Файл: В современных условиях общественного развития в России ярко выражены различные понимания роли государства и его функций, взаимоотношений между обществом, государством и его субъектами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 была образована Правительственная комиссия по проведению административной реформы. В число основных задач комиссии входило проведение функциональных обзоров. Всего было рассмотрено 5400 административных функций, из которых 800 признаны избыточными, кроме того, ряд функций рекомендовалось передать рынку.

Третий этап – начало институциональных реформ (2004–2006): проведение институциональных преобразований на основе Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с п.1 Указа была создана трехзвенная структура федеральных органов исполнительной власти:

  • федеральным министерствам принадлежат стратегические функции (разработка государственной политики);

  • федеральные службы, подведомственные министерствам, выполняют контрольно-надзорные функции;

  • федеральные агентства осуществляют функции по управлению имуществом и оказанию государственных услуг.

Помимо этого, согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 годах, одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, были разработаны новые принципы бюджетирования, ориентированного па результаты, что означало приоритетную постановку целевых показателей для административных структур.

Четвертый этап – ориентация на сервисное администрирование (2006–2008): реформирование на основе распоряжения Правительства РФ «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах». Постановлениями Правительства РФ закреплены принципы административной реформы, применяемые для взаимодействия и организации деятельности федеральных органов исполнительной власти: утверждены типовые регламенты внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

Целями административной реформы в 2006–2010 гг. в соответствии с Концепцией являются: а) повышение качества и доступности государственных услуг; б) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; в) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач:

  • внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

  • разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

  • реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий (ГАС «У правление»);

  • создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

  • организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

  • оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

  • повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

  • модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

  • формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.


Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусматривалось образование учреждений новой организационно-правовой формы, занимающей промежуточное положение между бюджетной организацией и рынком. Под автономным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

На этом этапе в течение короткого времени (с сентября 2007 по май 2008 г.) действовали государственные комитеты Российской Федерации, которые были упразднены Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, а их функции переданы соответствующим министерствам, при этом министр получил право давать обязательные для исполнения указания подведомственным органам и отменять их решения.

Пятый – современный этап (2009–2013). В рамках данного этапа реформ Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 принята Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)». Основными направлениями реформирования и развития системы государственной службы являются:

  • формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

  • внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

  • повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

В результате реализации Программы предполагается разработка этических норм и правил делового поведения государственных служащих, обеспечение открытости государственной службы и ее доступности для общественного контроля, реализация антикоррупционного плана, совершенствование процедур замещения вакансий на государственной службе; создание необходимых условий для профессионального развития государственных служащих и др.

Следует подчеркнуть, что впервые в рамках отечественной реформы будет осуществляться мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Планируется также провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершить формирование единой системы управления государственной службой. Важно отметить, что впервые предусматривается разработка системы индексов, отражающих показатели доверия граждан к государственной службе. Планируется проведение регулярных социологических исследований оценки качества и результативности профессиональной деятельности. Возможно, эти современные меры контроля во время проведения реформационных процессов смогут повысить ответственность за выполнение инновационных проектов.



Таким образом, на современном этапе реформирования наконец наметился переход от форсированного внедрения рыночных методов в систему государственного управления к укреплению традиционных основ государственной службы, профессионализма, дисциплины и ответственности. Это особенно важно, так как па предыдущих этапах реформирования (начиная с 2004 г.) достаточно широко внедрялись в госструктуры рыночные методы, использование тендеров, подрядов, принципов нового государственного менеджмента. Но поскольку это произошло слишком рано, в условиях «дорациональной бюрократии», не привыкшей четко соблюдать правила и нормы, коррупция и злоупотребления стали усиливаться, о чем неоднократно предупреждали эксперты.

На современном этапе весьма остро обозначились все кризисные эпицентры реформирования. Особую тревогу экспертов вызывают показатели динамики преобразований, свидетельствующие о снижении качества управления в последние годы реформы. Так, индикаторы работы правительства, рассчитываемые Всемирным банком, отражают на начальных этапах реформирования (до 2004 г.) некоторые улучшения в работе государственного аппарата по таким направлениям, как ответственность и эффективность, однако в последующие годы фиксируется снижение индексов по этим параметрам. Не меньшую обеспокоенность экспертов вызывает и такой обескураживающий факт: в процессе реформирования пока не удалось снизить численность государственных служащих. Напротив, согласно статистике, она непрерывно растет, причем среднегодовой темп прироста составляет 18,2%.

Социологический мониторинг института государственной службы в 2009 г. также дал неутешительные результаты: деятельность государства по формированию кадрового потенциала государственной службы в процессе реформы как малоэффективную или неэффективную охарактеризовали 53% опрошенных чиновников, при этом 38% считают, что демократизм и открытость до сих пор не характерны для отечественного института государственной службы.

