Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2094

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
повторное (многократное) выполнение умственного или письменного действия с целью углубления своих знаний и выработки соответствующих учебных умений и навыков. Упражнения применяются при изуче­нии всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

Методика применения упражнений во многом зависит от осо­бенностей учащихся - возраста, успеваемости, уровня готовности к началу выполнения упражнения, настроения и т.п. Давать уча­щимся упражнения есть смысл только в том случае, когда они хо­рошо поняли материал, - это повышает эффективность использо­вания данного метода и гарантирует отсутствие случайных оши­бок, являющихся следствием недопонимания материала.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении уп­ражнений выделяют:

а) воспроизводящие упражнения (воспроизведение известного с целью закрепления);

б) творческие упражнения (применение знаний в новых усло­виях).

Если при выполнении действий ученик вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, то такие упражнения назы­вают комментированными.

Огромное влияние на организацию упражнений оказывает ха­рактер учебной деятельности. По характеру учебной деятельности упражнения подразделяются на устные, письменные, графические и практические. Рассмотрим особенности этих упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мыш­ления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются дина­мичностью и не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений письма. Использование их способствует раз­витию координации движений, общей культуры письменной речи и самостоятельности в работе.

Графические упражнения заключаются в выполнении рисунков, зарисовок, при проведении экскурсий, практических работ, со­ставлении схем, чертежей, изготовлении альбомов, плакатов.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоми­нать учебный материал. В зависимости от полноты известных знании графические работы могут носить воспроизводящий или творческий характер.

К практическим упражнениям относятся работы по математи­ке, физике, химии и другим предметам, связанные с выработкой умений обращаться с предметами, инструментами (ножницы, нож, игла и т.п.), проводить измерения и т.д. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в учебной и трудовой деятельности.


Практические упражнения эффективны только при соблюде­нии ряда требований, основанных на закономерностях, лежащих в основе процесса формирования умений и навыков.

Процесс организации выполнения упражнения условно расчле­няется на несколько этапов. На первом этапе учитель, опираясь на осмысленные учащимися знания, объясняет им цель и задачи пред­стоящей деятельности. На втором - учитель показывает, как нужно выполнять то или иное задание. На третьем - первоначальное вос­произведение сильными учащимися учебных действий. Четвертый, окончательный, этап заключается в многократном тренировочном повторении учебных действий, направленных на приобретение практических умений и навыков. Конечно, не всегда эти этапы вы­ступают с достаточной четкостью, иногда этот процесс носит более свернутый характер, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Целью прове­дения лабораторных работ является формирование умений и на­выков обращения с приборами и другим техническим оборудова­нием. В начальной школе этот метод применяется относительно редко. Это обусловлено общим ориентиром начальной школы на накопление у ребенка первичного опыта организации учебной деятельности.

Лабораторные работы могут носить иллюстративный или ис­следовательский характер. Разновидностью исследовательских лабораторных работ являются длительные наблюдения учащих­ся за отдельными явлениями (ростом растений и развитием жи­вотных, погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п.). В некоторых школах в качестве лабораторной работы практикуются поручения школьникам по сбору экспонатов для местных краеведческих или школьных му­зеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учи­тель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде рисунков, числовых показателей, графиков, схем. Лабораторная работа может быть частью урока или занимать целый урок и даже более.

Практические работы. Этот метод обучения представляет со­бой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получе­ния новых, относящихся к использованию предмета знаний.

Прак­тические работы проводятся обычно после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер. Чаще всего они применяются на уроках труда (лепка из пластилина, составление мозаичных картинок из листьев деревьев, шишек и пр.). Работы могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Методы закрепления и повторения изученного материала. Данная группа методов предназначена для сохранения в памяти учащегося полученных знаний и переносу их в долговременную память. К ней относятся такие методы, как беседа, повторение. Многие методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятель­ности в результате многократности повторения способствуют и процессу закрепления изученного материала. Именно поэтому эти методы (упражнение, практическая и лабораторная работы) при­менимы и для закрепления.

