ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 560
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
все мы, что еще немного и я бы, наверное, закричал. Мало-помалу ужас прошел, но ощущение Тайны осталось. Как можно жить, занимаясь какими-то мелочными делишками, — недоумевал я, — когда рядом с нами присутствует такая непостижимая, такая грандиозная Тайна?!.
Этот случай наложил неизгладимый отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь. До сих пор меня удивляет тот факт, что подобные переживания, в той или иной форме, знакомы каждому из нас. Однако для кого-то они являются толчком, стимулом осознать себя и свое место в этом мире, а для кого-то, (для подавляющего большинства), проходят бесследно, вызвав, разве что, легкое недоумение.
В то время, когда я учился в школе, никаких альтернатив материалистическому и атеистическому мировосприятию у нас не было. Я с головой окунулся в естественные науки, но чем дальше, тем очевиднее становилась простая истина: « если Я, это всего лишь мое тело, то есть определенная комбинация молекул и атомов, то рано или поздно, когда атомы вернутся в свое первоначальное состояние, моему Я придет конец». Меня, просто-напросто, не станет! Знакомо ли вам чувство, которое охватывает человека, осознавшего конечность своего единственного и неповторимого «Я»? Весь этот мир останется, а меня не будет. Не будет мыслей и переживаний, не будет вообще ничего! Но зачем тогда рождаться, зачем жить, зачем страдать и мучаться, если в итоге – ничто?!.
Так началось мое знакомство с философией. Вся великая отечественная литература с предельной простотой и ясностью пыталась показать мне, что главное, это жить ради окружающих меня людей, ради общества, ради будущих поколений. Необходимо выйти к «другой жизни людей» с тем, чтобы принять эту другую жизнь, как продолжение своей собственной, — наставлял Лев Николаевич Толстой. — В этом цель, смысл и счастье всякой человеческой личности. Но если конечно мое единичное «Я», — возникали невольные мысли, — значит, конечно и «Я»-общечеловеческое! В чем же тут смысл?
Смысл жизни в том, чтобы жить, — продолжали наставлять великие педагоги, — высший и окончательный смысл жизни в ней же самой, в ее полноценном и всестороннем развитии. Извините, — тут же вырывалось у меня, — но мне-то какое до всего этого дело, если то, что меня ожидает, (сначала лично меня, а в несколько более отдаленной перспективе и все человечество), есть смерть, а значит, все то же ничто. Будь я животным, для которого подобных вопросов не существует, возможно «жизнь ради жизни» меня бы устроила, но ведь я человек. Я обладаю разумом и понимать то,
зачем я живу, для меня так же необходимо, как для животного есть, спать и совокупляться. Казалось, этой пытке не будет конца.
Слушай, да зачем тебе все это надо? — с искренним удивлением спросил меня как-то один мой приятель. — Ведь живут же люди, не забивая голову подобной ерундой. Тут и так забот полон рот, — жена, огород, дети, — а тебя тянет в какую-то метафизику. Смысл жизни… Что ты без этого смысла, на кусок хлеба не заработаешь? У тебя какая квартира, двухкомнатная? А хотелось бы трех или четырех? Вот тебе и смысл! Машину покупать надо? Ребенка в садик устроить надо? Ну, так давай, действуй! А надоест, будешь коллекционировать марки или разводить аквариумных рыбок. Какой тебе еще нужен смысл?!.
Возразить ему мне было нечего. Разве можно объяснить взрослому дикарю принципы квантовой механики? Разве можно растолковать собаке или кошке для чего мы используем вилку и нож, когда едим? Стоит ли объяснять пойманной вами лягушке, что река, в которой она живет, уже донельзя загажена стоящим на берегу комбинатом, что ни сегодня завтра, всякая жизнь в этой реке прекратится?..
