Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При коллективной форме организации учебной работы веду­щую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с дру­гом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах сменного состава. Только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.

Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:

1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.

2. Разделение труда, функций и обязанностей.

3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

4. Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.

5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждо­го участника в отдельности.

6. Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в от­дельности или частью коллектива.


3. Формы организации текущей учебной работы

В отличие от форм деятельности учащегося формы текущей учебной работы класса более многообразны. Сегодня в общеоб­разовательных учреждениях используются такие традиционные формы учебной работы, как урок, экскурсии, домашняя работа, факультативные занятия, формы внеклассной работы (предметные кружки, клубы, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

В результате реформирования системы образования в школе появляются и новые формы учебной работы. Так, в старших клас­сах учебных комплексов «школа - вуз» практикуется использова­ние вузовских форм учебной работы. Это в первую очередь лекци­онные и семинарские занятия, система зачетов. В обычных школах такой перенос форм работы из вуза чаще всего не оправдывает се­бя. Учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не готовы к таким формам работы. Однако в спецшколах и в школах с углуб­ленным изучением какого-то предмета (или предметов) такой пере­нос дает определенный положительный результат. Чаще всего он эффективен в школах, готовящих своих учащихся для поступления в высшее учебное заведение, с которым школа совместно работает.

В связи с разработкой инновационных технологий обучения в школах, а особенно в начальной школе, учителя стали применять новые формы учебной работы. Используя игровую оболочку для урока, они вместо обычных уроков проводят игры в виде сорев­нования, конкурса, путешествия. Применяются и уроки творчест­ва, на которых нет освоения нового материала в традиционном понимании этого слова. В начальной школе такие уроки исполь­зуются для повторения и нахождения в пройденном материале близких и созвучных переживаниям ребенка элементов, т.е. для выстраивания мотивов к учебной деятельности в целом.

Урок - основная форма организации текущей учебной работы. Основной формой обучения сегодня в мире является классно-урочная форма обучения, когда основной формой организации учебной работы выступает урок. Урок - основная единица образо­вательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 мин), планом работы и составом участников.

Каждый, окончивший школу, знает, что уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. Анализ проводимых в шко­ле уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения.



Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько простых типов предпринимались давно. К.Д.Ушинский выделял следующие типы уроков: смешанные уроки, на которых учитель объясняет новый материал, закрепляет его и повторяет пройден­ное ранее; уроки устных и практических упражнений, целью ко­торых является повторение знаний и отработка необходимых умений и навыков; уроки письменных упражнений, имеющие ту же самую цель; уроки оценки знании, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Современная дидактика анализирует урок более глубоко. Выде­лению типов уроков посвящено много научных работ. И тем не ме­нее на сегодняшний день эта проблема не имеет однозначного ре­шения. Разработаны несколько подходов к классификации уроков. Каждая классификация строится на каком-то одном определяющем признаке: дидактической цели (И. Т. Огородников); цели организа­ции занятий (М. И. Махмутов); основных этапах учебного процесса (С.В.Иванов); методах обучения (И.Н.Борисов); способах орга­низации учебной деятельности учащихся (Ф. М. Кирюшкин).

Дидактическая цель является важнейшим структурным элемен­том урока, поэтому классификация именно по этому признаку вы­ступает наиболее близкой к реальному образовательному процес­су. Если учитывать активную позицию учащегося в освоении ма­териала и формировании умений и навыков, то классификация по дидактической цели будет выглядеть следующим образом:

- уроки изучения нового учебного материала;

- уроки формирования и совершенствования умений и навыков;

- уроки обобщения и систематизации знаний;

- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

- комбинированные (смешанные) уроки.

Кратко остановимся на характеристике каждого в отдельности типа уроков.

Уроки изучения нового учебного материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Сюда входит работа учителя по передаче нового материала, организа­ции деятельности учащихся, направленной на его осмысление и усвоение, первичному закреплению нового материала, выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике.

Структура таких уроков относительно проста. Для них харак­терны следующие этапы: а) организация учащихся; б) краткий оп­рос учащихся по важнейшим разделам пройденного материала, ко­торый понадобится при освоении нового материала; в) формиро­вание у учащихся мотивации к деятельности по освоению нового материала, в том числе постановка темы и определение основных целей занятий; г) освоение учащимися нового материала; д) краткий опрос учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала; е) задание уроков на дом.