Беседа. Это один из словесных методов обучения, в ходе которого учитель с помощью прямых вопросов побуждает учащихся к актив­ному воспроизведению освоенного ими материала с целью его более глубокого осмысления и долговременного запоминания. Беседа приме­няется чаще всего, когда изучаемый материал уже освоен учащими­ся и накоплен достаточный опыт его практического использования. Она способствует лучшему запоминанию материала и заключается в многократном повторении (проговаривании) уже изученного ма­териала, проводимом с использованием умело поставленных во­просов, побуждающих учащихся к активному воспроизведению и рассмотрению учебного материала с различных точек зрения.

Во время беседы одной из задач учителя является управление беседой, направление ее хода. Проговаривание учащимися учеб­ного материала при ответе на вопросы способствует эффективно­му закреплению материала только в том случае, если воспроизве­дение носит творческий характер и способствует углублению зна­ний и развитию мышления учащихся.

Повторение. Метод обучения, применяемый всеми учителями и по всем предметам. Повторение представляет собой основу всего процесса обучения и развития ребенка. Психологические исследования показывают, что человек через сутки после зна­комства с новой информацией забывает от 20 до 40% усвоенно­го. Через пять дней, если он не занимается активным повторением, у него остается лишь около 20%. Дальше процесс забывания про­должается и в случае невостребованности и неиспользования ин­формация забывается почти полностью. Поэтому учителю прихо­дится уделять много внимания процессу повторения и закрепления учебного материала.


Повторением обычно называют процесс словесного или письмен­ного воспроизведения выполняемых ранее (или аналогичных им) учебных заданий.

Ввиду того что процесс забывания растянут во времени, по­вторение проходит в несколько этапов. В конце каждого урока необходимо проводить подведение итогов с упоминанием того нового, что освоили учащиеся на этом уроке. Подобное оконча­ние урока представляет собой краткую форму повторения прой­денного материала. На следующем уроке обязательно надо вос­произвести новый учебный материал в полном объеме. Далее, с определенной периодичностью (раз в неделю, месяц, четверть, полугодие - в зависимости от характера учебного материала) не­обходимо возвращаться к этому материалу и организовывать его воспроизведение учащимися.


Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта. Все активнее в жизнь школы входят методы организации взаимодействия учащихся друг с другом. Введение этих методов способствует, во-первых, накоплению у учащихся социального опыта общения и, во-вторых, освоению учащимися социальных методов организации учебной деятельности.

Психологи доказывают, что попытка изолировать учащегося и обучить его только приемам самостоятельной работы пред­ставляет собой яркий пример одностороннего подхода к процес­су обучения и не способствует приобретению ребенком социаль­ного опыта на уроках. Этот крупнейший недостаток в какой-то степени компенсируют перемены между уроками и игры во дво­ре, около дома. Только здесь дети играют, разговаривают, ссо­рятся и учатся мириться друг с другом, т.е. вступают в межлич­ностное общение и осваивают его. Однако подобное общение стихийно и не столь эффективно, как могло бы быть. Для боль­шинства ребят в ходе стихийного общения не образуются ситуа­ции, способствующие полному развитию социальной сферы личности ребенка. Поэтому стихийное общение не всегда может помочь ребенку решить стоящие перед ним социальные пробле­мы. Для наиболее полного социального развития ребенка необ­ходима целенаправленная и планомерная работа, которая по­сильна только педагогу.

Формирующим элементом в этих методах выступает диалоги­ческое общение учащихся. С позиций теории деятельности диало­гическое общение является важнейшей составляющей современ­ного обучения. Диалог образует и поддерживает совместную учебную деятельность, в которой и происходит развитие участни­ка. Он способствует переводу индивидуальных видов деятельно­сти в деятельность совместную, объединенную единой целью. Ключевым для понимания роли диалогического общения в соци­альном развитии является тезис о том, что развивается не ребе­нок, а единство ребенка с ближайшим микросоциумом, куда вхо­дят сверстники и учителя.

Диалогический способ получения знаний определяет представ­ления о современном характере знания как динамичного, эволю­ционирующего, социального продукта, результата совместной деятельности людей. Важнейший ориентир современной теории образования - представление об исследовательском сообществе учащихся - сообществе, которое под руководством учителя ос­ваивает новые знания.