Файл: В современных условиях общественного развития в России ярко выражены различные понимания роли государства и его функций, взаимоотношений между обществом, государством и его субъектами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1 Государственное управление в социальной и экономической сферах
Социально-экономическая сфера жизнедеятельности общества представляет собой конгломерат отдельных областей, в которых происходит основное общественное движение. Если противостоящая данной сфере административно-политическая сфера жизнедеятельности в основном связана с функционированием государственного механизма и обеспечением его безопасности, то общественный организм – это гражданское общество и его элементы (гражданин, семья, коллектив, организация, общество, партия и т.д.) - находит свое выражение в социально-экономической сфере. Стоит заметить, что традиционно из указанной сферы исключают науку, культуру, образование и вопросы природопользования и охраны окружающей среды, что указано в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Однако в свете сложившейся практики рассмотрения экономических и социальных вопросов общественной жизни для целей государственного управления в совокупности и теоретической сложности выделения «несоциальных» областей культуры, образования или природоохраны целесообразно рассматривать все указанные вопросы в рамках единой социально-экономической сферы1.
Экономическая сфера представляется как основа построения любого общества. Даже если не принимать во внимание специфические теоретические выводы, сделанные Карлом Марксом относительно зависимости экономического базиса и политической надстройки, остается очевидным, что экономика, ее тип, уровень развития, более или менее стабильное состояние во многом определяют вид политического и социального устройства общества, уровень развития его культуры и науки, в целом цивилизационный уровень того или иного народа или их совокупности, объединенной единым государственным механизмом.
Одной из центральных задач функционирования государственного организма в целом является удовлетворение материальных потребностей членов общества. Экономика представляет собой как раз ту сферу общества, в которой происходит не только формирование материальных благ, но и их распределение между субъектами. Государство призвано выполнять такую очень сложную задачу, как управление процессами, которые протекают в недрах экономики. В экономической теории необходимость данного управления неоднократно подвергалось различным сомнениям. Причина кроется в неправильном понимании открытого наличия элементов саморегуляции в структуре экономического механизма. Данные элементы действительно характерны для нормально развивающейся рыночной экономики и базируются на основных законах рынка (законах спроса, предложения, конкуренции и т.д.). Масштабы «рынка» целого государства и отсутствие цели достижения всеобщего благополучия у участников рынка приводят к необходимости корректировки протекания естественных экономических процессов в общегосударственных целях. Многочисленные исторические катаклизмы (кризис в США в 1929-1933 годах, экономический кризис в России в 90-х годах 20 века и т.д.) свидетельствуют о неминуемости вмешательства государства в функционирование экономики как особой организации, проявляющейся в виде политической власти в обществе. Таким образом, на сегодняшний день управленческая задача органов государственной власти для большей части экономистов становится очевидной.
В источниках экономической литературы указано, что в современных условиях развития экономики государство выполняет такие основные функции, как перераспределение дохода в социальных целях, обеспечение нормативно-правовой базы, которая способствует беспрепятственному функционированию рыночного механизма, корректировка использования ресурсов, защита конкуренции, являющейся основой рыночной экономики, стимулирование экономического роста, стабилизация экономики через контроль за инфляцией и т.д1.
В связи с указанными выше обстоятельствами в российском обществе, не так давно перешедшем от командно-административного метода управления экономикой к методу, предполагающему учет мирового опыта в данной области, т.е. к методу сдержанного, преимущественно косвенного вмешательства в экономику, также устанавливается система организации управления в сфере экономики западного (западноевропейского, американского) образца. При этом в складывающейся системе управления достаточно четко прослеживается два элемента: система прямого администрирования и система косвенного воздействия.
Прямое администрирование связано с существованием института государственной собственности, являющейся важным сегментом российской экономики и нуждающейся в эффективном управлении непосредственно со стороны органов государственной власти страны.
Косвенное управление экономикой проводится посредством использования разных способов воздействия с элементами нормирования, ограничения, учета, планирования и прогнозирования, стимулирования и поощрения, а также установления особого контроля и особых разрешительных процедур. Кроме этого учитывается множество финансовых инструментов – бюджетного, налогового, валютного и иного регулирования. Однако неправильно говорить, что как прямое, так и косвенное управление однозначно характерны для государственного и частного секторов экономики соответственно, хотя вполне объяснимо преобладание того или иного способа.
Сфера экономики изучается в контексте сформированных государством административно-правовых режимов отдельно в частном и государственном секторах экономики. Также, освещается проблематика организации управленческих структур в экономической сфере на основе принципов отраслевого и межотраслевого регулирования.
Социальную сферу общественной жизни, в свою очередь, принято делить на три главных сектора. Первый можно условно назвать областью социальной защиты населения, так как этот сектор наиболее взаимосвязан с необходимостью выполнения прераспределительной функции государства в области материальных потребностей членов общества. Сюда следует включить вопросы труда и занятости, социального обеспечения (включая пенсионное), жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия, семьи (материнства и отцовства), детства, поддержки физической культуры и спорта, молодежной политики, поддержки общественных объединений и религиозных организаций, благотворительности, миграционной политики и т.д.
Следующий сегмент, как известно, объединяет те сферы, которые затрагивают духовную и интеллектуальную деятельность общества (личности). Это образование, культура, наука, массовые коммуникации (издательская деятельность и СМИ). В данном случае государство в значительной мере проявляет свои стимулирующие функции, так как призвано предоставить материальную возможность самовыражения личности и его максимальную свободу.