И поиски «смысла жизни» продолжались с новой силой. Книги, книги, книги… Бесконечное множество самых противоречивых мнений. Если хоть как-то систематизировать все то, что мне удалось прочесть, получится примерно следующее. Смысл жизни люди усматривают: в богатстве, в славе, в стремлении к власти, в наслаждении, в труде, в любви, в продлении рода (т.е. в детях), в служении Богу, в служении другим людям, в творчестве… Милые мои, — восклицал я, откладывая книгу в сторону и принимаясь возбужденно бегать по комнате, — но ведь все это лишь части! Богатство, слава и власть сами по себе ничего не значат, сами по себе они бессмысленны и нелепы! И то, и другое , и третье может служить лишь средством для достижения какой-либо цели. Сделавшись самоцелью, они заводят человека в тупик и направляют на путь духовной деградации.
Наслаждение, как «смысл жизни», нелепость, ибо наслаждение есть продукт (следствие) той или иной деятельности. Оно тем ярче и продолжительнее, чем более совершенной деятельностью человек занят. Труд, взятый сам по себе, не может стать «смыслом жизни», ибо труд есть средство для достижения определенных целей, но никак не сама цель. Трудятся для чего-то или ради чего-то. Любовь…
Любовь не может стать смыслом в силу своей специфики: она всегда либо часть, либо бесцельность. В высшем своем проявлении любовь есть выражение стремления к единству с чем-либо или с кем-либо, к обретению гармонии и равновесия, но что мне до всего этого, если итогом будет смерть?! В низшем же проявлении, любовь не более чем биологический импульс, эмоция, бесполезная с точки зрения поиска смысла жизни. Избрать такую любовь
целью может лишь человек, у которого чувства возобладали над разумом, а ведь целеполагание прерогатива именно разума.
Ищущий смысл жизни в детях, подобен животному, в том отношении, что именно у животных высшим проявлением «духовного начала» является забота о потомстве, так называемый «материнский инстинкт». Продолжение рода не смысл жизни, а средство ее поддержания…
И так далее, и тому подобное. Все «смыслы», которые мне предлагались, становились совершенно бессмысленными, как только я вспоминал о том, что рано или поздно умру. Что рано или поздно умрем все мы. И вдруг… Вдруг я задал себе такой, казалось бы, очевидный вопрос: «а с чего, собственно говоря, мы решили, что «Я», это только тело и что когда это тело умирает, «Я», как духовная сущность, прекращает всякое бытие?» Времена воинствующих материалистов канули в Лету, на дворе стояла новая эпоха. Эпоха плюрализма и гласности. Размышления потекли по новому руслу. Оказалось, для того, чтобы ответить на вопрос: «зачем Я живу?», первоначально необходимо дать ответ на другой, не менее фундаментальный вопрос: «что Я такое?».
Я – Человек. Всё, с чем я сталкиваюсь, я рассматриваю с человеческой точки зрения. Всё, что окружает меня, имеет для меня лишь ту ценность, поскольку и как оно относится ко мне. Я – Человек Разумный. Одно из основных свойств разума – целенаправленность. Я осознаю себя, я осознаю то, что находится вне меня. Для того чтобы действовать, я должен понимать, что я делаю и для чего я это делаю. Я должен знать – что Я такое. Что такое то, что меня окружает, какое место я занимаю в данном окружении и как я с ним сопоставим.
Выходя за границы своего собственного «Эго», я обнаруживаю множество других, подобных мне «Я», и узнаю, что они мучаются теми же вопросами. У некоторых имеются определенные ответы. Ответы разные и довольно противоречивые, однако, все они делятся на две условные группы: одни говорят, что Я имею бессмертную Душу, то есть, бесконечен во времени, другие – что никакой Души нет, а, следовательно, однажды возникнув из ничего, по прошествии определенного времени, Я вернусь в это ничто снова. Самое поразительное, что ни тот, ни другой из этих выводов нельзя ни доказать, ни опровергнуть на практике. По крайней мере, до тех пор, пока не случится событие, которое именуется Смертью! Перед нами имеются две противоположные теории, равноценные с точки зрения их истинности!!! Это классическая антиномия, разрешение которой возможно только с приходом смерти.
