Файл: Конспект зачетного мероприятия внеурочное мероприятие Химия (интеллектуальная игра).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Смоленский государственный университет»

КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Внеурочное мероприятие «Химия +…» (интеллектуальная игра).

Провела студентка 5 курса естественно-географического факультета направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «биология и химия»

Савичева Владислава Игоревна

В 9 «Б» классе

МБОУ Богородицкая СШ Смоленского района

Смоленск

2022

Внеурочное мероприятие «Химия +…» (интеллектуальная игра).

Методическое обоснование темы

Внеклассное мероприятие – интеллектуальная игра «Химия + …» разработано для обучающихся 9-х классов. Основная цель его проведения подвести итог и завершить изучение курса химии за 8 класс нетрадиционным образом, используя игровые формы работы, а также показать кадетам взаимосвязь химии с другими, изучаемыми ими науками. Ключевыми задачами игры были: развитие логического мышления учащихся, умений применять знания, полученные при изучении различных научных дисциплин, формирование интеллектуальной грамотности, как части химической культуры личности, развитие чувства сопричастности общему делу и умений работать коллективно.

Познавательный интерес к предмету, развитие творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию поддерживается через использование межпредметных связей.

Цель мероприятия: создать условия для формирования познавательного интереса к предмету.

Задачи: Образовательные:

  • обобщение и закрепление знаний, полученные на уроках химии в 9 классе, а также умение применять их в нестандартных условиях;

  • расширение общего кругозора и повышение познавательного интереса.

Воспитательные:

  • формирование навыков коллективной работы, потребности взаимопомощи.


Развивающие:

  • развитие навыков логического и абстрактного мышления, внимания, памяти, умения обобщать, проводить аналогии, включать интуицию, воображение;

  • формирование навыков коммуникативной и самостоятельной деятельности учащихся.

Формируемые УУД:

  • Личностные: способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю деятельности.

  • Регулятивные: умение производить деятельность по намеченному плану, вносить необходимые коррективы в процессе решения и проверки, устанавливать причины допущенных ошибок, выдвигать предположения.

  • Коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими товарищами и преподавателем.

  • Познавательные: умение определять понятия, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к мероприятию, калькуляторы, дидактические материалы (карточки – задания, таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», бланк для жюри «Сводная ведомость результатов», жетоны).

Организационный момент. За неделю до начала игры ученики 8го класса должны организовать команды по 4 человека и в соответствии с заданной темой придумать название и девиз, выбрать капитана.

Проведение игры. Игра включает в себя шесть конкурсов для команд и задания для болельщиков и классных руководителей.

Во всех конкурсах ребятам предлагаются вопросы и задания разного уровня сложности. Очередность выбора вопроса определяется жеребьевкой перед началом игры. За правильные ответы командам начисляются баллы. Болельщики, отвечая на вопросы, зарабатывают дополнительные баллы для своей команды. Победитель определялся по сумме баллов, полученных во всех конкурсах, с учетом дополнительных баллов болельщиков.

По завершении всех конкурсов жюри проводит подсчет баллов.

Председатель жюри объявляет победителей

, вручает дипломы.

Сценарий игры

Вступительное слово.

Здравствуйте, дорогие участники! Уважаемые гости. Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мероприятии.

А начать его я хочу со слов великого ученого и человека Д.И.Менделеева: ...человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества. (Д.И.Менделеев.)

Химия окружает нас повсюду. В современном мире без продуктов химического синтеза жизнь практически стала невозможной. Также химия «запустила свои руки» во все изучаемые школьные предметы. Несмотря на сложность предмета, каждый из вас, даже не имеющий отношения к этой науке уже обладает рядом знаний по химии. Давайте их сегодня и проверим. Наше мероприятие пройдет в игровой форме. Вам будут предложены вопросы и задания разной сложности из различных научных областей, но объединит их все химия.

Сегодня будут соревноваться 3 команды.

Представление команд:

  1. Название команды.

  2. Капитан команды.

  3. Девиз команды.

Судить нашу игру будет компетентное жюри. (Представление состава жюри).