Наиболее эффективно процесс освоения новых понятий и способов действий осуществляется учащимися в ходе активной деятельности. Какие бы методы ни были при этом использованы (рассказ учителя, выполнение упражнений, самостоятельная по­исковая деятельность), наилучший результат будет получен, ес­ли учащиеся заинтересованы, у них сформирован высокий уро­вень мотивации к этому виду деятельности и они принимают в ней активное участие, проявляя инициативу.

Часто для лучшего освоения больших объемов нового материа­ла учитель использует крупноблочный способ изучения. На одном уроке он помогает учащимся изучить материал сразу нескольких уроков (к примеру четырех), а затем на оставшихся трех уроках проводит отработку умений и навыков, более глубокое изучение пройденных тем. Освоение нового материала может вестись раз­личными методами. Для большего разнообразия и повышения уровня интереса учащихся к учебной работе наряду с пассивными видами деятельности учащихся (слушание рассказа учителя, пере­сказа одноклассников) применяются и активные виды (практи­ческая и самостоятельная работа исследовательского типа).

Во время урока учитель применяет всевозможные приемы ак­тивизации познавательной деятельности школьников: придает изложению нового материала проблемный характер, использует яркие примеры, факты, подключает учащихся к обсуждению, под­креплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использует наглядно-образный материал и технические средства обучения. Все это нацелено на содержатель­ное и глубокое освоение нового материала и поддержку высокого уровня внимания и мыслительной активности учащихся.

Часто в ходе изучения нового материала идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Некоторые виды нового материала невозможно изучать, не вспоминая, не анализируя уже пройденный материал и не применяя его при выводах каких-то новых положений. Поэтому чаще проводятся комбинированные уроки (синтез урока изучения нового учебно­го материала с уроком формирования и совершенствования умений и навыков; урока изучения нового учебного материала с уроком обобщения и систематизации знаний).

«Чистые» уроки изучения нового материала, т.е. уроки, на которых идет только освоение нового материала, применимы в работе со школьниками среднего и старшего возраста. Это обу­словлено тем, что, во-первых, именно в средних и старших классах изучаются большие объемы нового материала, и, во-вторых, в этом возрасте учащиеся готовы к длительной работе с неизвестным ма­териалом и связанными с этим большими нагрузками.


Однако в начальной школе уроки, на которых было бы только освоение нового материала, проводить сложно ввиду неготовно­сти учащихся к большим нагрузкам. Обычно используется урок смешанный с вкраплением небольшой дозы нового материала.

Уроки формирования и совершенствования умений и навыков. На уроках этого типа решаются следующие дидактические задачи: а) повторение и закрепление ранее усвоенных знании; б) приме­нение знаний на практике для углубления и расширения ранее ус­военных знаний; в) формирование новых умений и навыков; г) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенст­вования знаний, умений и навыков.

К урокам этого типа можно отнести выполнение самостоя­тельной работы; лабораторные работы; практические работы; некоторые виды экскурсий; уроки-семинары.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке этого типа предполагает повторение полученных знаний, их примене­ние в других ситуациях, элементы систематизации знаний, закреп­ление умений и навыков, а также вывод их деятельности на меж­тематический и межпредметный уровень. Вместе с повторением можно организовать контроль и систематизацию знаний. Не ис­ключена, разумеется, возможность и такого построения урока, когда учитель планирует только текущее повторение в пределах темы, например перед контрольной работой.

При организации повторения и совершенствовании умений и навыков необходимо помнить, что повторение на четырех разных уроках по 10 мин дает несравненно больший эффект, чем повторе­ние на протяжении всего урока в течение 40 мин. Однако нельзя подходить к этому вопросу механически. Различные учебные си­туации и уровень сложности материала обусловливают разные ме­тодические подходы к построению урока. Много зависит также от цели урока, дидактических задач, которые решаются на уроке, и специфики учебного предмета.

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок этого типа нацелен на решение двух основных дидактических задач: 1) на проверку и установление уровня овладения учащимися теорети­ческими знаниями и способами познавательной деятельности, касающимися ключевых вопросов учебного предмета; 2) на по­вторение, коррекцию и более глубокое осмысление материала по этим вопросам и взаимосвязь его отдельных элементов.

Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систе­матическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный ха­рактер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладеть опытом их переноса в нестандартные ситуации при ре­шении возникающих перед ними новых необычных задач.