Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обычно на практике учителя используют сочетание нескольких из приведенных выше способов проверки домашних работ.

Тестирование в последнее время становится очень распростра­ненным методом контроля. Суть тестирования заключается в по­становке перед учащимися некоторой системы вопросов, отвечая на которые учащиеся проявляют уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта.

Для контроля за учебно-познавательной деятельностью уча­щихся сегодня в основном разработаны тесты для средней школы и выпускных экзаменов. Созданием системы тестов для начальной школы научные институты и учителя экспериментальных площа­док пока только занимаются. Основным достоинством тестов яв­ляется их объективность. Однако в них не учитываются психоло­го-педагогические особенности и требования процесса обучения (повышения оценки на один балл слабому учащемуся, иногда снижение сильному с целью повышения мотивации к занятиям и т.д.). Кроме того, процесс тестирования весьма трудоемок и от­нимает у учителя много времени. Поэтому тестирование в повсе­дневном процессе обучения неприменимо. Его можно использо­вать лишь на экзаменах, срезах, при выставлении итоговых оце­нок в году, полугодии, четверти.

Для диагностики уровня психического развития учащихся и на­копленного ими социального опыта специальные приемы психоло­гического тестирования являются весьма эффективными.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие методы может применять учитель в процессе обучения?

2. Какие методы, используемые учителем в процессе обучения, вы знаете?

3. Какие методы вы бы взяли для проведения одного урока по математике: а) в начале I класса; б) в III классе?

4. Какими группами методов можно ограничиться, если нужно передать учащимся учебный материал только одного раздела учебника?

5. Какие группы методов необходимо использовать, если ребенок учится на протяжении года или трех лет? Какова роль методов накопления социаль­ного опыта и развития психических функции?

6. Можно ли учащимся разрешать разговаривать на уроке между собой? Какие методы можно использовать, чтобы полностью ликвидировать шум на уроке? Какие методы можно взять, чтобы желание учащихся поговорить с соседом тоже работало на обучение? Когда эти две группы методов учитель может использовать и какие при этом он ставит задачи?

7. Попытайтесь определить, какие методы учитель может выбрать в каче­стве основных, если он хочет организовать учебный процесс гуманистической ориентации.


8. Можно ли на одном методе построить:

а) один урок;

б) весь процесс обучения на протяжении года?

9. Почему на уроке нужно проводить игры? Можно ли весь процесс обу­чения превратить для учащихся в сплошную игру?

Литература

Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. - М., 1981.

Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М., 1981.

Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - 2-е изд. - М., 1982.

Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее разви­тие.-М., 1989.

Кларин В. М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе иссле­дования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). - Рига, 1995.

Потемкина О. Ф. Как сделать урок интересным для учителя и его учени­ков: Пособие для учителей и школьных психологов. - М., 1993.

Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. - Вып. 2. - М., 1990.

Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.

Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.

Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1982.


Глава 10 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

1. Понятие о формах организации обучения

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организа­ции педагогического процесса.

Как было показано выше, метод обучения выступает в роли способа организации процессов освоения учащимися новых зна­ний, формирования умений и навыков, развития психических функций и личностных качеств. Таким образом, понятие «метод» характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебно­го процесса.

Понятие «форма организации обучения», или, как еще гово­рят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Сло­во forma в переводе с латинского означает наружный вид, внеш­нее очертание. Таким образом, форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает ха­рактер взаимосвязи участников педагогического процесса.

Форма обучения органически связана внутренней, содержатель­ной стороной учебного процесса. Одна и та же форма может при­меняться в различных методах обучения, и наоборот.

Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:

- способы обучения;

- формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);

- формы учебной деятельности учащегося (виды);

- формы организации текущей учебной работы класса, группы.

Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, само­стоятельным и отличным от других явлением. Однако педагоги­ка пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.

Способы обучения. Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развива­лись по мере развития общества. Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для «подтягивания» отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготов­ке к поступлению в вуз.


Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуаль­но-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя но­вое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занима­лись своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а хо­дить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приоб­ретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако по­давляющая масса детей оставалась необученной.

Уже к концу XVI - началу XVII в. как индивидуальный, так и индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потреб­ностям общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходи­мость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI в. была соз­дана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в братских школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.

В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии В.К.Дьяченко назвал коллек­тивным способом обучения (КСО). Его принципиальным разра­ботчиком и организатором стал А.Г.Ривин. В 1918 г. он органи­зовал школу, в которой обучал около сорока разновозрастных (10-16 лет) детей. Сегодня мы назвали бы эту школу, скорее, ча­стными курсами. Основой новой формы явилась методика рабо­ты учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получи­ли название пар сменного состава. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Заня­тия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны - учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения.

Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обу­чения используются во многих общеобразовательных учрежде­ниях России.

Формы организации группового обучения или системы обучения
. В настоящее время формы организации группового обучения часто называют системами обучения. Надо сказать, что такое название не совсем точное. Дело в том, что понятие системы обучения намного шире и включает в себя все элементы процесса обучения, находя­щиеся в отношениях и связях друг с другом. Поэтому, если подхо­дить строго, в систему должно входить содержание образования, уровни подготовленности учащихся и учителей, методики обуче­ния, материальное обеспечение и другие элементы обучения. Одна­ко в силу того, что термин «система» широко используется педа­гогической литературой, мы также будем его использовать.

Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Я.А.Коменский (XVII в.). Он же и широко популяризиро­вал ее. В настоящее время классно-урочная форма обучения являет­ся преобладающей во всем мире, несмотря на то что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.

Для этой формы обучения характерны следующие элементы:

- объединение в классы учащихся одинакового уровня подго­товки (распределение учащихся в классы по возрастам);

- постоянный состав класса на весь период школьного обучения;

- работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;

- обязательность занятий для всех;

- основной единицей занятий является урок;

- наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года и каникул.

Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее сущест­венные из них следующие: ограниченное количество обучаемых, ориентированность в основном на среднего ученика, высокая трудность обучения для слабого, торможение развития более сильного учащегося, невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому не прекращаются попытки усовершенство­вать урок. В частности, были разработаны и апробированы та­кие варианты классно-урочной формы, как белл-ланкастерская система, батавская система, маннгеймская система.

Белл-ланкастерская система взаимного обучения возникла в 1798 г. Основная цель ее состояла в увеличении количества обучае­мых одним учителем. Это было обусловлено потребностью круп­ных машинных производств в большом количестве квалифициро­ванных рабочих. Свое название система получила от имени англий­ского священника Л.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые од­новременно применили ее в Индии и Англии. Они попытались ис­пользовать самих учеников в качестве преподавателей. Старшие ученики сначала под