Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учите­лей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого рас­пространения эта система не получила, так как недостатки в орга­низации не обеспечивали необходимого уровня подготовки детей.

Батавская система появилась в США в конце XIX в. Она представляла собой попытку исправить такие крупные недос­татки классно-урочной формы, как ориентированность на сред­него ученика и недостаточный учет индивидуальных особенно­стей и возможностей детей. Предполагалось проводить избира­тельное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть - проведение обычных уроков, на которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть - индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала, или с теми, кто желает и может глубже изучить предлагаемый материал.

Маннгеймская система возникла одновременно с батавской, но не в США, а в Европе. Основной ее задачей, так же как и у батав­ской системы, было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Были классы сильных, средних и слабых учеников. Отбор в классы осуществлялся на ос­нове психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов. Предполагалось, что учащиеся из более слабых классов по мере подготовленности смогут переходить в классы более высокого уровня. Однако такого не происходило, так как существующая система подготовки не давала возможно­сти слабым ученикам достигать высокого уровня.

Элементы этой системы до настоящего времени сохранились в Австралии, где в школах создаются классы для учеников более способных и менее способных, а также в США, где в школах име­ются отдельные классы для медленно обучающихся и способных учеников. В России элементы подобной формы тоже нашли свое отражение в создании специализированных школ для особо ода­ренных детей, школ нового типа (гимназий, колледжей, лицеев), ведущих обучение учащихся на более высоком уровне сложности.

Использование идей маннгеймской системы можно встретить в школах, где организуются классы коррекции. Однако практика работы таких классов показывает
, что, как правило, развитие де­тей, попавших в них, не корректируется; школа не готовит их к последующему переходу в обычный класс. Просто в этих классах требования к учащимся значительно снижены и, следовательно, развитие детей идет замедленными темпами. С точки зрения тре­бований к психологическим условиям развития учащихся созда­ние классов коррекции в школах, где обучаются дети без отклоне­ний в развитии, абсолютно неоправдано.

Совершенствование классно-урочной системы обучения в Рос­сии привело к появлению так называемого развивающего обуче­ния. Одна из первых попыток реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В.Занковым. В 50 - 60-х годах он разработал новую систему начального обучения. Несколько в ином русле эта идея была развита Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым. Основная идея данной системы обосновывала возможность и целесообразность обучения, ориентированного на опережающее развитие ребенка. Обучение можно считать плодо­творным только тогда, когда оно опережает развитие ребенка. Знания, умения и навыки являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. Суть обучения - в са­моизменении ребенка. Эта система рассматривает ребенка не как объект обучающих воздействий учения, а как самоизменяющийся субъект учения. На сегодняшний день эта система представляется одной из наиболее многообещающих.

Недостатки классно-урочной системы привели не только к появ­лению ее новых вариантов, но и к созданию новых форм обучения.

В 1905 г. возникла форма индивидуализированного обучения, получившая название Дальтон-план. Она впервые была приме­нена учительницей Еленой Паркхерст в американском городе Дальтоне (штат Массачусетс). Эту систему называют также ла­бораторной или системой мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории и предметные мастерские.

Основная цель данной формы организации обучения заключа­ется в приспособлении темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика. В лаборатории ученики занима­лись индивидуально, получая задание от присутствующего в мас­терской учителя. Задания по каждому предмету выдавались уча­щимся на целый год. Затем они конкретизировались по месяцам. Учащиеся в течение месяца должны были выполнить эти задания и отчитаться по ним.

При возникновении каких-либо затруднений учащийся мог об­ращаться за помощью к учителю. Общегрупповая (фронтальная) работа проводилась в течение 1 ч в день. В остальное время уча­щиеся индивидуально изучали материал и отчитывались за выпол­нение каждой темы перед учителем соответствующего предмета.



Данная форма создала много эффективных приемов органи­зации учебной деятельности. К примеру, чтобы стимулировать работу учащихся, дать им возможность сравнивать свои дости­жения с достижениями своих сверстников, учитель составлял специальные таблицы (экраны успеваемости), в которых ежеме­сячно отмечал ход выполнения учащимися своих заданий.

Дальтон-план стал быстро распространяться в практике работы школ многих стран. Так, в СССР в 20-е годы использовалась моди­фикация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Отличие заключалось в том, что задания по изучению те­мы брала группа учеников (бригада). Они работали (самостоя­тельно или совместно) в лабораториях, а отчитывались коллектив­но. Однако очень скоро стало очевидно, что уровень подготовки учащихся неуклонно снижается, а их ответственность за результаты обучения падает. Стало понятно, что учащимся не под силу быстро осваивать материал без объяснения учителя. Самостоятельное ус­воение материала требует большего количества времени, хотя прочность самостоятельно усвоенных знаний выше. В силу этих причин Дальтон-план не прижился ни в одной стране мира.