Проведение жеребьёвки.

На пути человечества встречаются разные пути к разуму. По какому вам идти решайте сами. Удачи!

Конкурс 1. Химия + история

Командам предлагаются вопросы, связанные с химией и историей. Команды отвечают в порядке очереди. Очередность выбора вопроса определена жеребьевкой перед началом игры. На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд. Если команда, выбравшая вопрос, не справляется с заданием, право ответа переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов. Максимальное количество – 30 баллов.

Вопросы:

1) 5 мая 1821 (51 год), Лонгвуд, Остров Святой Елены скончался император Франции (1804—1815 гг), великий французский полководец и государственный деятель Наполеон I Бонапарт. Есть версия, что Наполеон был отравлен. Эту гипотезу выдвинул шведский стоматолог Стен Форсхувуд, исследовавший волосы Наполеона и нашедший в них этот химический элемент. О каком химическом элементе идет речь? (Мышьяк).

2) Издревле женщины (а в некоторых цивилизациях даже мужчины) пользовались косметикой. На Руси – это чаще всего были соки ягод, отвары трав. К примеру, русские девушки подкрашивали волосы отваром кожицы лука, румянили щеки свеклой. А что использовали они для чернения бровей и беления кожи лица? (
Сажа/уголь и мел/известь)

3) В истории человечества рассматривается несколько периодов, связанных с металлами. Самый ранний из них период (4–3 тыс. до н.э.) носит научное название энеолит. Преобладают каменные орудия труда, но уже начали появляться металлические. О каком металле и, соответственно, веке идет речь? (Медь, медный век)

4) Алхимия – специфическая область натурфилософии, зародившаяся во II веке нашей эры. В начальный период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялось соответствующее небесное светило. Сопоставьте название небесных тел с названиями соответствующих металлов:

Серебро - Луна

Железо - Марс

Ртуть - Меркурий

Олово - Юпитер

Медь - Венера

Свинец - Сатурн

Золото - Солнце

 

5) Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент этого металла, что делает ее сверхпрочной. Недостаток его в стали привел к тому, что к 1944г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и “тигры”, и “пантеры”, и “фердинанды”, одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”. О каком металле идет речь? (Никель).

6) Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому не известный металл он сумел получить из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло Тиберия, да и правителем он был не дальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он
отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного металла». Спустя полторы тысячи лет в историю этого металла была вписана новая страница. Это сделал талантливый немецкий врач и естествоиспытатель Парацельс Филипп. О каком металле идет речь? Что такое глинистая земля? (Алюминий, оксид алюминия)

Конкурс 2. Знатоки химического оборудования

Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Кого же из Вас можно считать успешным химиком?

Командам предлагается набор лабораторного оборудования.

Задание: за 5 минут, определить название и назначение предложенной химической посуды и лабораторного оборудования.

Каждому предмету присвоен номер.

Команды заполняют карточки в соответствии с номерами на оборудовании:

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 24 балла.

Набор посуды и оборудования: пробирка, пробиркодержатель, тигельные щипцы, штатив для пробирок, коническая колба, мерный цилиндр, фарфоровая чашка, шпатель, воронка, спиртовка, асбестовая сетка, химический стакан.

Игра со зрителями. «Химия + литература»

За правильный ответ зрители получают жетон, стоимость которого 1 балл, их они могут передать своим командам.

Вопросы:

1. Определите, кому принадлежат следующие строки: «Твоих оград узор чугунный...»
а) М.В. Ломоносов; 
б) А.С. Пушкин; 
в) М.Ю. Лермонтов

2. О каких соединениях серы упоминал А.С.Пушкин в стихотворении, написанном в 1831 году?

«Тогда услышал я (о, диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яйцо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос, себе зажав, отворотил лицо…»

(Сероводород Н2S и сернистый газ SO2)

3. Назовите формулу газа, о котором идёт речь в литературном произведении:

– Угарный газ! – вскричал Холмс.
– Подождите немного. Сейчас он уйдёт.
Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое пламя, мерцающее в маленькой жаровне посередине. В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли…»