До сих пор не могу понять, как можно быть материалистом и видеть в жизни какой-то смысл. Еще труднее понять, что же заставляет людей из двух равноценных (подчеркиваю это слово, - равноценных!) предположений избрать то, которое объявляет всех нас и всё то, что мы делаем, бессмысленным движением из ниоткуда в никуда. Давайте немного порассуждаем. Итак, перед нами две равноценные, с точки зрения истинности, гипотезы. Обе, на данном этапе человеческого развития, недоказуемы, но для того, чтобы жить и действовать сообразно своей природе, (т.е. природе разумного существа), необходимо принять за «истину» какое-либо одно из данных предположений. Что у нас получается:
— если мы примем за «истину» предположение, согласно которому человеческое «Я» смертно, и это предположение действительно окажется верным, наша жизнь не будет иметь никакого смысла, ибо какой же смысл в том, что результаты всей твоей деятельности будут иметь для тебя нулевой результат?
— если мы примем за «истину» предположение, согласно которому человеческое «Я» представляет собой бессмертную Душу, и это предположение действительно окажется истинным, наша жизнь и наша деятельность будут иметь определенную ценность, то есть, определенный смысл, в зависимости от того, что и каким образом мы намерены делать.
Парадоксально, но независимо от того, смертен я или бессмертен с точки зрения объективной реальности, с субъективной точки зрения жизнь моя и всякое мое действие имеют смысл лишь в том случае, если Я обладаю бессмертной душой, а, следовательно, жить и действовать согласно своей природе, (природе разумного существа), я могу лишь в этом, последнем случае!
До окончательного вывода теперь оставался всего один шаг. И здесь, как ни странно, на помощь мне пришло юношеское пристрастие к естествознанию. Обратившись к окружающему меня миру, я, вполне закономерно, обнаружил, что всё в этом мире непрестанно меняется. Движение – вот главное свойство мира. Но не движение из ниоткуда в никуда, а движение целенаправленное. В своем движении мир стремится к… совершенству! Жизнь есть непрестанное развитие и совершенствование. И если в «неживой» природе, в силу несоизмеримости масштабов жизни Вселенной и Человека, эта тенденция очень долгое время оставалась незамеченной, то в природе, называемой нами «живой», стремление к совершенству очевидно. Везде и во всем идет непрерывный процесс усложнения организации. Любая материальная система развивается от простого к сложному.
В своем биологическом развитии жизнь на Земле прошла ряд стадий и самым совершенным ее творением, на данном этапе эволюции, является Человек. Но значит ли это, что далее ей двигаться некуда? Подобное утверждение звучало бы просто нелепо! Жизнь есть развитие, а, следовательно, на смену человеку должно прийти нечто, более совершенное и могущественное, чем сам человек. Разум – вот то, что в первую очередь отличает человека от всех прочих, менее совершенных форм жизни. И именно из разума должно развиться нечто, более совершенное, чем он сам. Развитие разума, развитие высших чувств, развитие Души! – вот то направление, в котором человеку предстоит двигаться. А значит, помимо биологического прогресса, являющегося первоочередным «смыслом» растительных и животных форм, человеку предстоит прогресс духовный. Именно он доминирует в программе нашего развития, и именно он является для человека смыслом и целью!
Осознание практической важности вопроса о «смысле жизни» и поиск более или менее позитивного ответа на него – тот фундамент, на котором базируется вся наша деятельность. Без этого невозможно стать хозяином своей судьбы или изменить что-либо в своей жизни в лучшую сторону. Всё начинается с идеи. Дальнейшие поступки и достижения, есть только следствия. Древняя мудрость гласит: «Что вверху – то и внизу!». Поэтому первое, что необходимо сделать человеку, вставшему на путь самосовершенствования, со всей серьезностью и пониманием важности дела, спросить себя: «зачем я живу?». Спросить, и попытаться ответить. Без этого вся последующая работа окажется пустой тратой времени…
Второй немаловажный вопрос касается нашего мировоззрения. Понятно, что он не может не опираться на первый, однако отождествлять то и другое не следует. Думаю, объяснять, что такое мировоззрение нет нужды. Однако о том, как наше мировоззрение формируется и на какие фундаментальные истины опирается, порассуждать придется. Вижу недовольное выражение лиц читателей, спешащих скорее приступить к изучению практических правил и рекомендаций, направленных непосредственно на улучшение вашего жизненного статуса, на достижение успеха. Вернитесь на несколько строчек назад и внимательно посмотрите правило, выделенное полужирным курсивом. «Всё начинается с идеи!», «Что вверху – то и внизу!». Это не пустые слова. Это самая первая формула, из тех, что составляют «Азбуку достижения успеха».