По индексу восприятия коррупции в 2010 г. Россия заняла 154-е место из 178 возможных. Это самый низкий показатель для нашей страны за последние восемь лет. По заключению экспертов, сегодня именно коррупция является главным препятствием на пути экономического роста России. Для того чтобы переломить эти опасные тенденции, распоряжением Президента РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1586 утвержден Национальный план но противодействию коррупции, предусматривающий комплекс мер по предупреждению негативных последствий коррупции.


Таким образом, административная реформа неизбежно возвращается к идее укрепления фундамента государственного управления на основе прочной законодательной базы. Но именно с этих мер, согласно современным научным рекомендациям, и надо было начинать административное реформирование.

Важно подчеркнуть: большинство проблем российской административной реформы проистекает из того, что стратегические планы реформаторов часто не вписываются в общую политическую линию правительства. Кризисные процессы во время реформирования возникают также в связи с тем, что отечественные преобразования не отличаются завершенностью, внутренней согласованностью и преемственностью основных этапов реформирования. В частности, непрерывно меняется институциональный ландшафт административных структур: были созданы, а потом ликвидированы государственные комитеты, исключены и возвращены агентские функции министерствам, наложены и сняты ограничения на численность заместителей Председателя Правительства РФ, заместителей министра. Помимо этого, присутствуют и явные противоречия в стратегии и тактике реформирования: стратегический курс на управление по результатам противоречит реальному бюджетированию, которое практически не зависит от достигаемых результатов отдельных подразделений. Сложно контролировать динамику реформ в условиях, когда отсутствует мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти.

В условиях современного экономического кризиса, до предела обострившего социально-экономическую ситуацию в стране, реформаторы уже не имеют права на ошибку. И здесь важно напомнить о некоторых разрушительных последствиях административных реформ в англосаксонских странах, где благодаря интенсивному внедрению технологий нового государственного менеджмента обнаружилось, что рыночные принципы в системе государственного управления далеко не всегда эффективны, зачастую они могут привести кризисным последствиям. В результате чересчур интенсивного внедрения бизнес-технологий государственная служба может утратить свои интегрирующие общественные функции, что способно серьезно подорвать эффективность системы управления. Лишившись традиционных «правил игры», чиновники оказываются в состоянии моральной растерянности: ведь бизнес-технологии достаточно откровенно заменяют идею общественного служения идеей меркантилизма, что неизбежно сопровождается ростом коррупции.

Правительство не раз обсуждало необходимость в административной реформе, переносило сроки, пока, наконец, премьер-министр М. Мишустин 16 ноября 2020 года объявил о ее начале с 1 января 2021 года. Завершение реформы запланировано на 1 апреля 2021 года. По словам главы Правительства, это позволит увеличить эффективность работы государственных служащих и сэкономить бюджет России
1.

Согласно планам М. Мишустина, после проведения реформы все министерства и ведомства будут соответствовать одному стандарту. На 5% сократится штат центральных аппаратов государственных органов, и на 10% — территориальных. Сократить планируют вакантные места, которых сейчас около 20%. При чем все сэкономленные деньги останутся в фонде оплаты труда и будут распределены между оставшимися государственными служащими.

Что касается численности сотрудников, то согласно новым требованиям штат подразделений министерств будет содержать не менее 40 человек, агентств и служб — не менее 25, состав департамента или управления — не менее 5, самостоятельных отделов — не менее 10. При этом зам. руководители федеральных органов власти будут отвечать за два или более управления или департамента. Как отмечает сам Мишустин, важно, чтобы все органы власти работали слаженно, согласно запросам и ожиданиям людей, повышая качества жизни каждого гражданина страны. Одной из целей проведения реформы является налаживание канала обратной связи между госаппаратом и населением России. Правительство планирует создать такие условия, чтобы каждый человек мог прийти на прием к государственному служащему или обратиться в профильное ведомство, получить помощь, поддержку или ответ на свое обращение. В том числе планируется расширение функций и возможностей Единого портала государственных услуг. Нужно отметить, что проведенные опросы показали — большинство россиян согласны с необходимостью проведения административной реформы. Решение Мишустина поддержали 54% граждан страны, о чем свидетельствуют результаты опроса сервиса Superjob.

Несмотря на некоторые трудности и некоторые просчеты, в рамках административной реформы произошли положительные изменения. Прежде всего, проблема построения эффективных систем управления и государственного управления проявляется в общественно-политических дискурсах и эшелонах власти. В последнее время принимаются достаточно последовательные меры по борьбе с коррупцией и восстановлению дисциплины и порядка в государственных структурах. Внедряются новые формы электронного правительства, которые будут способствовать повышению эффективности и открытости государственных структур. Однако основная работа по созданию эффективной административной системы государственного управления в нашей стране еще впереди.

ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ РФ