Третий сегмент связан с охранительной сущностью государства (но уже по отношению к окружающей среде людей). Условно этот сегмент можно назвать природоохранной областью.
Все три сегмента освещены в контексте существующих в указанных областях административно-правовых режимов. Определенное внимание уделяется и организационным основам управления в социальной сфере.
2.2 Влияние административной реформы на социальную политику страны
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения экономического и социального развития страны. Перспективные решения по реализации административной реформы в России были приняты в 2003-2005 гг.
В 2003 г. в Послании Президента РФ парламенту РФ главными препятствиями на пути экономической реформы были названы неэффективность государственного аппарата и несоответствие количества и качества власти. Ключевой задачей развития государственного управления в 2003 г. является полное сокращение функций государственных органов за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов, формирование эффективного механизма разрешения споров между гражданами и государством.
Одним из важных условий для ускорения социально-экономического развития России является реформирование системы государственного управления (Рис.1).
Рисунок 1 – Основные направления проведения Административной реформы по Указу Президента РФ
Для решения всех этих вопросов в 2003 году была создана правительственная комиссия. В 2005 г. созданы предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы управления с анализом и классификацией функций федеральных органов исполнительной власти.
Административная реформа проводится поэтапно. В 2005 году в России была разработана концепция реформы до 2010 года. Однако сегодня разрабатывается новая национальная стратегия социальной политики, отвечающая современным требованиям и сочетающая в себе универсальность и актуальность, охват широких масс и максимальное удовлетворение потребностей конкретных граждан.
Стратегия социальной политики в наши дни происходит на основе устойчивой системы законов и правовых актов. Установление трехуровневой системы власти означает коренной поворот системы социальной политики. При исследованиях установлено, что влияние федерального центра на проведение социальной политики на местах заметно снизилось не больше 20%, в то же время власти региональные здесь играют самую весомую роль - около 70%, но местное самоуправление сильно ограничено в своём потенциале - не более 10%.
С одной стороны, успешное социально-экономическое развитие в России невозможно без интеграции регионов в единое социальное и макроэкономическое пространство, без самостоятельной разработки субъектами РФ социальной политики в своих регионах, с другой стороны. В современных условиях социальной политики на первый план выходит проблема четкого разграничения сферы ответственности между субъектами страны и федеральным центром по реализации государственной социальной политики (Рис. 2).
Рисунок 2 – Функции федерального центра согласно Административной реформе
В последнее время происходит передача все больше социальных функций в субъекты РФ.
Социальная политика региона разрабатывается властями региона и местным самоуправлением с учетом концепции формирования социальной политики, которая формируется федеральным центром. Социальная политика в регионах, которая базируется на федеральной и региональной правовой базе, предусматривает:
-
Равные возможности для населения в области получения качественной медицинской помощи, профессиональной подготовки, образования, культурного роста; -
Поддержки материнства, отцовства и детства; -
Свободу выбора труда, устранение классовых антагонизмов, эксплуатации, безработицы; -
Регулирование и индексацию доходов; -
Обеспечение наиболее эффективной социальной защиты и поддержка малоимущего населения; -
Проведение реформ ЖКХ; -
Поддержку социальных сфер: образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, науки, культуры и искусства; -
Проведение миграционной и демографической политики; -
Создание фондов, прежде всего негосударственных для сбережения средств на такие проблемы, которые требуют неотложного решения.
Социальную политику на местном уровне реализуют муниципальные органы власти, осуществляя её воздействием на социальную инфраструктуру местного значения, и предоставляя социальные услуги. Применительно к муниципальному району, поселку, городскому округу относится решение социальных проблем согласно гл. 3 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 декабря 2003 года.
Таким образом, уточняются важные обязанности муниципалитетов в социальной сфере. Как известно, основная проблема жизнеобеспечения должна быть рядом с местом проживания людей, как в европейских странах. Однако этот процесс весьма противоречив. Основная проблема здесь в том, что положения перечня социальных вопросов не ясны. Например, к вопросам муниципального района и местного значения и поселения отнесено обеспечение условий для развития на территории муниципального района массового спорта и физической культуры. Учитывая, что территорию муниципального района составляют территории поселений, в состав которых он входит, этот вопрос на практике часто приводит к дублированию и смешению полномочий органов местного самоуправления в этой сфере. Это может привести к неконструктивным решениям проблемы и конфронтации. Нерешенным остается и вопрос охраны общественного порядка как местного приоритета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самой сложной реформой в истории нашей страны считается административная. Непрерывная, но постепенная она идет с 1991 года, с периода прекращения советского общественного и государственного строя и перехода к рыночной экономике.
Процесс укрепления системы власти на всех уровнях привело к развитию разграничений полномочий, включая полномочия по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В том случае если административная реформа продолжит оказывать влияние на законодательство, то образуется потребность преобразовывать его в определенную стройную систему. Чтобы этого избежать следует предусмотреть прогнозирование последствий проводимых мер для законодательства о компетенции органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; достаточное правовое обеспечение; проводимые меры для законодательства о компетенции органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Эффективность проведения административной реформы можно определить по уровню поддержки ее целей и задач со стороны как граждан, так и бизнеса, по степени заинтересованности граждан в результатах реализации данной реформы, а также по наличию объективных сведений о ходе протекания реформы. Кроме этого, важным фактором этой реформы считается заинтересованность в ее про ведении государственных служащих, которые связаны с ее реализацией.