ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1073
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
педагоги сегодня дают полную свободу детям, но при этом стараются ориентировать их на определенные образцы воспитанности, т.е. невольно подгоняют всех под одну мерку, делая всех одинаковыми. В результате – то же подавление индивидуальности,
только под благовидным предлогом. Признавая ребенка, исходим из принципа природосообразности: каждый человек имеет лишь ему данные природой свойства –
задатки, характер, темперамент. Отсюда – различные интересы, потребности,
способности. Зачем же насильственно вытеснять то, что делает человека единственным и неповторимым? Гораздо продуктивнее развивать данное ему природой, доводить его до совершенства. В этом плане задача воспитателей не в стирании индивидуальности,
а в целесообразном ее формировании. Бороться с природой – затея бесперспективная,
опираться на нее – дело разумное.
Другая крайность – бросать ребенка на произвол судьбы. Парадокс, но в некоторых случаях полное невмешательство в развитие ребенка дает гораздо лучшие результаты, чем жесткая опека. Недостатки воспитания затем быстро компенсируются активностью, самостоятельностью, жизненной хваткой. В результате появляются смекалистые, деловые, предприимчивые люди. Но существует огромная опасность того,
что не привитые с детства моральные нормы и ограничения сделают их собственную жизнь и жизнь общества невыносимой, что они направят свою активность по противозаконному пути.
Ребенок обнаруживает свои личностные качества в деятельности, поведении,
поступках. Один делает все быстро, другой – медленно и обстоятельно, третий – сразу же бросается на задачу, потом осматривается и корректирует свою деятельность с учетом обстоятельств. Один сдержан в общении, другой – открыт, один занят мыслями о себе, другой – мыслями о нас. Одним присуща повышенная возбудимость, другим –
эмоциональная устойчивость. Действия педагога во всех этих случаях не могут быть одинаковыми.
Для каждого у него должна быть индивидуальная стратегия воспитания.
Определившись с целью, он подбирает такие средства воспитательного воздействия,
которые актуализируют присущие конкретному ребенку функционально- психологические особенности. Чем выше дифференциация форм воспитательного влияния, тем выше эффективность воспитания. При этом учитывается, что независимо от индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять моральные требования. Конкретные пути каждого воспитанника к достижению воспитательной цели, конкретные механизмы личностного развития могут быть своеобразными, отвечать исходным индивидуальным особенностям.
Итак, мало лишь понять ребенка. Его следует признать как индивидуальность,
как неповторимую личность, имеющую право быть самим собой. Без этого
гуманистические усилия можно не продолжать, они не достигнут успеха.
297
только под благовидным предлогом. Признавая ребенка, исходим из принципа природосообразности: каждый человек имеет лишь ему данные природой свойства –
задатки, характер, темперамент. Отсюда – различные интересы, потребности,
способности. Зачем же насильственно вытеснять то, что делает человека единственным и неповторимым? Гораздо продуктивнее развивать данное ему природой, доводить его до совершенства. В этом плане задача воспитателей не в стирании индивидуальности,
а в целесообразном ее формировании. Бороться с природой – затея бесперспективная,
опираться на нее – дело разумное.
Другая крайность – бросать ребенка на произвол судьбы. Парадокс, но в некоторых случаях полное невмешательство в развитие ребенка дает гораздо лучшие результаты, чем жесткая опека. Недостатки воспитания затем быстро компенсируются активностью, самостоятельностью, жизненной хваткой. В результате появляются смекалистые, деловые, предприимчивые люди. Но существует огромная опасность того,
что не привитые с детства моральные нормы и ограничения сделают их собственную жизнь и жизнь общества невыносимой, что они направят свою активность по противозаконному пути.
Ребенок обнаруживает свои личностные качества в деятельности, поведении,
поступках. Один делает все быстро, другой – медленно и обстоятельно, третий – сразу же бросается на задачу, потом осматривается и корректирует свою деятельность с учетом обстоятельств. Один сдержан в общении, другой – открыт, один занят мыслями о себе, другой – мыслями о нас. Одним присуща повышенная возбудимость, другим –
эмоциональная устойчивость. Действия педагога во всех этих случаях не могут быть одинаковыми.
Для каждого у него должна быть индивидуальная стратегия воспитания.
Определившись с целью, он подбирает такие средства воспитательного воздействия,
которые актуализируют присущие конкретному ребенку функционально- психологические особенности. Чем выше дифференциация форм воспитательного влияния, тем выше эффективность воспитания. При этом учитывается, что независимо от индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять моральные требования. Конкретные пути каждого воспитанника к достижению воспитательной цели, конкретные механизмы личностного развития могут быть своеобразными, отвечать исходным индивидуальным особенностям.
Итак, мало лишь понять ребенка. Его следует признать как индивидуальность,
как неповторимую личность, имеющую право быть самим собой. Без этого
гуманистические усилия можно не продолжать, они не достигнут успеха.
297
Принятие ребенка
Принятие означает безусловное, т.е. без каких-либо предварительных условий,
положительное отношение к ребенку. Принятие – не просто положительная оценка, это признание того, что ребенок принят со всеми его особенностями, недостатками, что он имеет право быть таким, какой он есть. Педагог их знает. Он готов справиться с недостатками.
Конечно, легко и просто принять воспитанника, когда его достоинства превосходят недостатки. Но чаще приходится принимать неблагополучных. Полюбите нас черненькими, читаем у Ф. Достоевского, а беленькими нас всяк полюбит. Если ребенок «не такой», не так действует, думает, ходит, ест, спит, его трудно принять.
Взрослые, может, сами того не понимая, «подравнивают» ребенка под себя. Конечно,
больше шансов на принятие имеют красивые, здоровые, воспитанные дети.
Если воспитатель не принимает воспитанника или принимает его формально, как служебную необходимость, то скорее всего он относится к нему отрицательно. Обещая помочь, он не достигнет успеха. Искреннее принятие обязательно проявится в сочувствии, теплом отношении, когда создается атмосфера для обоюдного выражения чувств. Легкое прикосновение, ласковый взгляд, сочувственное молчание поддерживают ребенка, повышают веру в себя, помогают пережить трудности, выйти из конфликтной ситуации. Воспитатель будет терпелив и к путаной речи, и к длинным монологам, и к сильному выражению чувств. Он позволит ребенку выговориться и тем самым облегчит его положение.
Нынешние школьные отношения характеризуются неполным (иногда условным)
принятием ребенка. Ученику постоянно ставятся условия: «Я буду тебя уважать, если ты…», «Я буду с тобой дружить, но ты должен…» В результате у него формируются нереалистические взгляды на себя и окружающих людей. В подсознании «сидит»
мысль, что он не может быть принят по каким-то причинам. А причины в большинстве –
самые пустяковые, но у ребенка уже сформировался низкий уровень самооценки,
комплекс непринятия себя – ужасное следствие непринятия его другими. Психологи и врачи утверждают, что это ведет к невротическим состояниям, вселяет неуверенность,
рождает чувство безысходности. Непринятый ребенок сегодня – это отвергнутый взрослый завтра, человек, которому недостает любви и сочувствия, который ходит с ощущением постоянной готовности быть всегда виноватым. Человек агрессивный и жестокий.
В основе принятия ребенка – любовь. Если это христианское чувство неведомо душе воспитателя, то какие бы профессиональные усилия он ни прилагал, принять нервного, капризного, трудного ребенка он не сможет. Говорят – любовь педагога должна быть умеренной и разумной. Но никто не знает, где пределы этих критериев.
Одно известно – любящий ребенка всегда воспитывает лучше, ибо действует не только умом, но и сердцем.
298
Путь любви к ученику лежит через справедливость. Ничего так тонко не чувствуют дети, как фальшь, и ничего не воспринимают так естественно, как справедливость. «Он несправедлив ко мне» – самый болезненный укор воспитателю.
Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть непременно.
Если требование к ребенку несправедливо, завышено или занижено, если его постоянно осуждают, в нем неизбежно вызревает протест. Формируется боязнь сделать что-то не так, неудовлетворение собой. Все это сковывает активность ребенка,
центрирует его внимание на ошибках, переживаниях, неудачах, оскорблениях. Ребенок хочет, чтобы с ним обходились серьезно и уважительно. Принятие основывается на требовательности и принципиальности, но это идет на пользу только на фоне положительного отношения, желания помочь.
Полное и безусловное принятие помогает ослабить, а потом и вовсе снять детскую тревожность, способствует самоутверждению воспитанника, предоставляет ему свободу для саморегуляции.
Естественно, что взгляды воспитанника и воспитателя на одни и те же события различны, причина тому – огромная разница в возрасте и опыте. Поэтому воспитатель должен терпеливо объяснять, чем вызвано то или иное действие, почему нужно поступать именно так, а не иначе. Тогда воспитанник поймет, что требование – не прихоть, а жизненная необходимость. Равность позиций предполагает, что оба осознают необходимость того или иного поведения. Ребенок лучше понимает сущность предстоящей деятельности, формулирует ее словами, а затем и действует в правильном направлении, педагог видит результаты своих усилий.
Должен ли он показывать, что любит и принимает ребенка? Не стоит ли ему опасаться, что дети «сядут на голову»? Панибратство, неуважение к старшему как раз и возникают при отсутствии искренней любви и уважения. Значит, где-то затаилась фальшь. Любящий воспитатель, как мать и отец, может даже прибегнуть к дружеской трепке. Это только усилит обоюдную привязанность. Отнеситесь с пониманием к этому замечанию. Если ребенок уверен, что его любят, то отцовский ремешок или острастка приятеля-педагога ему не повредят.
Следует еще раз предостеречь будущих воспитателей от иллюзий, что все образуется само собой, без усилий: дети станут лучше, и наладятся и отношения с ними. Меняются группы, классы, дети, родители, условия, теории, администрации,
ситуация в стране – все в этом мире переменчиво. А поэтому время от времени проводите саморефлексию, спрашивайте себя:
Каким видят меня мои воспитанники?
Чувствуют ли они мою любовь?
Верят ли они мне?
299
Думают ли они, что я их понимаю?
Есть ли у них основания считать меня своим другом?
Справедлив ли я?
Нравится ли им, как я с ними общаюсь?
Хотел бы я, чтобы они разговаривали со мной, как я с ними?
Хотел бы я, чтобы меня так воспитывали, как я их?
Каких тем я избегаю в разговоре с ними? Почему?
Чувствуют ли они себя понятыми, принятыми?
От чего они страдают?
Знаю ли я все об их переживаниях?
Давайте напоследок проверим нашу готовность принять ребенка таким, какой он есть. Вы сможете его принять (поставьте – да), если:
– признаете право ребенка на любой поступок;
– разрешите ему быть таким, какой он есть;
– проявите уважение к его чувствам, мыслям, переживаниям;
– сможете его выслушать, понять, полюбить;
– поддержите всегда и везде, оставаясь при этом самим собой;
– согласитесь, что у детей и взрослых ценности, взгляды, убеждения не всегда совпадают;
– проявите готовность делиться собственными ценностями, способствуя этим пониманию себя воспитанниками;
– проявите уважение к позиции воспитанника;
– будете верить в его силы и возможности;
– будете чувствовать постоянную готовность к открытости и приобретению нового опыта.
Таким образом, принятие ребенка – это проявление уважения к нему, его
мыслям, чувствам, переживаниям, поступкам, правам и свободе. Относясь уважительно
к тому, что составляет его сущность, педагог показывает воспитаннику, что понимает,
любит его. Воспитание в таких условиях не может не быть успешным.
Правила для педагога-гуманиста
Существуют ли специальные методы, организационные формы для личностно- ориентированного воспитания? Их нет. Воспитатель-гуманист пользуется всеми воспитательными средствами классической педагогики. Но они трансформированы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменяется в методах и формах воспитательного процесса, это направленность. Взять хотя бы такие
300
общие методы воспитания, как убеждение или приучение. По-разному используют их педагоги на практике. Тяготеющие к жесткому управлению авторитаристы направляют убеждение прямолинейно, заботясь лишь о ясности и категоричности его предъявления. В гуманистической педагогике то же самое убеждение будет выражено много мягче, и в зависимости от особенностей воспитанников и ситуации оно примет новые формы. Главное – удовлетворить запросы, потребности, интересы воспитанника.
То же самое нужно сказать и об организационных формах воспитания.
Воспитательное дело – одна из общих форм, но превратится оно в формальное мероприятие сторонника жесткого управления или станет увлекательным занятием самих ребят с участием воспитателя – зависит от направленности, организации процесса. Таким образом, хотя основные формы традиционного и личностно- ориентированного воспитания сохраняются, они все же отличаются между собой. Эти отличия мы заметим сразу, если не будем забывать, что личностно-ориентированное воспитание направлено на формирование внутренне свободной, уважающей себя и других, активной личности. Значит, формы и методы его необходимо направлять так,
чтобы они максимально приближали к достижению цели.
