Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2089

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 9 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности

Эта группа методов является наиболее крупной и хорошо про­работанной. В ней можно выделить методы организации учебной деятельности, ориентированные на достижение различных задач обучения. Это методы:

- получения новых знаний;

- выработки практических умений и накопления опыта учеб­ной деятельности;

- закрепления изученного материала;

- организации взаимодействия учащихся.

Необходимо отметить, что некоторые методы при различной форме организации и инструментовке могут применяться для дос­тижения различных задач. Например, использование упражнений может вести как к выработке практических умений, так и к закре­плению изученного материала в зависимости от целей, которые учитель ставит перед классом.

Методы получения новых знаний включают в себя такие мето­ды, как рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация. Первые четыре метода называют вербальными (словесными) мето­дами обучения.

Рассказ. Вместе с методом объяснения рассказ представляет со­бой наиболее распространенный метод организации учебной дея­тельности. Рассказ - это метод повествовательного изложения со­держания изучаемого материала учителем. Чаще всего он использу­ется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. К примеру, это может быть рассказ о ка­ком-то человеке (писателе, композиторе и др.), месте или ситуации.

Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. При переходе на следующий этап меняются задачи изложения и, как след­ствие, могут измениться стиль и объем рассказа.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъ­является ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать достижение дидактических це­лей урока;

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным
;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Однако в чистом виде рассказ применяется сравнительно ред­ко. Чаще он используется, когда в него вкраплены некоторые дру­гие элементы: рассуждения учителя, анализ излагаемых фактов и примеров, сопоставление различных явлений. В этом случае он со­четается с объяснением излагаемого материала.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное по­яснение, анализ, доказательство и истолкование различных поло­жении излагаемого материала. К объяснению чаще всего прибе­гают при изучении теоретического материала различных наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.

Школьная лекция. В отличие от рассказа и объяснения, кото­рые используются при изложении сравнительно небольшого по объему учебного материала, школьная лекция представляет со­бой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, со­ставление схематической модели излагаемого материала).

Этот прием используется, как правило, в старших классах и за­нимает весь или почти весь урок (20-30 мин). В начальной школе ввиду неготовности учащихся к такого рода работе лекции не ис­пользуются.

Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или сообщающих, методов обучения. Используя эти методы, учитель произносит монолог и не подключа­ет учащихся к взаимодействию или диалогическому общению. В отличие от них беседа является диалогическим методом обуче­ния, при котором учитель путем постановки тщательно проду­манной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и под­водит учеников к пониманию нового материала или проверяет ус­воение уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня твор­ческой познавательной деятельности учащихся и места беседы в дидактическом процессе выделяют несколько видов бесед.

Если беседа предшествует изучению нового материала

, ее на­зывают вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.

Для непосредственного сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Одной из форм сообщающей беседы является эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, открываю), в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к самостоятельному осозна­нию, открытию и формулированию правил и выводов.

По своей форме беседа может быть индивидуальной (если во­просы адресованы одному ученику), групповой (вопросы обраще­ны к группе учащихся) и фронтальной (вопросы обращены ко всем учащимся класса).

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. При фронтальной беседе вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. При этом вопросы должны быть краткими, четкими, содержатель­ными и сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Как можно реже надо использовать подсказывающие вопросы и альтернативные вопросы (требующие однозначных ответов типа «да» или «нет»).

В целом метод беседы обладает рядом следующих достоинств:

- активизирует деятельность учащихся;

- развивает их память и речь;

- помогает контролировать знания учащихся;

- может быть проводником личностного воздействия учителя на учащихся.

Работа с книгой - один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным об­разом во время урока и под руководством учителя. Сначала работа с книгой является лишь дополнением к объяснениям учителя. По мере освоения учащимися навыков работы с книгой (через год-два) значение этого метода растет и его доля в системе используемых учителем методов увеличивается.

Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоя­тельной работы учащегося над учебником или учебной литерату­рой. Сущность этого метода (и в той и в другой форме) заключа­ется в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой. Таким образом в этом методе выделяются две взаимосвязанные стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Эффективность работы с учебником в решающей мере зависит от правильной ее организации. Исходя из характера предстоящей на уроке работы,
учитель обязан еще до урока определить, в ка­ком порядке целесообразнее применять учебник на уроке, чтобы решить стоящие на данном уроке учебные, воспитательные и раз­вивающие задачи. В этой связи необходимо соблюдать следующие дидактические требования:

1. Отбирать посильный для учащихся материал, т.е. материал, который на данном уровне общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида и эмоциональной го­товности соответствует сегодняшнему состоянию учащегося. Из­вестно, что не всякий материал из учебника учащиеся могут усво­ить без предварительного объяснения учителя и психологической подготовки самого ученика. Многие темы содержат в себе совер­шенно новые сведения, другие носят вступительный или обоб­щающий характер. Работа над ними даже с предварительным объяснением учителя может вызвать у школьников большие трудности. Такие вопросы не следует сразу давать учащимся.

2. Всякую работу с учебником и учебной литературой начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя. Учащихся следует ввести в курс изучаемой темы, обратить их внимание на основные вопросы нового материала (иногда вопросы полезно за­писать на доске или вывесить в виде заранее подготовленной таб­лицы), поставить перед ними основные задачи выполнения задания, а также определить порядок работы.

3. В процессе выполнения задания учителю необходимо на­блюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается. Учитель может помогать учащимся преодолевать отдельные этапы работы с учебником, спрашивая, как они вы­полнили очередной этап и как понимают изучаемые вопросы.

4. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальной школе - больше 10-15 мин. Ее нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так, после ра­боты с учебником обязательно нужно проверять качество усвое­ния изучаемого материала, проводить практические упражнения, связанные с накоплением опыта практической деятельности. Связка «усвоение - проверка» обязательна. Можно организовать работу с учебником циклами: усвоение одного фрагмента и про­верка качества усвоения, затем работа над вторым фрагментом и проверка качества его усвоения, далее работа над третьим фраг­ментом с соответствующей проверкой и т.д.

При работе с учебником серьезное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. Как отмечал И. Ф. Хар­ламов, «следует добиваться, чтобы школьники при работе с учеб­ником могли самостоятельно выделять основные вопросы, состав­лять план
прочитанного в виде вопросов и тезисов, аргументиро­вать наиболее важные положения, делать выписки, пользоваться при чтении словарем, анализировать помещенные в книге иллюст­рации» (Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990. - С. 217.)

Наиболее часто применяются следующие приемы работы с книгой: чтение, подготовка пересказа, списывание текста, состав­ление плана текста, подготовка тезисов (краткое изложение ос­новных мыслей), конспектирование, составление опорного (символьного) конспекта текста.

Организация наблюдения. Этот метод один из самых простых и интересных для дошкольников и школьников младших классов. Наиболее часто он применяется на прогулке детей или экскурсии. В начальной школе этот метод не может использоваться в чистом виде, так как при работе с младшими школьниками необходимо постоянно поддерживать их внимание, поэтому применяется только в сочетании с рассказом учителя или воспитателя. Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее су­щественные черты.

Иллюстрация. Следующие два метода (иллюстрация и демон­страция) относят к наглядным методам обучения. Это методы, при которых усвоение учебного материала находится в сущест­венной зависимости от применяемых в процессе обучения нагляд­ных пособий и технических средств. Обычно наглядные пособия используются в совокупности со словесными и практическими методами обучения.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстратив­ных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Демонстрация. Этот метод тоже представляет собой синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связанных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов, приборов, опытов, тех­нических установок и пр.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности построены на выполнении реальных учебных дейст­вий и направлены на формирование практических умений и навы­ков. К ним относятся такие методы организации учебной деятель­ности, как упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают