Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2090

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
догматического, и наибольшего расцвета оно достигло в эпоху средневековья. Слово стало главным носите­лем информации, а обучение по книгам - одной из главных задач образования.

Однако человечество продолжало развиваться, и объем его культурного наследия неуклонно увеличивался. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений он настолько возрос, что освоенные человеком догматические методы обучения с трудом справлялись с поставленной перед ними задачей. Обще­ство нуждалось в людях, хорошо знающих закономерности при­роды и способных не только учитывать, но и использовать их в своей деятельности. Поэтому все большее развитие в этот период получают методы наглядного обучения, методы, помогающие на практике применять полученные знания.

Обеспечение наглядности учебного материала значительно способствовало эффективности процесса обучения, однако не настолько, чтобы снять все проблемы. Вопрос поиска путей по­вышения эффективности обучения оставался открытым. Основ­ным направлением поисков в решении этой проблемы для дидактов стало усиление мотивации учащихся к учению. Необхо­димость поиска механизма повышения мотивации ребенка к учению обострилась еще и тем, что общекультурное развитие человечества (и в особенности внимание к гуманистическим принципам и идеалам) постепенно приводит к отказу от физиче­ского насилия со стороны учителя, от авторитарных средств стимулирования деятельности учащихся, к обращению к гуман­ным методам обучения. Насилие и окрик учителя постепенно уходят из школы, и побудить ребенка учиться теперь может только одно - его заинтересованность в учебе и результатах. Именно поэтому на рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практи­ческих методов обучения.

Дальнейший поиск в области методики обучения привел к ши­рокому распространению так называемых проблемных методов обучения. На этот очередной вариант словесного метода, основан­ного на самостоятельном движении учащегося к знаниям, возлага­лись большие надежды. И несмотря на то что этот метод требует слишком много труда и времени для получения хороших результа­тов, его популярность и в наши дни остается довольно высокой.

Развитие гуманитарных наук, и в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способно­стей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов
развивающего обучения.

Появление каждой новой группы методов обучения означает, что человечество нашло и пытается освоить еще одну неиспользо­ванную область возможностей. Опора на слово, попытки форми­рования мотивации, идея развития ребенка - все это значительные вехи в истории развития науки о процессе обучения - педагогики. Изучение этой истории позволяет сделать выводы, которые при использовании различных методов обучения на практике могут быть очень полезными:

1. Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспе­чить необходимых результатов в полном объеме.

2. Ввиду того что ни один из методов не является универсаль­ным, хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не раз-нонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентиро­ванные на единую цель, т.е. систему методов. К примеру, при стремлении развить у учащихся коммуникативные умения необ­ходимо на уроке значительную часть времени уделять таким ме­тодам, как беседа, дискуссия, комментированное управление, ра­бота в малых группах.

3. Классификация методов обучения

Поскольку ученые-дидакты не пришли еще к единому понима­нию и толкованию сути самого понятия «метод обучения» то, ес­тественно, не прекращаются и дискуссии вокруг подхода к про­блеме классификации этих методов и самой классификации. Ука­жем важнейшие подходы к данной проблеме и предложенные в соответствии с ними классификации.

Первое наиболее полное описание системы методов, сложив­шихся в 60-е годы, дал Е.Я. Голант. Позже по вопросам классифи­кации методов в структуре общих работ по дидактике выступили М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Б.П. Есипов, М.А. Данилов и др. Об­стоятельный обзор всех классификаций методов провел Ю.К. Бабанский, предложивший и свою классификацию методов.

Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и актив­ные в зависимости от степени включенности учащегося в учеб­ную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объясне­ние, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, органи­зующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод)

(Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. -М., 1957).

Как следующий шаг в русле этого же подхода можно расцени­вать классификацию по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность, предложенную М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером. Они делят методы обучения в зависимости от уровня их включенности в продуктивную, творческую деятельность и складывающегося ввиду этого характера познавательной дея­тельности учащихся (Дернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981; Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. -М., 1982. -С. 181). С этой точки зрения ученые выделяют следующие методы.

Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецеп­тивный (рецепция - восприятие), метод. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными сред­ствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в па­мяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объясне­ние, работа с учебником, демонстрация.

Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учени­ком учебных действий по заранее определенному алгоритму. Ис­пользуется для приобретения учащимися умений и навыков.

Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоре­чия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать об­разец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познава­тельных действий.

Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целост­ное решение проблемы пока отсутствует.

Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляет­ся познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обес­печить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.

Совершенно иной подход был использован Е. И. Перовским и Д.О. Лордкипанидзе, предложившими
классификацию по источ­никам получения знаний. Они считали, что на методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпа­ют знания учащиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. При таком под­ходе каждая группа методов опирается на свой вид источников:

а) словесные методы - на устное или печатное слово;

б) наглядные методы - на наблюдаемые предметы, явления, на­глядные пособия;

в) практические методы - на практические действия, ориенти­рованные на получение знаний, выработку умений и навыков.

Эта классификация оказалась довольно простой. Видимо, по­этому она получила широкое распространение.

Наиболее практичной в дидактическом отношении представля­ется классификация по дидактическим целям, разработанная М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым (Данилов М. А. Процесс обуче­ния в советской школе. - М., 1960). Они исходили из того, что если методы обучения представляют собой способы организации учебной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделять на следующие группы:

- методы приобретения новых знаний;

- методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;

- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функцио­нального назначения. Правда, в этой классификации не обозначе­ны методы, которые применяются при закреплении (усвоении, запоминании) изучаемого материала, хотя они занимают важное место в процессе обучения.

Весьма интересную организационную классификацию пред­ложил Ю. К. Бабанский. Он впервые выделил особую группу ме­тодов - методы стимулирования и мотивации учебно-позна­вательной деятельности. Эти методы ранее как бы не замечали, а между тем они используются каждым работающим в школе учи­телем и оказывают громаднейшее влияние на эффективность про­цесса обучения. Поскольку, по мнению Ю. К. Бабанского, любая деятельность в качестве неотъемлемых компонентов имеет три составляющих - организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения подразделяются на три большие группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.


3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Данная классификация соответствует современному понима­нию процесса обучения в школе и отражает качественно иной подход к нему. Обучение здесь рассматривается как многогран­ный педагогический процесс.

Сущность указанных методов и способы их применения в про­цессе обучения рассмотрим в следующей главе.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое метод обучения?

2. Что такое прием обучения и чем он отличается от метода?

3. Может ли прием быть методом и метод - приемом? При каких условиях такое возможно?

4. Назовите этапы развития методов обучения.

5. Какие группы методов обучения в настоящее время получили наиболь­шее развитие?

6. Какие классификации методов обучения вы знаете?

7. Могут ли существовать другие классификации? Составьте свою класси­фикацию методов обучения.

Литература

Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.,1981.

Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - 2-е изд. - М., 1982.

Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М, 1977.

Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 1997.

Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.