Этот случай наложил неизгладимый отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь. До сих пор меня удивляет тот факт, что подобные переживания, в той или иной форме, знакомы каждому из нас. Однако для кого-то они являются толчком, стимулом осознать себя и свое место в этом мире, а для кого-то, (для подавляющего большинства), проходят бесследно, вызвав, разве что, легкое недоумение.
В то время, когда я учился в школе, никаких альтернатив материалистическому и атеистическому мировосприятию у нас не было. Я с головой окунулся в естественные науки, но чем дальше, тем очевиднее становилась простая истина: « если Я, это всего лишь мое тело, то есть определенная комбинация молекул и атомов, то рано или поздно, когда атомы вернутся в свое первоначальное состояние, моему Я придет конец». Меня, просто-напросто, не станет! Знакомо ли вам чувство, которое охватывает человека, осознавшего конечность своего единственного и неповторимого «Я»? Весь этот мир останется, а меня не будет. Не будет мыслей и переживаний, не будет вообще ничего! Но зачем тогда рождаться, зачем жить, зачем страдать и мучаться, если в итоге – ничто?!.
Так началось мое знакомство с философией. Вся великая отечественная литература с предельной простотой и ясностью пыталась показать мне, что главное, это жить ради окружающих меня людей, ради общества, ради будущих поколений. Необходимо выйти к «другой жизни людей» с тем, чтобы принять эту другую жизнь, как продолжение своей собственной, — наставлял Лев Николаевич Толстой. — В этом цель, смысл и счастье всякой человеческой личности. Но если конечно мое единичное «Я», — возникали невольные мысли, — значит, конечно и «Я»-общечеловеческое! В чем же тут смысл?
Смысл жизни в том, чтобы жить, — продолжали наставлять великие педагоги, — высший и окончательный смысл жизни в ней же самой, в ее полноценном и всестороннем развитии. Извините, — тут же вырывалось у меня, — но мне-то какое до всего этого дело, если то, что меня ожидает, (сначала лично меня, а в несколько более отдаленной перспективе и все человечество), есть смерть, а значит, все то же ничто. Будь я животным, для которого подобных вопросов не существует, возможно «жизнь ради жизни» меня бы устроила, но ведь я человек. Я обладаю разумом и понимать то,
зачем я живу, для меня так же необходимо, как для животного есть, спать и совокупляться. Казалось, этой пытке не будет конца.
Слушай, да зачем тебе все это надо? — с искренним удивлением спросил меня как-то один мой приятель. — Ведь живут же люди, не забивая голову подобной ерундой. Тут и так забот полон рот, — жена, огород, дети, — а тебя тянет в какую-то метафизику. Смысл жизни… Что ты без этого смысла, на кусок хлеба не заработаешь? У тебя какая квартира, двухкомнатная? А хотелось бы трех или четырех? Вот тебе и смысл! Машину покупать надо? Ребенка в садик устроить надо? Ну, так давай, действуй! А надоест, будешь коллекционировать марки или разводить аквариумных рыбок. Какой тебе еще нужен смысл?!.
Возразить ему мне было нечего. Разве можно объяснить взрослому дикарю принципы квантовой механики? Разве можно растолковать собаке или кошке для чего мы используем вилку и нож, когда едим? Стоит ли объяснять пойманной вами лягушке, что река, в которой она живет, уже донельзя загажена стоящим на берегу комбинатом, что ни сегодня завтра, всякая жизнь в этой реке прекратится?..
И поиски «смысла жизни» продолжались с новой силой. Книги, книги, книги… Бесконечное множество самых противоречивых мнений. Если хоть как-то систематизировать все то, что мне удалось прочесть, получится примерно следующее. Смысл жизни люди усматривают: в богатстве, в славе, в стремлении к власти, в наслаждении, в труде, в любви, в продлении рода (т.е. в детях), в служении Богу, в служении другим людям, в творчестве… Милые мои, — восклицал я, откладывая книгу в сторону и принимаясь возбужденно бегать по комнате, — но ведь все это лишь части! Богатство, слава и власть сами по себе ничего не значат, сами по себе они бессмысленны и нелепы! И то, и другое , и третье может служить лишь средством для достижения какой-либо цели. Сделавшись самоцелью, они заводят человека в тупик и направляют на путь духовной деградации.
Наслаждение, как «смысл жизни», нелепость, ибо наслаждение есть продукт (следствие) той или иной деятельности. Оно тем ярче и продолжительнее, чем более совершенной деятельностью человек занят. Труд, взятый сам по себе, не может стать «смыслом жизни», ибо труд есть средство для достижения определенных целей, но никак не сама цель. Трудятся для чего-то или ради чего-то. Любовь…
Любовь не может стать смыслом в силу своей специфики: она всегда либо часть, либо бесцельность. В высшем своем проявлении любовь есть выражение стремления к единству с чем-либо или с кем-либо, к обретению гармонии и равновесия, но что мне до всего этого, если итогом будет смерть?! В низшем же проявлении, любовь не более чем биологический импульс, эмоция, бесполезная с точки зрения поиска смысла жизни. Избрать такую любовь
целью может лишь человек, у которого чувства возобладали над разумом, а ведь целеполагание прерогатива именно разума.
Ищущий смысл жизни в детях, подобен животному, в том отношении, что именно у животных высшим проявлением «духовного начала» является забота о потомстве, так называемый «материнский инстинкт». Продолжение рода не смысл жизни, а средство ее поддержания…
И так далее, и тому подобное. Все «смыслы», которые мне предлагались, становились совершенно бессмысленными, как только я вспоминал о том, что рано или поздно умру. Что рано или поздно умрем все мы. И вдруг… Вдруг я задал себе такой, казалось бы, очевидный вопрос: «а с чего, собственно говоря, мы решили, что «Я», это только тело и что когда это тело умирает, «Я», как духовная сущность, прекращает всякое бытие?» Времена воинствующих материалистов канули в Лету, на дворе стояла новая эпоха. Эпоха плюрализма и гласности. Размышления потекли по новому руслу. Оказалось, для того, чтобы ответить на вопрос: «зачем Я живу?», первоначально необходимо дать ответ на другой, не менее фундаментальный вопрос: «что Я такое?».
Я – Человек. Всё, с чем я сталкиваюсь, я рассматриваю с человеческой точки зрения. Всё, что окружает меня, имеет для меня лишь ту ценность, поскольку и как оно относится ко мне. Я – Человек Разумный. Одно из основных свойств разума – целенаправленность. Я осознаю себя, я осознаю то, что находится вне меня. Для того чтобы действовать, я должен понимать, что я делаю и для чего я это делаю. Я должен знать – что Я такое. Что такое то, что меня окружает, какое место я занимаю в данном окружении и как я с ним сопоставим.
Выходя за границы своего собственного «Эго», я обнаруживаю множество других, подобных мне «Я», и узнаю, что они мучаются теми же вопросами. У некоторых имеются определенные ответы. Ответы разные и довольно противоречивые, однако, все они делятся на две условные группы: одни говорят, что Я имею бессмертную Душу, то есть, бесконечен во времени, другие – что никакой Души нет, а, следовательно, однажды возникнув из ничего, по прошествии определенного времени, Я вернусь в это ничто снова. Самое поразительное, что ни тот, ни другой из этих выводов нельзя ни доказать, ни опровергнуть на практике. По крайней мере, до тех пор, пока не случится событие, которое именуется Смертью! Перед нами имеются две противоположные теории, равноценные с точки зрения их истинности!!! Это классическая антиномия, разрешение которой возможно только с приходом смерти.
До сих пор не могу понять, как можно быть материалистом и видеть в жизни какой-то смысл. Еще труднее понять, что же заставляет людей из двух равноценных (подчеркиваю это слово, - равноценных!) предположений избрать то, которое объявляет всех нас и всё то, что мы делаем, бессмысленным движением из ниоткуда в никуда. Давайте немного порассуждаем. Итак, перед нами две равноценные, с точки зрения истинности, гипотезы. Обе, на данном этапе человеческого развития, недоказуемы, но для того, чтобы жить и действовать сообразно своей природе, (т.е. природе разумного существа), необходимо принять за «истину» какое-либо одно из данных предположений. Что у нас получается:
— если мы примем за «истину» предположение, согласно которому человеческое «Я» смертно, и это предположение действительно окажется верным, наша жизнь не будет иметь никакого смысла, ибо какой же смысл в том, что результаты всей твоей деятельности будут иметь для тебя нулевой результат?
