадиях подготовки их прав и законных интересов; -
реализация общественной экспертизы решений социально-значимого характера, принятых органами исполнительной власти и местного самоуправления; -
включение в состав рабочих структур и групп по подготовке и надзору нормативных правовых актов определенных представителей гражданского общества; -
создание общественных советов с участием граждан при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления.
Поэтому неотъемлемой частью административной реформы для обеспечения ее эффективности должен стать постоянный мониторинг состояния общественного мнения и настроений по поводу предстоящих изменений в процессе реформы, а также мониторинг отдельных плановых мероприятий и административной реформы в целом.
1.2 Этапы проведения административной реформы в России
Проблема административного реформирования стала приоритетной для России в конце 1990-х гг. на волне общей политической модернизации и демократизации страны. Тезис об административной реформе как важном условии экономического роста и социального развития впервые был включен в послание Президента РФ Федеральному Собранию в 1997 г., а через год первый проект Концепции административной реформы в России был рассмотрен Правительством РФ. Таким образом, Россия находится в состоянии административного реформирования уже свыше десяти лет. Все эти годы российским реформаторам приходится работать в очень сложных условиях общей политической модернизации страны: перемены политического курса, сложности политического транзита накладывают свой отпечаток на зигзаги административного реформирования. К сожалению, достичь устойчивых позитивных успехов в рамках административной реформы пока не удалось. Во многом эго связано с тем, что реформа долгое время проводилась без четкой концептуальной основы. Когда распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р была наконец одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах, выяснились весьма обескураживающие факты: стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть мероприятий административной реформы, а по ряду ее приоритетных направлений работы даже не начались
1.
Нынешний экономический кризис обострил все проблемы в экономике и управлении, сделав вопрос административной реформы приоритетным. Сегодня общими причинами необходимости выхода на новый этап административной реформы являются неэффективность государственного аппарата, фискальные и экономические проблемы, низкое доверие населения к исполнительной власти, стремление улучшить работу государственного аппарата с помощью инновационных технологий.
Цели и задачи отечественной административной реформы во многом отличаются от задач, стоящих перед развитыми странами в современной мировой экономике. Если западных реформаторов в основном волнует дороговизна содержания госаппарата и неэффективность управления (по сравнению с корпоративным управлением) в условиях нынешнего экономического кризиса, то в России остро стоят проблемы борьбы с коррупцией, бюрократизацией, бюрократией, нам не хватает четкой организации в работе государственного аппарата. Для российских реформаторов важным остается процесс реализации крупных (базовых) реформ, и в этих рамках важно укреплять, а иногда и строить прочную государственную основу, ликвидировать коррупцию и злоупотребления отечественного чиновничества, обеспечить прозрачность, гибкость и подотчетность граждан в системе государственного управления. Если начать использовать принципы нового государственного менеджмента слишком рано, коррупция и злоупотребления могут только усилиться и в результате свести на нет все старания реформаторов, однако уже на этапе основных реформ можно в виде экспериментальных («пилотных») проектов использовать отдельные принципы нового государственного менеджмента, чтобы апробировать новые идеи.
В российской административной реформе можно выделить следующие основные этапы1.
Первый этап – подготовительный (1997–2000): создание Комиссии по разработке проекта Программы государственного строительства во главе с руководителем Администрации Президента.
Второй этап – разработка и утверждение основных документов (2000–2003): проведение аналитических исследований и принятие нормативных актов, в том числе Указа Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах». В Указе сформулирована основная цель реформы: «повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов».