Файл: Игровые технологии на уроках иностранного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В современной школе особое значение приобретает игра, применение игровых технологий. Использование различных обучающих игр, воображаемых ситуаций способствует установлению положительных взаимоотношений между иностранным языком и теми, кто его изучает; служит сильным мотивационным фактором для развития устной и письменной речи; позволяет более успешно привлекать внимание детей и дольше его удерживать; стимулирует творческие возможности, развивает воображение; устанавливает связи между миром фантазии и реальным миром ребенка; расширяет его социальный опыт.

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам, они выполняют множество функций в процессе развития ребенка: облегчают учебный процесс, помогают усвоить материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Например, в социальной компетенции все игры делятся на две группы — competitive (конкурентная – дети показывают свои знания путем состязания), co-operative (дети показывают свои знания путем коллективной работы) .
Многие методисты подразделяют учебные игры на: 

  • Языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики)

  • Коммуникативные (ролевые игры на заданную тему)



В книге Е.И. Пассова,доктора педагогических наук, «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры:

«…Игра – это:

1) деятельность

2) мотивированность,отсутствие принуждения

3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная

4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив,

5) развитие психических функций и способностей,

6) «учение с увлечением».
Игры способствуют выполнению важных методических задач:


  • созданию психологической готовности детей к речевому общению;

  • обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

  • тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.


Основные цели использования игр на уроках ИЯ:

  1. Формирование определенных навыков.

  2. Развитие определенных речевых умений.

  3. Обучение умению общаться.

  4. Развитие необходимых способностей и психических функций.

  5. Познание (в сфере становления собственно языка).

  6. Запоминание речевого материала.


Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимании, восприятия информации.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как вежливость, внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимовыручки.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращении урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.
5) Релаксационная функция — это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся.

В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры. Они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала на этапе его активизации в речи учащихся.
Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах.

Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.



Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
В игровой форме можно провести и физминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» можно поиграть в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе я называется и показывается движение, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика более-менее освоена учитель, а позже ведущий из учеников только показывают действия, учащиеся же должны его повторить и назвать самостоятельно. И, наконец, на обобщающем уроке в игру включается соревновательный момент: делится группа на команды, от каждой из команд выбирается ведущий. Каждому из них дается «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их ведущий должен показать движение, команды должны быстрее соперников угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Чья команда получает больше баллов, та и победитель. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физминутка.
На уроках можно использовать различные вариации игры «Правда/Ложь». Учитель называет, например, звуки, показывая соответствующие транскрипционные значки, и иногда допускает ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры ученики запоминают буквы, цифры и другую лексику.
Для совершенствования навыков аудирования будет полезна игра «Поймай звук». Ученики хлопают в ладоши, когда они слышат в произносимых учителем словах заданный звук. Если ученик ошибается он садится. Остаются стоять самые внимательные. Вариант этой игры используется при изучении темы "Множественное число существительных": учащиеся должны услышать и хлопнуть в ладоши на слово во множественном числе.
Обучение грамматике также происходит через игру, так как дети ещё не знают по-русски названия частей речи и членов предложения. Поэтому слово “глагол” можно заменить словом “действие”, “существительное” – “название” и отрабатывать их по картинкам.


Все уроки должны быть эмоционально насыщены, тогда у малышей возникнет постоянная мотивация к изучению английского языка, и они с нетерпением будут ожидать следующего урока. Поэтому так важно на каждом уроке играть с младшими школьниками. Игра – основная деятельность ребенка.

Одной из лучших игр, одновременно развивающая диалогическую и монологическую речь ученика и помогающая усвоить лексику и буквы английского алфавита, является «Поле Чудес». Эту игру можно впоследствии использовать для изучения английского языка в среднем звене.
Очень интересна детям любого возраста следующая игра: все учащиеся делятся на две команды. В мешочек кладутся листочки с названиями героев или предметов на определенную тематику. От каждой команды по очереди выходит участник. Он достает листок со словом, читает и изображает то, что прочитал. Остальные учащиеся угадывают это слово. Данная игра помогает учащимся запомнить написания слов, а также развивает память.
Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации (ИКТ).

Например интерактивный кроссворд по теме «Овощи» для учеников начальных классов.

Ребята любят задания с использованием флеш-карточек:

Также на уроках интересно будет посмотреть мультфильмы и выполнить игровые задания к ним, спеть песенки на английском языке, в 3-4 и средних классах почитать сказки на английском языке и поставить по ним мини-сценки.
Лексические игры

Цели:

  • тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

  • развивать речевую реакцию учащихся.

При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, картинках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово».

  • Secrete Letters
    Учащимся предложены слова, называющие животных. В них пропущены буквы. Учащиеся должны их вставить.

  • Lottery
    Представители команд по очереди достают из коробки карточки с написанными на них словами и распределяют их по категориям. Например: “Clothes” — “Shoes” или “Healthy food” — “Unhealthy food”.



 Грамматические игры

Цели:

  • научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

  • создать естественную ситуацию для употребления данных речевых образцов;

  • развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Игры:

  • Nonsense 
    Учитель высказывает утверждение, которое не соответствует действительности, например: “We wear school uniform when we go to the theatre”. Ученики поправляют фразы: “We do not wear uniform when we go to the theatre”.

  • Twenty Questions
    Учитель задумывает предмет или человека (например, одноклассника). Остальные ученики, задавая общие вопросы, должны отгадать его:
    Is he (she) taller than me? — Yes, he is.
    Does he (she) study better than me? — No, he doesn`t.
    Is his (her) hair longer than mine?..

Орфографические игры

Цель: тренировать написание английских слов.
Учитель раздает карточки с буквами алфавита. Затем называет слово, например, book. Учащиеся, имеющие карточки с соответствующими буквами, должны выйти к доске и встать таким образом, чтобы получилось данное слово.
Игра «Anagrams». (Анаграммы)

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления.

Оборудование: карточки с анаграммами, доска, мел.

Содержание: В этой игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова учащиеся записывают на доске.
Ten – net; Take – Kate; Tea – eat; Race – care;Mile – lime;Lain – nail; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was;Knee – keen.

При этом он должен знать значение новообразованного слова.
Игры для обучения чтению

Цели:

  • быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия;

  • правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т. е. понимать читаемое;

  • читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы.

Игра:

  • Composer
    На доске написано длинное слово, например, “Representative”. Учащиеся составляют из букв данного слова новые слова и записывают их на доске. Например, present, tea, test, art. Sir, rat, ten, train, vase, sea, pie, pine, pet, pen, pan, nest.

Игры для обучения говорению

Цели:

  • научить умению выражать мысли в логической последовательности;

  • научить практически и творчески применять полученные речевые навыки;

  • обучить речевой реакции в процессе коммуникации.