— если мы примем за «истину» предположение, согласно которому человеческое «Я» представляет собой бессмертную Душу, и это предположение действительно окажется истинным, наша жизнь и наша деятельность будут иметь определенную ценность, то есть, определенный смысл, в зависимости от того, что и каким образом мы намерены делать.
Парадоксально, но независимо от того, смертен я или бессмертен с точки зрения объективной реальности, с субъективной точки зрения жизнь моя и всякое мое действие имеют смысл лишь в том случае, если Я обладаю бессмертной душой, а, следовательно, жить и действовать согласно своей природе, (природе разумного существа), я могу лишь в этом, последнем случае!
До окончательного вывода теперь оставался всего один шаг. И здесь, как ни странно, на помощь мне пришло юношеское пристрастие к естествознанию. Обратившись к окружающему меня миру, я, вполне закономерно, обнаружил, что всё в этом мире непрестанно меняется. Движение – вот главное свойство мира. Но не движение из ниоткуда в никуда, а движение целенаправленное. В своем движении мир стремится к… совершенству! Жизнь есть непрестанное развитие и совершенствование. И если в «неживой» природе, в силу несоизмеримости масштабов жизни Вселенной и Человека, эта тенденция очень долгое время оставалась незамеченной, то в природе, называемой нами «живой», стремление к совершенству очевидно. Везде и во всем идет непрерывный процесс усложнения организации. Любая материальная система развивается от простого к сложному.
В своем биологическом развитии жизнь на Земле прошла ряд стадий и самым совершенным ее творением, на данном этапе эволюции, является Человек. Но значит ли это, что далее ей двигаться некуда? Подобное утверждение звучало бы просто нелепо! Жизнь есть развитие, а, следовательно, на смену человеку должно прийти нечто, более совершенное и могущественное, чем сам человек. Разум – вот то, что в первую очередь отличает человека от всех прочих, менее совершенных форм жизни. И именно из разума должно развиться нечто, более совершенное, чем он сам. Развитие разума, развитие высших чувств, развитие Души! – вот то направление, в котором человеку предстоит двигаться. А значит, помимо биологического прогресса, являющегося первоочередным «смыслом» растительных и животных форм, человеку предстоит прогресс духовный. Именно он доминирует в программе нашего развития, и именно он является для человека смыслом и целью!
Осознание практической важности вопроса о «смысле жизни» и поиск более или менее позитивного ответа на него – тот фундамент, на котором базируется вся наша деятельность. Без этого невозможно стать хозяином своей судьбы или изменить что-либо в своей жизни в лучшую сторону. Всё начинается с идеи. Дальнейшие поступки и достижения, есть только следствия. Древняя мудрость гласит: «Что вверху – то и внизу!». Поэтому первое, что необходимо сделать человеку, вставшему на путь самосовершенствования, со всей серьезностью и пониманием важности дела, спросить себя: «зачем я живу?». Спросить, и попытаться ответить. Без этого вся последующая работа окажется пустой тратой времени…
Второй немаловажный вопрос касается нашего мировоззрения. Понятно, что он не может не опираться на первый, однако отождествлять то и другое не следует. Думаю, объяснять, что такое мировоззрение нет нужды. Однако о том, как наше мировоззрение формируется и на какие фундаментальные истины опирается, порассуждать придется. Вижу недовольное выражение лиц читателей, спешащих скорее приступить к изучению практических правил и рекомендаций, направленных непосредственно на улучшение вашего жизненного статуса, на достижение успеха. Вернитесь на несколько строчек назад и внимательно посмотрите правило, выделенное полужирным курсивом. «Всё начинается с идеи!», «Что вверху – то и внизу!». Это не пустые слова. Это самая первая формула, из тех, что составляют «Азбуку достижения успеха».