ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В современной школе особое значение приобретает игра, применение игровых технологий. Использование различных обучающих игр, воображаемых ситуаций способствует установлению положительных взаимоотношений между иностранным языком и теми, кто его изучает; служит сильным мотивационным фактором для развития устной и письменной речи; позволяет более успешно привлекать внимание детей и дольше его удерживать; стимулирует творческие возможности, развивает воображение; устанавливает связи между миром фантазии и реальным миром ребенка; расширяет его социальный опыт.
Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам, они выполняют множество функций в процессе развития ребенка: облегчают учебный процесс, помогают усвоить материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Например, в социальной компетенции все игры делятся на две группы — competitive (конкурентная – дети показывают свои знания путем состязания), co-operative (дети показывают свои знания путем коллективной работы) .
Многие методисты подразделяют учебные игры на:
-
Языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики) -
Коммуникативные (ролевые игры на заданную тему) -
В книге Е.И. Пассова,доктора педагогических наук, «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры:
«…Игра – это:
1) деятельность
2) мотивированность,отсутствие принуждения
3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная
4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив,
5) развитие психических функций и способностей,
6) «учение с увлечением».
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
-
созданию психологической готовности детей к речевому общению; -
обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; -
тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Основные цели использования игр на уроках ИЯ:
-
Формирование определенных навыков. -
Развитие определенных речевых умений. -
Обучение умению общаться. -
Развитие необходимых способностей и психических функций. -
Познание (в сфере становления собственно языка). -
Запоминание речевого материала.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимании, восприятия информации.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как вежливость, внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимовыручки.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращении урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.
5) Релаксационная функция — это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся.
В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры. Они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала на этапе его активизации в речи учащихся.
Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах.
Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
В игровой форме можно провести и физминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» можно поиграть в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе я называется и показывается движение, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика более-менее освоена учитель, а позже ведущий из учеников только показывают действия, учащиеся же должны его повторить и назвать самостоятельно. И, наконец, на обобщающем уроке в игру включается соревновательный момент: делится группа на команды, от каждой из команд выбирается ведущий. Каждому из них дается «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их ведущий должен показать движение, команды должны быстрее соперников угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Чья команда получает больше баллов, та и победитель. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физминутка.
На уроках можно использовать различные вариации игры «Правда/Ложь». Учитель называет, например, звуки, показывая соответствующие транскрипционные значки, и иногда допускает ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры ученики запоминают буквы, цифры и другую лексику.
Для совершенствования навыков аудирования будет полезна игра «Поймай звук». Ученики хлопают в ладоши, когда они слышат в произносимых учителем словах заданный звук. Если ученик ошибается он садится. Остаются стоять самые внимательные. Вариант этой игры используется при изучении темы "Множественное число существительных": учащиеся должны услышать и хлопнуть в ладоши на слово во множественном числе.
Обучение грамматике также происходит через игру, так как дети ещё не знают по-русски названия частей речи и членов предложения. Поэтому слово “глагол” можно заменить словом “действие”, “существительное” – “название” и отрабатывать их по картинкам.
Все уроки должны быть эмоционально насыщены, тогда у малышей возникнет постоянная мотивация к изучению английского языка, и они с нетерпением будут ожидать следующего урока. Поэтому так важно на каждом уроке играть с младшими школьниками. Игра – основная деятельность ребенка.
Одной из лучших игр, одновременно развивающая диалогическую и монологическую речь ученика и помогающая усвоить лексику и буквы английского алфавита, является «Поле Чудес». Эту игру можно впоследствии использовать для изучения английского языка в среднем звене.
Очень интересна детям любого возраста следующая игра: все учащиеся делятся на две команды. В мешочек кладутся листочки с названиями героев или предметов на определенную тематику. От каждой команды по очереди выходит участник. Он достает листок со словом, читает и изображает то, что прочитал. Остальные учащиеся угадывают это слово. Данная игра помогает учащимся запомнить написания слов, а также развивает память.
Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации (ИКТ).
Например интерактивный кроссворд по теме «Овощи» для учеников начальных классов.
Ребята любят задания с использованием флеш-карточек:
Также на уроках интересно будет посмотреть мультфильмы и выполнить игровые задания к ним, спеть песенки на английском языке, в 3-4 и средних классах почитать сказки на английском языке и поставить по ним мини-сценки.
Лексические игры
Цели:
-
тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; -
активизировать речемыслительную деятельность учащихся; -
развивать речевую реакцию учащихся.
При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, картинках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово».
-
Secrete Letters
Учащимся предложены слова, называющие животных. В них пропущены буквы. Учащиеся должны их вставить. -
Lottery
Представители команд по очереди достают из коробки карточки с написанными на них словами и распределяют их по категориям. Например: “Clothes” — “Shoes” или “Healthy food” — “Unhealthy food”.
Грамматические игры
Цели:
-
научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; -
создать естественную ситуацию для употребления данных речевых образцов; -
развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Игры:
-
Nonsense
Учитель высказывает утверждение, которое не соответствует действительности, например: “We wear school uniform when we go to the theatre”. Ученики поправляют фразы: “We do not wear uniform when we go to the theatre”. -
Twenty Questions
Учитель задумывает предмет или человека (например, одноклассника). Остальные ученики, задавая общие вопросы, должны отгадать его:
Is he (she) taller than me? — Yes, he is.
Does he (she) study better than me? — No, he doesn`t.
Is his (her) hair longer than mine?..
Орфографические игры
Цель: тренировать написание английских слов.
Учитель раздает карточки с буквами алфавита. Затем называет слово, например, book. Учащиеся, имеющие карточки с соответствующими буквами, должны выйти к доске и встать таким образом, чтобы получилось данное слово.
Игра «Anagrams». (Анаграммы)
Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления.
Оборудование: карточки с анаграммами, доска, мел.
Содержание: В этой игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова учащиеся записывают на доске.
Ten – net; Take – Kate; Tea – eat; Race – care;Mile – lime;Lain – nail; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was;Knee – keen.
При этом он должен знать значение новообразованного слова.
Игры для обучения чтению
Цели:
-
быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия; -
правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т. е. понимать читаемое; -
читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы.
Игра:
-
Composer
На доске написано длинное слово, например, “Representative”. Учащиеся составляют из букв данного слова новые слова и записывают их на доске. Например, present, tea, test, art. Sir, rat, ten, train, vase, sea, pie, pine, pet, pen, pan, nest.
Игры для обучения говорению
Цели:
-
научить умению выражать мысли в логической последовательности; -
научить практически и творчески применять полученные речевые навыки; -
обучить речевой реакции в процессе коммуникации.