А чтобы «повернуть» их в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой:
– подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания,
чтобы не допускать проникновения тех требований, которые противоречат гуманистической направленности воспитания. И хотя в методах и формах осело все само ценное, существенное и важное, нельзя забывать, что разрабатывались они в тех воспитательных теориях, которые господствовали в других социально-экономических условиях;
– исключать методы наказания, унижающие личность, оскорбляющие ее достоинство;
– выбирать только такие формы организации воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников, не травмируют психику. Воспитателя- гуманиста ужаснет традиция проводить двухчасовую линейку по случаю окончания начальной школы под палящими лучами солнца на асфальте школьного двора;
– всеми силами поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям;
– принципиально, строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника, растолковывать, почему нельзя поступать так, как поступил он;
– помогать воспитаннику обнаруживать ошибки, мягко, убедительно объяснять,
какие недостатки выявлены в его работе;
– поддерживать эмоциональное благополучие ребенка;
301
То же самое нужно сказать и об организационных формах воспитания.
Воспитательное дело – одна из общих форм, но превратится оно в формальное мероприятие сторонника жесткого управления или станет увлекательным занятием самих ребят с участием воспитателя – зависит от направленности, организации процесса. Таким образом, хотя основные формы традиционного и личностно- ориентированного воспитания сохраняются, они все же отличаются между собой. Эти отличия мы заметим сразу, если не будем забывать, что личностно-ориентированное воспитание направлено на формирование внутренне свободной, уважающей себя и других, активной личности. Значит, формы и методы его необходимо направлять так,
чтобы они максимально приближали к достижению цели.
А чтобы «повернуть» их в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой:
– подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания,
чтобы не допускать проникновения тех требований, которые противоречат гуманистической направленности воспитания. И хотя в методах и формах осело все само ценное, существенное и важное, нельзя забывать, что разрабатывались они в тех воспитательных теориях, которые господствовали в других социально-экономических условиях;
– исключать методы наказания, унижающие личность, оскорбляющие ее достоинство;
– выбирать только такие формы организации воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников, не травмируют психику. Воспитателя- гуманиста ужаснет традиция проводить двухчасовую линейку по случаю окончания начальной школы под палящими лучами солнца на асфальте школьного двора;
– всеми силами поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям;
– принципиально, строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника, растолковывать, почему нельзя поступать так, как поступил он;
– помогать воспитаннику обнаруживать ошибки, мягко, убедительно объяснять,
какие недостатки выявлены в его работе;
– поддерживать эмоциональное благополучие ребенка;
301
– формировать положительную самооценку школьника, веру в себя, уважение к себе;
– постоянно увеличивать требования, закреплять достигнутые результаты;
– активизировать деятельность личности в нужном направлении, не ждать негативного поступка, чтобы затем укорять им;
– понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью;
– жить интересами, переживаниями ребенка, не вторгаться, а входить в его внутренний мир осторожно, тактично, проявляя эмпатию;
– понимать себя, знать свои сильные и слабые стороны, использовать в воспитании других только свои преимущества. Следить за своим поведением, быть образцом для детей;
– зорко всматриваться в своих воспитанников, чтобы в каждый момент знать,
как идет процесс воспитания;
– искренне радоваться малейшему успеху своего воспитанника;
– предоставлять ребенку возможности для самоутверждения;
– постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят видеть его;
– учитывать состояние и настроение воспитанника. Часто ребенок отказывается выполнять какое-то требование. Нужно отступить и выбрать момент, когда он выполнит его с удовольствием. «Убиваем четырех зайцев сразу»: уважаем желание личности, не фиксируем факт непослушания, не формируем негативного отношения к действию,
открываем ребенку путь к самостоятельному пониманию, что он, может быть, не прав,
даем возможность спасти репутацию. Подумайте, что могло бы быть, если бы воспитатель непременно настоял на своем;
– слушать ребенка внимательно, демонстративно отложив в сторону даже срочную работу;
– крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии;
– получать удовольствие от общения с воспитанниками;
– разговаривать с воспитанником так, как он хочет, чтобы разговаривали с ним;
– не смотреть на воспитанника сверху вниз, глаза воспитателя должны находиться на уровне его глаз;
– направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Если семья крепко держится за традиционные нормы жесткого воспитания, не ослаблять попыток до тех пор, пока не наступит смягчение. Но ни взглядом, ни словом не настраивать ребенка против родителей;
– осуждать поступок, но уважать личность. Воспитатель может сказать: «Ты поступил гадко», но ни в коем случае – «Ты гадкий». Дайте понять воспитаннику, что его поступки недостойны тех добрых начал, которые он в себе носит, но пока подавляет. А вот за доброе дело надо похвалить: «Молодец, ты поступил правильно.
Так действуй всегда».
302