2. Виды учебной деятельности учащегося

Часто под формами учебной деятельности подразумевают ви­ды учебной деятельности учащихся. Виды организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности учащихся - это способы организации дея­тельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимосвя­зи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количе­ством времени у учителя. Широко используется при дополнитель­ных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации дея­тельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллектив­ной формы - работа учащихся в парах сменного состава.


4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учеб­ной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеоб­разовательных учреждениях. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.

На практике в школах чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы обучения. На уроках поч­ти не используют парную работу и занятия в малых группах (звеньях, бригадах). Только апробируется созданная в XX в. коллективная форма.

Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: общеклассные (фронтальные) за­нятия и занятия в малых группах.

При общеклассных и групповых занятиях одного говорящего слушает группа. Число слушающих всегда больше числа говоря­щих. Различие между общением в малой группе (звене) и в большой группе (классе) не в структуре, не в построении, а в количестве од­новременно слушающих. Поэтому общеклассные (фронтальные) и звеньевые (малая группа) занятия есть одна и та же групповая фор­ма организации учебной деятельности. В том и другом случае груп­па в каждый момент времени работает совместно.

Перед группой или классом может выступать учитель, роди­тель, директор школы, член группы. В любом случае общение строится как групповое. Конкретные задания при этом могут быть самыми различными: простыми и сложными, дифференци­рованными и недифференцированными.

Сущность такой формы в самом общем виде может быть вы­ражена формулой: один человек обучает одновременно многих, группу. По количеству учащихся группа может быть разной. Пре­дельное число группы учащихся установить трудно, но мини­мальное - два человека.

Общеклассная, или фронтальная, работа учащихся на уроке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то такая работа учащихся является индивидуально-обособленной. Основной признак индивидуаль­но-обособленной работы учащихся - это отсутствие живого, не­посредственного контакта ученика с другими людьми.

Коллективная форма учебной деятельности учащегося
возникла только в XX в. в России. Это специфическая форма учебной дея­тельности, принципиально отличающаяся от других существую­щих форм.

Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке в современной школе, не является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический коллек­тив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не об­щую, а одинаковую для всех цель. Соответственно и отношение к учебной деятельности у учащихся вырабатывается не как к чему-то совместному и творческому, а как к чему-то индивидуальному и обязательному. Деятельность, направленная на достижение со­вместной цели, сплачивает, а при достижении одинаковой цели вызывает соревнование, конкуренцию и разобщение.

Общую совместную цель легко отличить от цели, одинаковой для всех. Если цель, поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут дос­тигнуть только все учащиеся вместе общими усилиями, то такая цель является общей, или совместной. Совместная задача может выполняться только группой людей. Один человек выполнить ее не в состоянии.

Учебная цель может быть совместной в том случае, если в ходе обучения помимо освоения новых знаний, умений и навыков группа людей (класс) обучает каждого своего члена. Это предусматривает систематическое участие каждого члена группы в обучении всех.

Сколько бы учеников одновременно ни учил учитель (одного, двоих, пятерых, десятерых или сорок), он не может создать коллективного обучения. Он может одновременно учить одного ученика или группу учеников. Коллективное же обучение появ­ляется только в том случае, когда в деле обучения данной груп­пы принимают активное и систематическое участие все ее члены, т.е. группа становится самообучающейся. Поэтому коллектив­ное обучение возможно там, где действует самообучающаяся группа или самообразовательный коллектив.

Создать такой коллектив невозможно без педагога высочайшей квалификации. Педагог, организующий такую форму обучения, должен знать и уметь намного больше, чем обычный учитель, ве­дущий преподавание по традиционной методике.

В работе малой группы (бригады), как и во фронтальной (общеклассной) работе, нет единой общей цели, а есть только совпадение индивидуальных целей. Исследования показывают, что общую для группы тему (или вопрос) хорошо изучает только один-два человека из группы. Это обычно ученики, которые вы­полняли роль учителя (бригадира или консультанта). Остальные не выходят на уровень освоения материала и постоянно нуждают­ся в помощи учителя. Один член группы (бригады) усваивает го­раздо больше, чем вся группа в целом. Это явный признак того, что нет коллективной работы, при которой общий результат был бы выше результата каждого члена коллектива, взятого в отдельности.